Проектирование автомобильной дороги: рекомендации
Проектирование автомобильной дороги является одной из наиболее приоритетных задач современного мира, ведь возведенные пути представляют собой артерии, по которым передвигается легковой, грузовой и общественный транспорт. Современная транспортная система – это сложнейший организм, все элементы которого взаимосвязаны и непосредственно зависят друг от друга. Проектирование автомобильной дороги на данный момент во многом определяется действующими связями между населенными пунктами, зонами отдыха, промышленными предприятиями и прочими общественными центрами.
Жизнь современного мира невозможно представить без организованного и четко работающего механизма, который мог бы обеспечить нормальную транспортировку грузов или населения. Грамотное проектирование автомобильной дороги сегодня является особенно важным еще и по той причине, что на данный момент пути абсолютно не приспособлены к постоянно растущим транспортным потокам и высокой скорости движения.
Зачем это нужно?
Проведение этой процедуры должно обеспечивать безопасное, удобное, организованное и максимально комфортное движение транспортных средств в соответствии с расчетными скоростями. Также грамотное проектирование автомобильной дороги позволяет добиться однородных условий движения, полного соблюдения принципов зрительного ориентирования водителей, удобное и предельно безопасное расположение различных пересечений и примыканий. Именно поэтому оно настолько важно.
Многие владельцы частных территорий задумываются над тем, зачем им нужно изыскание и проектирование автомобильных дорог, ведь достаточно просто отсыпать путь следования и уложить на него асфальт. Но если человек никогда не сталкивался с подобным видом деятельности, лучше для начала хотя бы поверхностно ознакомиться с полным перечнем работ, с которым придется столкнуться, а также посмотреть стоимость их проведения и возможные последствия.
Перед тем как начинать укладывать пути общего пользования, примыкания или какой-нибудь городской улицы, для начала нужно получить разрешение на проведение таких работ, а для этого требуется изыскание и проектирование автомобильных дорог. Самовольное проведение всех работ в конечном итоге выльется в то, что будут вызваны представители ГИБДД, которые для начала выпишут соответствующее предписание, и если в ближайшем будущем все замечания не будут полностью устранены, примыкание или дорога будут полностью ликвидированы, а также вынесется запрет на эксплуатацию объекта. В связи с этим придется все восстанавливать в первоначальное состояние, что окажется бесполезной тратой огромного количества средств, не говоря уже о том, что если путь вел к какой-нибудь промышленной площадке, АЗС, кафе или коттеджному поселку, их функционирование также будет прекращено.
Чем это еще может грозить?
Не все понимают, что, в соответствии со СНиП, проектирование автомобильных дорог – это не просто укладка щебня, асфальта и установка дорожных знаков. В процессе проведения данной процедуры должны учитываться все проектируемые и существующие коммуникации, которые располагаются в зоне строительства, ведь будет крайне неприятно, если случайно рабочие во время проведения укладки порвут газопровод, водопровод или оптоволоконный кабель. В конечном итоге восстановлением и возмещением убытков владельцам коммуникаций будет заниматься заказчик, а стоимость проведения этих работ очень высокая.
Именно поэтому должны полностью соблюдаться нормы, указанные в СНиП. Проектирование автомобильных дорог следует доверять только профессиональным специалистам, так как есть множество моментов, которые могут не учесть даже профессиональные строители. Квалифицированные инженеры предусматривают любые мероприятия, которые могут понадобиться для длительной и безопасной эксплуатации дороги, проводят расчет конструкции дорожной одежды и несущей способности основания под всевозможные нагрузки, а также обеспечивают системы водоотвода для того, чтобы предотвратить возможность размыва земляного полотна, и учитывают еще множество других нюансов.
Виды
Для начала стоит определиться с тем, какие в принципе существуют виды автодорог:
- Автомагистраль – транспортная дорога, по которой машины движутся по непрерывному маршруту и доступ на которую предусматривается раз в пять километров.
- Скоростное шоссе – отличается от первого типа тем, что здесь присутствует упрощенный уровень доступа, равный трем километрам.
- Обычного пользования – все остальные виды автомобильных дорог, которые не попадают под определение двух предыдущих.
