Балерина Людмила Власова: биография, личная жизнь, творчество
Знаменитая балерина Людмила Власова, биография которой полна столь яркими событиями, что кажется, будто это жизнь нескольких человек, сегодня спокойно живет в Москве и занимается любимым делом. За ее плечами огромная слава, невероятная любовь, трагические расставания и большой труд.
Детство
Будущая балерина Людмила Власова родилась в Москве 2 марта 1942 года. Отец Милы, довольно известный в столице музыкант Иосиф Марков, был настоящим представителем богемы, и поэтому семейная жизнь родителей будущей примы не сложилась. Мама девочки работала актрисой в театре Красной Армии, но после рождения ребенка оставила сцену и занялась семьей. После развода ей пришлось стать официанткой, чтобы прокормить себя и двоих детей. Мама Милы была очень красивой женщиной, она не раз получала предложения от мужчин, но больше замуж так и не вышла и всю свою жизнь посвятила детям. Времена были непростые, послевоенные. Семья жила в большой коммунальной квартире на Арбате, в которой самым обитаемым местом был коридор, где постоянно играла музыка из репродуктора. В квартире проживало 12 семей, около 40 человек, поэтому здесь всегда было очень людно. Маленькая Мила постоянно танцевала в коридоре, что и натолкнуло маму на мысль о том, чтобы отвести дочку в танцевальную школу. Так началась новая жизнь Милы Марковой.
Учеба
Когда мама привела Милу в хореографическое училище, педагоги сразу отметили хорошие природные данные будущей звезды. Она без труда прошла отбор и попала в класс, в котором ей довелось учиться вместе с Михаилом Лавровским, Ниной Сорокиной, Натальей Бессмертновой. Девочка все свое время проводила в училище, свободного времени было мало. Поэтому она так хорошо понимала, что такое разлука с мамой. Для нее были маленьким праздником возможности после школы зайти к маме в кафе, где она всегда припасала для дочки булочку с изюмом. Уже во время учебы Мила демонстрировала большие успехи, ее даже приглашали для участия в массовке в постановках Большого театра, она танцевала детские партии. С распределением по окончании училища у Милы Марковой не было проблем: ее сразу взяли в Большой театр.
Первый брак
Как только юная балерина пришла в Большой, она почти сразу встретила свою судьбу. Танцовщик Станислав Власов сразу обратил внимание на очень красивую молоденькую балерину, пришедшую в труппу. Их роман очень быстро завершился браком. Муж был старше Людмилы на 9 лет, и в нем она нашла сразу и мужа, и учителя, и постановщика. Так в труппе появилась балерина Людмила Власова - девушка взяла по настоянию мужа его фамилию. Станислав был блестящим танцором и солистом театра. Его жена стала партнершей не только в браке, но и творчестве. Он прекрасно понимал возможности и сильные стороны жены и помог ей лучше раскрыть свое дарование. Пара быстро поднялась на вершину балетной карьеры. Муж баловал молодую жену, она купалась в роскоши. Власовы купили маме Милы удобную отдельную квартиру, завели свою роскошную квартиру с необычным дизайном. У Милы было несколько шуб, множество драгоценностей, самая модная одежда. Она имела все, что тогда считалось символом наивысшего успеха в жизни.
Работа в Большом театре
Вместе с мужем балерина Людмила Власова объездила с гастролями весь мир. Она блистала в таких постановках, как «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта». Карьера ее складывалась великолепно. По сути все, о чем она мечтала в творческом плане, она смогла здесь получить. Власов ставил для Милы номера («Царевна-лебедь», «Летите голуби»), которые производили настоящий фурор, и ее приглашали в программы Майи Плисецкой, Натальи Бессмертновой, Екатерины Максимовой. Власова выступала почти со всеми звездами балета СССР того времени. Ее постоянно приглашали для выступлений в правительственных концертах, что было символом наивысшей славы. Власова, блестящая солистка Большого театра, могла выбирать партии и педагогов. Ей всегда хотелось поработать с Мариной Тимофеевной Семеновой, и она попала к ней в класс. Хотя сначала педагог поставила «звезду» на самый край станка, но уже через несколько репетиций Власова была перемещена в центр, что было знаком признания со стороны наставника.
