Обнажённая натура в живописи: история и современность
Ню, или изображение обнажённой натуры, – один из основополагающих жанров живописи. Так было в доисторическое время (вспомните каменных «Венер»). На протяжении всей истории человечества художники испытывали величайший интерес к обнажённому телу, который не угас и по сей день. «Обнаженные натуры» в живописи 21 века вобрали в себя многовековой опыт изображения тела.
Древний мир
Первобытный художник видел в изображении тела (прежде всего женского) символ плодородия и наделял его соответствующими пропорциями. С развитием цивилизации изменялись и каноны изображения человека: в Древнем Египте появились первые канонические изображения людей, которые впоследствии уступили пальму первенства греческим скульптурам и фрескам.
В Древней Греции культ обнажённого тела достиг апогея – нагота не считалась непристойной и вызывающей, изображения атлетически сложенных тел выполнялись в полном соответствии с анатомией и открытиями учёных (золотое сечение тому пример).
Эпоха христианства: Средневековье
С распространением христианства обнажённая натура в живописи резко сдала свои позиции – нагота стала олицетворением греховности и бесовского искушения. Тем не менее иллюстрации некоторых библейских сцен не могли обойтись без изображений обнажённого тела.
К концу Средневековья нагота потеряла статус запретного плода, а с наступлением Ренессанса начался новый расцвет живописи, в том числе в жанре ню. Антропоцентризм, характерный для мыслителей Возрождения, нашёл воплощение в изобразительном искусстве. Обнажённая натура в живописи Рафаэля, Микеланджело, Да Винчи и других художников того времени стала неотъемлемым атрибутом их светских картин и церковных росписей. Появились по-настоящему узнаваемые авторские стили – груды массивных тел того же Микеланджело трудно не узнать.
Новое время
В XVI веке вновь произошёл отход от естественности, эстетические представления изменились и возник новый канон красоты, включавший в себя неестественно вытянутые пропорции тела. Вскоре под влиянием Контрреформации нагота вновь подверглась порицанию церкви. Но к началу XVI века маньеризм вновь уступил место естественности. Этот период породил великих мастеров, таких как Караваджо, Рембрандт и Рубенс, показывавших человеческое тело во всей его полноте, что бы это ни означало. Они изображали не только красоту, но и недостатки. Обнажённая натура в живописи этих художников характеризуется глубоким психологизмом.
Наступивший период классицизма (XVIII век) положил конец психологическим изысканиям. Это время ознаменовало возвращение к античной традиции с её строгим идеалом красоты. Но чем дольше длился этот период, тем сильнее вырождалась эта традиция, и к середине XIX века классицизм мутировал в сухой академизм, характерный для официальной живописи того времени.
Протест был заявлен импрессионистами – «Завтрак на траве» и «Олимпия» Мане, вызвав скандал, стали началом новой эпохи. Обнажённая натура в живописи наконец избавилась от ханжеской псевдоморали и обрела подлинную свободу.
Современность
В начале XX века наступила эра свободы. Каждый художник обрёл право интерпретировать человеческое тело по-своему, что дало потрясающий результат. «Авиньонские девицы» Пикассо и натюрмортоподобные девушки Матисса, проститутки Жоржа Руо – плевок в лицо традиционному искусству, породивший искусство нового века.
Многие пошли по пути упрощения, другие – обеспредмечивания. Обнажённая натура в современной живописи – предмет свободной художественной интерпретации, результатом которой становится весь спектр этого направления, от абстракции до гиперреализма.