Автомобиль ЗИЛ-112С: описание, технические характеристики и отзывы
Как это ни странно, в бывшем СССР проектировались гоночные автомобили и проводились соответствующие соревнования. Ведущее место среди спорткаров занимал ЗИЛ-112С. Машина разрабатывалась на комбинате имени Лихачева в период с 1957 по 1965 годы. Основой для создания транспортного средства послужил легендарный автомобиль ЗИС-110. Тестирование модели проводилось под руководством Сергея Глазунова и Василия Родионова, которые специализировались на создании авто для кольцевых заездов.
ЗИЛ-112 С: характеристики
Рассматриваемый автомобиль оснащался передней подвеской с пружинами независимого типа. Серийная версия имела силовой агрегат мощностью в 270/300 конских сил. Мотор оборудован восьмицилиндровой V-образной конструкцией. Рабочий объем – 6 литров. Коробка взята от ЗИС-110, оборудована облегченным картером из алюминия.
Тормозная система | Дисковый узел, с расположением блока возле основной передачи ради снижения неподрессоренных масс |
Скорость по максимуму | До 275 км/ч |
Полная масса | 1,33 т |
Разгон от 0 до 100 км | 5 секунд |
Тип кузова | Двухдверный родствер |
Колесная формула | 4*2 |
Конструкция | Среднемоторная с передним приводом и модели с ведущим задним мостом |
Тип двигателя | Карбюраторный мотор с четырьмя камерами |
Особенности автомобиля
ЗИЛ-112С примечателен тем, что во времена его производства было найдено применение дифференциала с функцией самоблокировки и кузова из стеклопластика. Кроме того, авто оснащалось съемным рулем и задней подвеской, аналогом которой является популярная система «Де Дион».
Стоит отметить, что поздние вариации рассматриваемого транспортного средства имели крепление колес барашкового типа из нескольких болтов. Перед этим были модификации, которые оборудовались одной центральной крепежной втулкой. Это позволяло ускорить процесс разбортирования колеса.
В первозданном виде ЗИЛ-112С ("Кобра" по-русски) найти в настоящее время довольно проблематично. Полюбоваться на авто можно в рижском специализированном музее. Стоит отметить, что на рассматриваемой машине в 1964 завоевал чемпионство СССР знаменитый гонщик тех лет Геннадий Жаров.
Экстерьер
Внешность легенды 1962 ЗИЛ-112С сопоставима с американской гоночной «Коброй». С учетом длины кузова в 4,2 метра, колесная база составляет 0.26 м. Несмотря на то что основная кузовная часть сделана из стеклопластика, вес автомобиля остался немалым. Это обусловлено тем, что машина оснащена большими силовыми агрегатами и рамами трубчатого типа.
Экстерьер рассматриваемого автомобиля очень интересен. Невзирая на то, что многие не знали о его выпуске, он не становится от этого менее уникальным. Внешняя конструктивная часть ЗИЛ-112С нарисована Валентином Ростковым, который имеет отношение также к созданию гоночного авто ЗИС-112. Акцентировать внимание стоит на колесах, конструкция которых делает их демонтаж на порядок оперативнее, чем в стандартных моделях.
Панель приборов
При посадке в советский гоночный автомобиль его пилот видел перед собой невысокое стекло и жесткую приборную панель. На ней размещались циферблаты. В их число входит показатель уровня воды, масла, манометр, амперметр и контроллер уровня бензина. Кроме того, имелся спидометр, запас скорости на котором был 320 км/ч. Реальный разбег машины по максимуму – 260 километров.
В «туристическом варианте» внутри салона предусматривался перчаточный ящик. Кроме того, в салоне сзади гонщика имелась простенькая дуга. Сам салон можно смело назвать стеклопластиковой коробкой. Из мер безопасности у пилота был нехитрый шлем и все. Можно только склонить голову перед спортсменами, которые настолько любили машины и скорость, что игнорировали такие серьезные вещи.
Внутреннее оснащение
Как заметно на фотографии, размещенной ниже, дверцы у авто ЗИЛ-112С выполняют чисто формальную функцию. Комфорт для входа или выхода из авто обеспечивает съемная рулевая колонка.
Касательно багажного отделения можно отметить, что оно имеется. Однако, учитывая гоночную направленность автомобиля, весь его простор предназначен преимущественно для запасного колеса и монтажных инструментов.
Технические показатели
В первых версиях советский спорткар ЗИЛ-112С оснащался силовым агрегатом с V-образной «восьмеркой» на шесть литров. Двигатель имел головки из алюминия и чугунный блок. Два четырехкамерных карбюратора выдавали мощность в 240 конских сил на 4 тысячах оборотах. Следующие модификации мотора стали еще мощнее. Использовалась семилитровая версия на 270 и 300 лошадок.
Крутящий момент гоночного мотора составлял 560 Нм, а максимальная скорость автомобиля достигала 280 км. Планировалась вариация мотора объемом 7,7 литра до 9 литров. Но его использование не было реализовано на рассматриваемом авто. Тормозные диски сзади расположены ближе к редуктору, что позволило уменьшить неподрессоренные массы. Сцепление и КПП взяты от ЗИС-110.