Годы славы
Балерина Людмила Власова в конце 60-х – начале 70-х годов была настоящей примой и звездой. Ее имя на афишах во время зарубежных гастролей собирало полные залы в Лондоне и Париже. Ее карьера складывалась так, что ей могли позавидовать многие примы. У нее был талант, Большой театр, прекрасный любящий муж… Но судьба готовила ей большое испытание.
Александр Годунов: роковая встреча
В 1967 году в Москву приезжает из Риги молодой танцовщик Александр Годунов. Его нашел и переманил в столицу Игорь Моисеев. Годунов начал работать в ансамбле «Классический балет» («Молодой балет»), и балетоманы быстро заговорили о новой восходящей звезде. Александр имел не только выдающиеся хореографические данные, но и незабываемую внешность: высокий блондин с фигурой Аполлона, к тому же он был наделен невероятным лицом и драматическим талантом. Нового танцовщика заметила Власова. Есть версия, что это именно она рассказала об Александре главному хореографу Большого Юрию Григоровичу. В 1971 году Григорович приглашает Годунова в Большой театр, где тот дебютирует в «Лебедином озере».
Однажды на премьере кинофильма он весь показ не сводил с Власовой глаз, и, когда она вышла в вестибюль, то увидела, что он робко стоит у колонны и стесняется к ней обратиться. Тогда Мила взяла инициативу в свои руки. Она завела с Годуновым шутливый разговор о болтающейся пуговице на его костюме и позволила танцовщику проводить себя. Так появилась сама красивая пара Большого театра: Александр Годунов и Людмила Власова. Хотя сначала балерина не думала о том, что это знакомство навсегда изменит ее жизнь. Она была старше Годунова на 7 лет, и ей было просто приятно восхищение молодого человека.
Роман всей жизни
Сначала Александр Годунов и Людмила Власова просто встречались, но роман быстро набирал обороты. Подруга Милы Нина Сорокина сразу сказала ей, чтобы она не надеялась, что это будет просто интрижка, что Годунов все равно уведет ее силой своей любви и таланта. Он во всем был человеком страстей и сильных проявлений. Очень скоро Мила ушла от своего стабильного и обеспеченного мужа, из их роскошной квартиры к Александру, в его маленькую «однушку». Станислав Власов уже на следующий день после ухода жены потребовал развода и сразу уволился из Большого театра. Мила еще долго переживала из-за того, что нанесла ему такую рану.
Годунов по тем временам еще только подавал надежды и получал зарплату около 100 рублей. Чтобы как-то жить в первое время, Власова была вынуждена продавать свои шубы и драгоценности. Это чрезвычайно расстраивало Александра, и он твердил, что обязательно сделает так, что у его любимой будет все. И он выполнил свое обещание. Очень быстро Годунов стал солистом Большого театра с зарплатой в 550 рублей (как у министров и профессоров). Кроме того, он много выступал в концертах, ездил с гастролями, и материальное положение молодой семьи быстро поправилось. Он баловал свою любимую жену и нередко, когда получал гонорар, дарил ей драгоценности, у нее у первой в Москве появилась песцовая шубка.
Кроме того, Годунов и Власова стали прекрасной творческой парой. Вместе они исполняли многие партии в знаменитых постановках. Спектакли «Спартак», балет «Весна священная», «Ромео и Джульетта» (в нем Годунов танцевал специально написанную для него партию Тибальда) стали настоящими хореографическими шедеврами. Балет «Иван Грозный» в Большом театре с Годуновым стал настоящим мировым шедевром. Пара много гастролировала, купаясь в лучах славы.
Однако для Годунова жизнь не была такой уж идеальной. В результате интриг в Большом театре он не получал те роли, о которых мечтал. Да и сама жизнь в СССР с ее ограничениями, цензурой и слежкой была тесновата для максималиста Годунова. В 1974 году на Западе остался близкий друг и одноклассник Александра Михаил Барышников. Все это готовило почву для смелого шага. Хотя пара никогда всерьез не обсуждала вопрос об эмиграции. Но в 70-х годах эта идея буквально витала в воздухе. К тому же власти периодически отказывали Годунову и Власовой в выездах за границу, что делалось порой в очень оскорбительной форме. Все это приводило страстного и свободолюбивого Александра в бешенство.
