Стартер ВАЗ-2101: проблемы и способы устранения. Старая добрая "копейка"
Проблемы со стартером могут возникнуть независимо от того, какой марки у вас автомобиль и сколько ему лет. Что уж говорить о легенде советского автопрома ВАЗ «копейка» 2101, если последняя машина этой модели сошла с конвейера в 1984 году. Несмотря на почетный возраст, эти авто и сегодня колесят по дорогам бывшего Союза, а владельцы продолжают ремонтировать их в своих гаражах. В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой стартер ВАЗ-2101, какие неисправности чаще всего у него возникают, а также рассмотрим методы их устранения.
Особенности конструкции «копеечного» стартера
Первые «копейки» оснащались пусковыми устройствами СТ-221. Их конструкция состояла из:
- корпуса, являющегося одновременно статором с обмотками возбуждения;
- двух торцевых крышек;
- якоря (ротора) с коллектором и приводом;
- втягивающего реле.
По сути, ССТ-221 – это классический четырехполюсный электродвигатель, потребляющий постоянный ток от аккумуляторной батареи. Особенностью этого устройства являлся коллектор с поперечно расположенными пластинами. В принципе, все электрические двигатели в то время имели такую конструкцию.
Со временем ССТ-221 заменил новый стартер ВАЗ-2101 модификации 35.3708. Он, кстати, выпускается и сегодня. Практически все ВАЗ «классика» комплектовались именно им. Конструктивно он отличается от предшественника лишь наличием дополнительной обмотки втягивающего реле, продольным коллектором и усовершенствованным статором. Все остальные элементы остались прежними, что позволяло и позволяет без проблем менять устаревшую модель устройства запуска на новую без каких-либо доработок.
Признаки неисправности стартера
Неисправный стартер ВАЗ-2101 при попытке запуска двигателя может подавать следующие признаки:
- втягивающее реле не срабатывает (не щелкает), ротор не вращается;
- реле работает, но якорь вращается слишком медленно;
- тяговое реле срабатывает многократно, но якорь не крутит маховик;
- реле работает, стартер крутит, но не вращает маховик;
- работа пускового устройства сопровождается нехарактерным звуком;
- стартер ВАЗ-2101 работает нормально, но при отпускании ключа зажигания не отключается.
Теперь рассмотрим каждый из признаков более детально.
Тяговое реле не срабатывает, якорь не вращается
Подобные симптомы могут свидетельствовать о том, что:
- неисправен или полностью разряжен аккумулятор;
- пропал контакт на полюсных выводах АКБ или на соединении наконечника плюсового провода и клеммы стартера;
- произошло межвитковое замыкание или обрыв в обмотке (обмотках) втягивающего реле;
- заедает якорь втягивающего устройства.
Реле работает, но якорь вращается слишком медленно
Если при запуске двигателя реле срабатывает, но стартер не развивает необходимые обороты, это может говорить о том, что:
- аккумуляторная батарея разряжена;
- имеет место окисление контактов на АКБ или на втягивающем реле;
- подгорели пластины коллектора;
- износились щетки;
- какая-то из положительных щеток замыкает на «массу».
Реле срабатывает многократно, но якорь не вращается
Если втягивающее реле стартера ВАЗ-2101 срабатывает несколько раз подряд при повороте ключа, но якорь не вращает маховик, причиной этому может быть:
- разряд аккумулятора;
- падение напряжения в цепи из-за окисления контактов;
- короткое замыкание или обрыв в удерживающей обмотке тягового реле.
Стартер работает, но маховик двигателя не вращается
В этом случае могут иметь место следующие неисправности:
- сломан или сошел с оси рычаг включения муфты свободного хода;
- пробуксовка муфты;
- сломана буферная пружина;
- повреждение поводкового кольца муфты свободного хода.
Пусковое устройство работает, но издает необычный шум
Работа стартера сопровождается нехарактерным звуком при:
- ослабленном креплении и перекосе устройства;
- повреждении крышки со стороны привода;
- износе втулок подшипников или шеек вала;
- нарушении крепления полюсов статора (контакт полюса с якорем);
- повреждении зубьев привода или венца маховика.
Стартер вовремя не отключается
Причинами того, что стартер после запуска двигателя не отключается, могут быть:
- заедание рычага привода;
- ослабление пружин тягового реле или муфты свободного хода;
- заедание якоря втягивающего реле;
- заедание муфты на шлицах якорного вала.
