Покровский собор Барнаула – святыня Алтайского края
Едва ли найдётся хоть один житель не только Барнаула, но и всего Алтайского края, которому неизвестен кафедральный Покровский собор. Пережив долгие десятилетия атеизма и богоборчества, он всегда оставался несокрушимым оплотом православия и духовной опорой для миллионов россиян. Возрождённый во всём своём величии, сегодня он вновь занял видное место среди религиозных центров страны.
Духовный центр рабочей окраины
В середине XIX века из малоземельных российских губерний началось активное переселение жителей в богатый неосвоенными просторами Алтайский край. Многие из них оседали в Барнауле и селились на его западной окраине, носившей название Заячьей слободы. Покровский собор Барнаула тогда ещё не существовал, и многочисленные переселенцы окормлялись в небольшой деревянной церкви.
В 1863 году её разобрали, и на освободившемся месте из кирпича, производимого местным заводом, возвели новую церковь. Однако к концу века и она оказалась недостаточно вместительной для значительно разросшегося района. С инициативой строительства более просторного храма выступили сами прихожане, и благодаря их неустанным трудам в 1904 году был построен ныне существующий Покровский собор Барнаула.
Храм, ставший украшением и гордостью города
Все работы проводились на средства, пожертвованные горожанами, среди которых особую щедрость проявило местное купечество. Вновь выстроенный собор, вскоре получивший статус кафедрального, стал в ряд ведущих религиозных центров епархии и явился выдающимся произведением храмовой архитектуры.
Его проект был выдержан в модном тогда псевдорусском, или, как его ещё называют, византийском стиле, с характерным в таких случаях пятиглавием. Построенный из красного кирпича, с сияющими на солнце крестами Покровский собор Барнаула резко контрастировал с унылыми постройками окружавшего его рабочего района.
Храм – жертва богоборческой политики
Роспись внутренних помещений собора была выполнена значительно позже, в 1918-1928 году. Несмотря на то что власть к тому времени в стране захватили большевики, собор до конца тридцатых годов оставался действующим, и местный барнаульский художник Н. В. Шварёв сумел создать в нём значительное количество выдающихся живописных произведений на религиозные темы.
Сюжеты для своих фресок он черпал из картин многих прославленных российских мастеров, чьи имена украсили историю отечественного искусства. Его же кисти принадлежит и часть икон, вошедших в иконостас.
Покровский кафедральный собор в Барнауле закрыли в результате широкомасштабной антирелигиозной кампании 1939 года. Была снесена колокольня, а с куполов сброшены на землю кресты. Этот акт вандализма представлен на фото, вошедшем в статью. Однако само здание уцелело, и в течение пяти последующих лет осквернённый, но, к счастью, неразрушенный Покровский собор Барнаула использовался как складское помещение.
Возрождение, начавшееся в военные годы
Общеизвестно, что в годы войны для поднятия патриотического духа у населения и для его более тесного единения в борьбе с врагом правительство приняло решение об открытии целого ряда православных храмов, ранее отобранных у Церкви. В их числе оказался и Покровский кафедральный собор Барнаула, возвращённый верующим в 1943 году. С этого времени началось его медленное, но последовательное восстановление.
Следует отметить, что с конца войны и до середины восьмидесятых годов на весь Алтайский край едва ли насчитывалось три-четыре действующих церкви. Это обстоятельство определило роль Покровского собора как ведущего духовного центра. В него съезжались верующие с огромной территории, и все богослужения проходили, как правило, в переполненном помещении.
Собор, ставший народной святыней
Сегодня, когда приходские храмы открыты практически во всех районных центрах, жители края считают своей священной обязанностью посетить его каждый раз, когда в силу тех или иных обстоятельств оказываются в Барнауле. Дань памяти прежних лет и глубокое почитание хранящихся в нём святынь заставляют их вновь и вновь посещать Покровский собор (Барнаул). Адрес его (ул. Никитина, 137) хорошо известен также и тем, кто, не приобщившись ещё к религии, проявляет интерес к прошлому своего города и его культурному и историческому наследию.