Передняя полузависимая подвеска легендарного автомобиля позаимствована от ГАЗ-21. Она подкорректирована специально под это транспортное средство. Примечательно, что в редукторе заднего моста доступно было выполнить замену шестеренок, тем самым изменяя передаточное соотношение перед конкретным заездом.
Модификации
Рассматриваемый автомобиль выпускался в двух основных вариациях. Первая модель появилась в 1961 году. Внешне она напоминала 250-й «Феррари». Внутреннюю отделку создатели модернизировали, как могли. Появились стеклопластиковые панели и шестилитровый силовой блок. Сцепление и коробка передач с тремя ступенями достались от ЗиС-110, поскольку более подходящих агрегатов на тот момент не было в стране.
На ЗИЛ-112С 1962 года преобразовался тормозной узел. В теории советский болид мог набрать разгон до 260 км/ч. На нем пытались даже установить ряд скоростных рекордов. По сравнению с западными аналогами, рассматриваемое авто больше походило на туристический вариант, приспособленный к гонкам. Однако в реальности машина участвовала во внутренних кольцевых гонках и показывала неплохие результаты.
Исторические факты
Изучая старые фотографии, необычно было видеть 112-й ЗИЛ в одном ряду с одноместными формулами на открытых колесах. Соревнования, где участвовало рассматриваемое авто до 1963 года, относились к подкатегории «группа В», а с 1965-го – «Формула-5».
Стартовый сезон в 1962 году для ЗИЛ сложно назвать удачным. На Чемпионате страны, проводимом в Эстонии, гонщик В. Галкин занял лишь девятую позицию. Зато уже в следующем году он стал третьим в гонке на Минском кольце.
В 64-м году транспортное средство оснастили двигателем от «Чайки» (200 лошадок). На нем знаменитый советский гонщик Г. Жарков завоевал бронзу и золото в 1965 г. на Неманском кольце. Средний показатель скорости заезда составил 127 км/ч.
Стоит отметить, что спортсмены того времени ездили на машинах, которые имели ужасную, по нынешним меркам, управляемость. Да и с точки зрения безопасности автомобили оставляли желать лучшего. ЗИЛ-112С имел не самые идеальные тормоза, отсутствовала защитная капсула и ремни.
Авто-легенды СССР: 112С
Рассматриваемую гоночную машину выпускали партиями из мелких серий. Модернизированные образцы даже вывозились за границу для участия в длительных заездах. Однако достойную конкуренцию они составить не могли. 112-м спортивным ЗИЛам предрешено было уйти на покой. Несмотря на создание целой лаборатории по проектировке данного авто, его не удалось довести до оптимального состояния.
Вскоре спортивная лаборатория была закрыта из-за нецелесообразности. Сейчас в реальности ЗИЛ-112С лицезреть можно в рижском музее. Автомобиль бережно хранится и иногда выезжает на гоночные заезды, что весьма удивительно. Стоит отметить, что с 1963 по 1965 гг. на этой машине было установлено пять общесоюзных рекордов.
Отзывы
Учитывая специфику транспортного средства и ограниченную партию выпуска, отзывы реальных владельцев практически невозможно найти. Тем не менее, учитывая мнения специалистов и профессиональные обзоры, можно отметить следующие плюсы авто:
- Оснащение спорткара дисковыми тормозами.
- Модернизированную пружинную подвеску.
- Применение самоблокирующего дифференциала.
- Центральные гайки на колесе барашкового типа.
- Стояночный тормоз ножного типа.
Невзирая на все новаторские включения, автомобиль имел ряд недостатков (по сравнению с зарубежными аналогами):
- Слабая динамика «родстера».
- Несовершенная и замедленная тормозная система.
- Плохая управляемость.
- Не проработанная машина в плане безопасности.
Если сопоставить приведенные факты, можно отметить, что для тех времен технические характеристики ЗИЛ-112С – это достижение советского автопрома в гоночной сфере, правда на уровне внутренних соревнований.
Заключение
В итоге обзора советского гоночного автомобиля следует подчеркнуть, что в середине 60-х разработчики сумели выжать максимум из имеющихся ресурсов. Были внедрены первые отечественные дисковые тормоза. Показатель скорости также был на достойном уровне (260 км/ч).
Для установления рекордов авто оснащалось специальным обтекаемым кузовом. Бортировать колесо было удобнее на второй модификации рассматриваемого транспортного средства. Несколько гаек были заменены на одну центральную барашкового образца. Благодаря неравнодушным ценителям ретро-авто, удалось сохранить действующую модель ЗИЛ-112С, которая находится в рижском автомобильном музее. Второй экземпляр, по слухам, после восстановления попал в Европу к частному владельцу.
По ряду причин производство советского спорткара было вскоре свернуто в целях направления резервов на разработку правительственных машин. За время производства «родстер» успел «примерить» силовые агрегаты на 240, 270, 300 конских сил, учитывая мотор от легендарной «Чайки». Несколько элементов достались «болиду» от «Волги» и ЗИС-110.