День Х
19 августа 1979 года в Нью-Йорке в театре «Метрополитен» состоялся очередной спектакль гастрольного тура Большого театра. Годунов блестяще станцевал в «Ромео и Джульетте» и вместе с женой вернулся в свой номер в отеле. Это был последний день их 8-летнего счастливейшего супружества. Вечером Александр Годунов ушел из гостиницы, а через два дня СМИ объявили, что он попросил политического убежища в США. Власова сразу сказала, что она оставаться на Западе не собирается, и попросила, чтобы ее отправили домой «к маме». Она прекрасно помнила, как Рудольфу Нуриеву, также оставшемуся за рубежом, не позволяли увидеться с матерью даже во время ее тяжелейшей болезни. Мила не хотела себе и своей семье такой судьбы.
Три дня шли тяжелейшие переговоры, дошло до того, что в дело вмешались главы СССР и США. Годунов утверждал, что его жену удерживают насильно и не дают ей остаться в Америке. Поэтому власти США не давали самолету вылететь. В аэропорту выстроились демонстранты с плакатами «Свободу Людмиле Власовой»». К переговорам подключились многие бывшие соотечественники, работники посольства. Власова постоянно твердила, что хочет домой. На предложения выйти к Годунову и сказать ему об этом, Мила ответила отказом, так как боялась, что, увидев мужа, она уже не сможет сказать "нет". Через три дня она вылетела в Москву, а Годунов остался в Нью-Йорке.
Жизнь «после»
Когда Власова Людмила Иосифовна вернулась в Москву, внешне ее жизнь почти не изменилась. За ней сохранились ее партии, она репетировала новые роли. Но в душе ей было очень тяжело. Она рассказывала, что ей совсем не хотелось выходить из дома, но и показывать своей боли другим она не желала. Она замкнулась, но продолжала работать. Годунов позвонил ей через несколько месяцев и начал со слов: «Я не предатель». Они созванивались почти ежедневно. Александр очень любил Милу и строил разные планы по воссоединению семьи. Некоторые варианты уже почти реализовались, но все-таки сбыться планам не было суждено. Годунов опасался, что его выкрадут и насильно вернут в СССР. До последнего дня он продолжал общаться с Власовой, она была главной любовью его жизни. Хотя позже у каждого из них появились новые партнеры, Мила и Александр не скрывали, что все еще очень тепло друг к другу относятся. Власову больше никогда не выпускали на гастроли за рубеж. Через два года пару тихо развели через посольство. Людмила Власова спокойно доработала в Большом театре до выхода на пенсию. А Александр Годунов, сделав довольно удачную карьеру на американской балетной сцене и в кино, скончался в возрасте 45 лет. Обстоятельства его смерти были более чем странными, но никакого расследования не было. Полиция признала, что он умер «по естественным причинам». Через пять лет после смерти Годунова в Москву приехала его подруга, актриса Жаклин Биссет. Мила встретилась с ней, и обе женщины долго вспоминали танцовщика. Жаклин сказала, что всю жизнь Годунов любил только Людмилу. С разрешения священника Власова установила на Введенском кладбище в Москве камень памяти Александра.
Выдающиеся партии
Репертуар Власовой преимущественно классический. Она блистала в «Лебедином озере», в «Весне священной». Звездной партией для нее стали: «Спартак», балет «Анна Каренина», «Легенда о любви». Сегодня имя Людмилы Иосифовны чаще всего вспоминают в связи с историей о Годунове. Но только знатоки и фанаты помнят, что она была действительно блистательной балериной, звездой первой величины.
Работа в кино
Власова Людмила Иосифовна была не только выдающейся, но и прекрасной балериной. Такую фактуру и талант не могли не заметить киношники. Еще когда она училась в училище, к ней однажды в театре подошла ассистент С. Бондарчука и сказала, что режиссер ищет актрису на роль Наташи Ростовой и не хочет ли Мила пройти пробы. Предложение было заманчивым, но для съемок нужно было уйти из балета на 4 года. Для Власовой это было невозможно. Так она выбрала балет. Она все же оставила свой маленький след в кинематографе. На ее счету два небольших фильма-балета: «Трапеция» и «Озорные частушки». В 1967 году Мила сыграла небольшую роль в фильме-опере «Каменный гость». А в 1978 году вместе с Годуновым сыграла необычную роль в фильме-мюзикле «31 июня». Позже еще довелось сняться в «Кармен-сюите», также она принимала участие в создании документального фильма о Годунове «Побег в никуда».