В зависимости от типа выбранного пути значительно изменяются также особенности планирования. В процессе проектировки учитываются различные особенности рельефа, тип полотна, метеорологические условия, смежные дороги, приблизительный срок эксплуатации, интенсивность транспортного потока, а также прочностные характеристики.
Планирование
Первое, что нужно будет сделать в процессе планировки – это четко обозначить маршрут. Магистраль ни в коем случае не должна прокладываться через сельскохозяйственные территории, городские центры, а также уникальные природные ландшафты и всевозможные промышленные комплексы. В преимущественном большинстве случаев инженеры во время планирования сначала проводят предварительную съемку территории, по которой будет прокладываться путь, а также отмечают на карте все возможные маршруты. После этого проводится детальный анализ с выявлением всех преимуществ и недостатков каждого из представленных вариантов.
Затем выбирается какой-либо конкретный маршрут и осуществляется его детальный анализ перед тем, как будет проводиться через ТКП проектирование автомобильных дорог. Далее проводится создание проектных чертежей, но при этом владельцы земель и различных организаций, через территорию которых будут прокладываться дорожные маршруты, имеют право высказывать свои предложения и замечания. В основном в процессе планировки организуется независимая проектная экспертиза, по результатам проведения которой уже вносятся различные корректировки.
На финальной стадии, после того как был утвержден проект, создается большое количество рабочих чертежей. Помимо непосредственного маршрута, на чертежах также предельно подробно указываются перекрестки, выезды и въезды с дороги, а также проезды, переходы, мосты и прочие сооружения. Также в обязательном порядке определяется, какая конкретно спецтехника будет использоваться в процессе укладки дорожного полотна и одежды.
Этапы
Таким образом, планирование можно разделить на несколько основных этапов:
- Разработка и утверждение маршрута.
- Составление ряда предложений, связанных с обустройством трассы и последующими восстановительными мероприятиями.
- Согласование проекта и получение поддержки со стороны всех заинтересованных ведомств.
- Тщательная разработка документации, в которую также должно входить планирование зеленых насаждений.
Одной из наиболее актуальных проблем дорожного строительства является планировка ландшафта, где в качестве основной цели указывается включение в него прокладываемой трассы. При этом обязательно нужно обращать внимание на следующие моменты:
- выбор типа дорожного полотна;
- сохранение всех зеленых насаждений, существующих на данный момент;
- создание новых посадок;
- обустройство склонов;
- разработка полного комплекса восстановительных работ.
Не стоит забывать о том, что подобное строительство должно включать в себя длительные, масштабные и кропотливые исследования, особенно если вы возводите через ТКП автомобильные дороги. Нормы проектирования включают в себя множество различных нюансов, которые нужно учитывать на каждом этапе проведения подобных работ. К положительным моментам можно отнести то, что на данный момент действующие принципы прокладки путей с дугообразными сопряжениями дорожного полотна и мягкими поворотами отлично сочетаются с любыми особенностями ландшафта.
С чего нужно начинать?
Если вы столкнулись со строительством автомобильных путей, городских улиц или каких-либо примыканий, делать эту работу следует в несколько шагов:
- Проектирование земляного полотна автомобильных дорог.
- Сбор исходной информации.
- Окончательное проектирование и выпуск всей необходимой документации.
- Согласование проекта с заказчиком и соответствующими органами.
Задание
На данном этапе крайне важно определиться со стадийностью, а также видами выполняемых работ. Все дело в том, что в зависимости от указанного вами перечня (капитальный ремонт, новое строительство, реконструкция и т. п.) будет непосредственно изменяться и объем выполняемых работ, а также полный список организаций, с которыми нужно будет согласовывать всевозможные документы. К примеру, если вы в задании на проектирование дороги указываете реконструкцию вместо проведения капитального ремонта, то в таком случае вы должны будете пройти тщательную государственную экспертизу и довести до нормативов различные геометрические параметры, а проведение этих работ потребует большого количества времени и средств.