Прежде чем приступить к ремонту
Обнаружив, что не крутит стартер ВАЗ-2101, не спешите ехать на станцию технического обслуживания или демонтировать устройство. Для начала следует убедиться, что причина именно в нем, а не в АКБ или проводке. Первым делом проверьте состояние выводных клемм аккумулятора. Если на них имеются следы окисления, снимите с них провода и тщательно очистите их. Чтобы проверить исправность проводки, возьмите отрезок многожильного кабеля и с его помощью соедините плюсовой вывод на стартере с соответствующей клеммой аккумулятора. Так вы напрямую подключите пусковое устройство к источнику питания. Делать это, естественно, нужно при включенном зажигании и выключенной передаче. Если стартер сработает, и ваш ВАЗ «копейка» нормально заведется, причину необходимо искать в проводке или замке зажигания. В ином случае пусковое устройство нужно будет демонтировать для дальнейшей диагностики и ремонта.
Снимаем стартер
Для снятия стартера в «копейке» поднимите капот, отсоедините клеммы от аккумулятора и демонтируйте шланг отбора теплого воздуха, идущий от двигателя к воздушному фильтру. Далее необходимо отсоединить теплоизоляционный щиток. Сам стартер во всех без исключения автомобилях ВАЗ «классика» крепится к картеру сцепления тремя болтами на 13. Отворачиваем их соответствующим ключом. После этого откручиваем гайку крепления плюсового провода к клемме пускового устройства. Теперь стартер можно извлекать, сдвинув его немного вперед.
Ремонт тягового реле
Первым делом откручиваем гайку на втягивающем реле, которая находится ближе к корпусу электродвигателя. Снимаем со шпильки вывод обмоток. После этого отворачиваем три гайки крепления реле, отсоединяем его от статора.
Открутив гайки на обеих шпильках, необходимо аккуратно отпаять два контакта обмоток, находящихся на задней крышке. После этого ее можно снимать. Внимательно осмотрите состояние всех элементов реле: пружины, контактной пластины, пятаков (контактных болтов). Последние, кстати, очень часто пригорают, поэтому их рекомендуется зачистить мелкой шкуркой до блеска. Также необходимо поступить и с пластиной. Если признаки неисправности стартера указывают на реле, обязательно проверьте (прозвоните) тестером его обмотки. Убедившись в работоспособности устройства, его можно собирать в обратной последовательности. В случае неисправности какой-либо из его деталей, потребуется ее замена либо же замена всей запчасти в сборе.
Если вы чувствуете, что не в силах самостоятельно починить реле стартера ВАЗ-2101, можете просто его заменить. Тем более что стоит оно около 500 рублей.
Разборка, диагностика и ремонт стартера
Переходим к самому стартеру. Чтобы его разобрать, открутите отверткой с крестовой битой два винта задней крышки. Сняв ее, аккуратно подденьте стопорное кольцо вала и шайбу. Далее откручиваем ключом на 10 два болта, которыми стянут корпус устройства. После этого отверткой нужно отвернуть четыре винта, которые крепят выводы обмоток статора. Теперь можно извлекать якорь. Сделав это, отсоедините крышку от статора.
Переходим к диагностике. Проведя ее, мы определимся, что нам предстоит: ремонт стартера ВАЗ-2101 или его замена. Начинаем со щеток. Они расположены в щеткодержателе задней крышки. Извлеките их из своих посадочных мест и оцените их состояние. При наличии трещин, сколов, следов короткого замыкания на их поверхностях, щетки нужно заменить. При помощи линейки или штангенциркуля замеряйте высоту каждой из этих деталей. Она не должна быть меньше 12 мм. Если хоть одна из них имеет износ, превышающий указанный показатель, необходимо заменить весь комплект щеток.
Внимательно осмотрите медные ламели (пластины) коллектора. Они не должны иметь следов повреждений. В противном случае менять придется весь ротор.
Для проверки целостности обмоток статора нам потребуется омметр. Он подключается к общему выводу обмоток и корпусу стартера. При показаниях прибора сопротивления менее 10 кОм межвитковое замыкание налицо.
Если у вас под рукой не нашлось омметра, тест можно провести с помощью отрезка изолированного провода с вилкой под стандартную розетку и обычной лампы накаливания на 220 В. Напряжение подается через нее на общий вывод и на массу (корпус устройства). При исправных обмотках лампа гореть не будет. Естественно, этот тест небезопасен, поэтому его не рекомендуется проводить людям, незнакомым с основами электротехники.
Обратите внимание на детали привода стартера. Они не должны иметь следов износа или повреждений. Шестерня привода обязана легко вращаться в направлении проворачивания вала стартера. Напоследок осмотрите втулки крышек устройства. В случае их видимого износа, замените их новыми.
При обнаружении серьезных неисправностей, как, например, обрыв или замыкание обмоток, повреждение корпуса статора, чтобы не заморачиваться с ремонтом, который обойдется в круглую сумму, проще купить новый стартер ВАЗ-2101. Цена на устройство, в зависимости от его модификации и производителя, варьируется в пределах 3000-3500 рублей. Ну, а чтобы он не ломался, придерживайтесь правил его эксплуатации, предусмотренных заводом-изготовителем.