Третий брак
В 1981 году Власова Людмила Иосифовна вступила в свой третий и последний брак. Ее избранником снова стал артист, на этот раз оперный певец, бас Большого театра Юрий Статник. Он немного моложе Людмилы, так же как она всю жизнь проработал в Большом театре. Он знал и очень ценил Александра Годунова и всегда очень бережно относился к чувствам жены, понимая, что ему не дано заменить в ее сердце великого танцовщика. Статник, кроме того, что был успешным солистом Большого театра, состоялся как педагог по вокалу. Он преподает в Большом театре и в Хельсинской опере. Людмила Власова, которая никогда не говорит о своих чувствах, отмечает, что Юрий – очень хороший и родной ей человек.
Пенсия
В 41 год балерина Людмила Власова, личная жизнь которой все еще была предметом бурных обсуждений, решила уйти на пенсию. Юрий Григорович вызвал ее в кабинет, как и всех сотрудников по достижении пенсионного возраста, и неожиданно сказал, что Власова находится в блестящей форме и театр готов продлить с ней контракт. Но она больше категорически не хотела танцевать. Ей предлагали стать хореографом-педагогом. Но Мила настолько устала от балетного мира с его интригами, сплетнями, враждой, что решительно отказалась от всех предложений. Тем более она хотела, чтобы публика запомнила ее молодой и красивой. К тому же прекрасно знала, что за ее спиной стоит целая череда талантливых танцовщиц, которым не дают ставку солисток, так как все они заняты именитыми дамами. Поэтому из балета Власова ушла.
Но и сидеть дома после завершения балетной карьеры не хотела, тем более что муж Юрий часто уезжал на гастроли. И она решила найти себе какое-нибудь занятие. Тут неожиданно ей позвонила приятельница Валерия Кохановская, которая когда-то ушла из балета в художественную гимнастику, и позвала Власову к себе. В гимнастике Людмила проработала несколько лет. Это был необычный опыт. Но судьба готовила Власовой еще один сюрприз.
Фигурное катание
Людмиле позвонила тренер по фигурному катанию Наталья Линичук и сказала, что ей нужен хореограф танцев на льду. Власова сначала отказывалась, не хотела менять работу, да и о характере Линичук она была наслышана. Но все-таки согласилась и пошла посмотреть на тренировку. На льду катались Анжелика Крылова и Владимир Федоров. Пара репетировала «Кармен», и в голове у Власовой сразу родилось несколько идей того, что можно было бы сделать с такой парой. Так началась новая жизнь Людмилы Иосифовны.
Несколько лет она успешно работала в команде Натальи Линичук, но когда та решила перевезти свою тренировочную базу в США, Власова отказалась ехать. Она осталась в Москве, периодически выезжая в Италию. На ее счету работа с такими известными парами, как О. Грищук – Е. Платов, М. Анисина – И. Авербух, И. Лобачева – И. Авербух, А. Семенович – В. Федоров, Е. Ильиных – Н. Кацалапов, А. Каппеллини – Л. Ланотте, Ф. Файелла – М. Скалли. Власова находит большое удовольствие и удовлетворение в работе с фигуристами, так нашел выход ее творческий потенциал.
Частная жизнь
Людмила Власова, балерина, дети для которой - больная и почти запретная тема, говорит, что в мире танца мало кто решается на то, чтобы завести детей. Век танцовщиц очень короток, и уйти со сцены и отдать репертуар даже на несколько месяцев – это часто означает потерять свою позицию, к которой обычно приходится идти годами. Поэтому, когда еще в первом браке Власова забеременела, вопрос о том, сохранять ли ребенка, даже не обсуждался. Сегодня для Людмилы Иосифовны это, пожалуй, единственное, о чем она действительно сожалеет. Об остальных своих поступках говорит без горечи и сомнений и уверяет, что прожила трудную, но счастливую жизнь.