В задании также должно указываться точное количество экземпляров и тип выдаваемой документации, общие сроки проектирования, определенная категория прокладываемого пути и еще множество других нюансов. Не стоит забывать о том, что, в соответствии с заданием, будет осуществляться подготовка, проектирование, строительство автомобильных дорог, и любые вещи, которые выходят за его рамки, придется обсуждать уже отдельно.
Исходная информация
К этому перечню данных относятся всевозможные инженерные изыскания, технические условия от владельцев каждой из коммуникаций, находящихся в зоне работ, а также различные письма, полученные от согласовывающих учреждений. Объем исходной информации непосредственно зависит от особенностей определенного объекта. Для небольшого строительства проездов, примыканий или стоянок вполне достаточно городских планшетов, в то время как нормы проектирования автомобильных дорог предусматривают также наличие геологических и геодезических изысканий.
Проектирование
Этот этап является наиболее длительным и затратным. После того как были получены технические условия, значительно увеличивается общий объем работ, а асфальт и щебень превращаются в далеко не самые затратные расходы.
Нередко приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда администрация деликатно «просит» провести дополнительное благоустройство территории, обеспечить проектирование тротуаров, стоянок и велодорожек, а также выполнить озеленение. Если речь идет об обустройстве примыкания к путям общего пользования, к примеру, СОГУ и ГИБДД потребуют обязательное проектирование пересечений автомобильных дорог, примыканий с переходно-скоростными полосами, обустройство освещения, различных светофорных объектов и, если будет такая необходимость, водопропускной трубы.
Освещение пути в обязательном порядке должно обустраиваться на территории населенных пунктов, а главной его целью является обеспечение нормальной видимости автомобильной дороги и тротуаров. Водоотведение же может выполняться двумя различными способами – ливневой канализацией или отдельными водоотводными канавами. Крайне важно в процессе проектирования водоотведения учитывать и предусматривать нормативные уклоны, а также различные точки приема-выпуска. В процессе отведения воды на прилегающие территории зачастую также необходимо обустраивать локальные очистные сооружения.
Если инженерные коммуникации попали в зону строительства, то в таком случае владельцы в любом случае потребуют их защиты или же переустройства в соответствии с нормативной документацией. Таким образом, рекомендации по проектированию автомобильных дорог уже не ограничиваются только дорожным полотном, что требует привлечения инженеров также множества других специальностей, что, соответственно, существенно увеличивает общую стоимость строительства.
Как оно проводится?
Приступая к проектированию, изначально осуществляют различные прочностные вычисления, а уже потом на их основе проводят расчет продольного и поперечного профилей. В процессе проектировки также проводится расчет технической и финансовой стороны проекта, после чего составляется подробная проектно-сметная документация с указанием оценки всех затрат, необходимых для строительства полотна.
Выбираются инженерно-экологические решения, с помощью которых автомобильная дорога сможет гармонично разместиться в природном ландшафте. За счет анализа экологической ситуации во время разработки проектной документации можно будет провести дальнейшее строительство с минимальным ущербом для окружающей среды.
Проектирование дороги осуществляется на основе проведения целого ряда инженерных изысканий, а также анализа параметров грунта с учетом особенностей местного рельефа. В процессе проектирования дорог профессионалами используются современные программные комплексы, а также специализированное инженерное оборудование.
В современных реалиях просто невозможно представить себе профессиональную разработку проектной документации без автоматизированных систем. Математическое моделирование и компьютерная оптимизация на каждом из этапов проектирования позволяет существенно увеличить общее качество проводимых работ, а также уменьшить стоимость, сроки и общее количество материалов, необходимых для строительства. С течением времени методы проведения проектных работ полностью отступают от традиционных принципов проектирования, использующихся буквально 20 лет назад.
Согласование
Перечень органов, занимающихся согласованием проектной документации, должен отражаться в задании, в соответствии с которым устанавливаются правила проектирования автомобильных дорог. Если возникают какие-то замечания или вопросы, проектировщики могут всегда напрямую связаться со специалистом и устранить замечания или внести различные корректировки. Проведение независимой или государственной экспертизы в большинстве случаев отмечается отдельно.
После того как все положительные согласования были получены, проектирование участка автомобильной дороги можно считать завершенным. Затем уже можно получать разрешение на проведение строительных работ.