Слово «значит» выделяется запятыми или нет? «Значит»: запятая нужна?
Велик и могуч русский язык. В каком ещё языке одно и то же слово может выражать разные значения, в зависимости от постановки запятой? А в русском языке такие явления сплошь и рядом. Возьмём, например, слово «значит» - запятая, выделяющая его, даёт нам знать, что оно вводное.
«Значит» - вводное слово
Слова, которые выражают отношение говорящего к тому, что он говорит, выделяются запятыми. Они называются вводными, так как не имеют прямого отношения к тому, о чём идёт речь в предложении. Такие слова выражают уверенность, неуверенность автора в достоверности излагаемой информации, её источник, порядок мыслей автора, его обращение к собеседнику.
Слово «значит» помогает говорящему логически выстроить свои мысли. Его ещё можно заменить синонимами «следовательно», «таким образом», «итак». Проверка запятых в таком случае производится очень просто: если слово можно пропустить, и смысл предложения при этом не изменится, то запятые ставятся.
Примеры использования вводного слова «значит» в начале предложения
Приведём предложения, в которых ставится запятая после «значит», в них это слово или его синонимы должны стоять в самом начале:
- Значит, ты не пойдёшь сегодня в школу?
- Следовательно, уроки сегодня отменили?
- Итак, домашнее задание вам не задавали?
- Таким образом, я сегодня абсолютно свободен.
- Значит, бери куртку и иди домой.
- Следовательно, вы успеете ещё на стадион.
- Значит, скоро ты освободишься.
- Итак, будем ждать.
- Следовательно, нужно переделать.
- Значит, соберись, подумай.
Как видно из этих примеров, смысл предложений не совсем ясен. Это потому, что вводное слово «значит» выражает отношения следствия. То есть перед ним необходим контекст. Рассмотрим такие примеры.
Вводное слово «значит» в середине предложения
В этих случаях обратите внимание, что запятая перед «значит» и его синонимами тоже ставится, то есть это слово выделяется с двух сторон:
- Сегодня занятия отменили, следовательно, ты не пойдёшь сегодня в школу?
- В школе с сегодняшнего дня карантин, итак, уроки отменяются.
- Сегодня занятий не было, следовательно, домашнее задание вам не задавали.
- Домашнее задание нам не задавали, значит, я сегодня абсолютно свободен.
- Если ты уже закончил работу, следовательно, бери куртку и иди домой.
- Вас раньше отпустили, таким образом, вы успеете ещё на стадион.
- Сегодня сокращённый день, следовательно, скоро ты освободишься.
- Мама вернётся ещё не скоро, значит, будем ждать.
- У тебя в работе очень много ошибок, следовательно, нужно переделать.
- Ты выполнил задание с ошибками, значит, соберись, подумай.
Проверка запятых
Вспомним, что постановка запятых при вводных словах проверяется их пропуском:
- Сегодня занятия отменили, ты не пойдёшь сегодня в школу?
- В школе проходит пробник ЕГЭ, уроки сегодня отменили?
- Сегодня занятий не было, домашнее задание вам не задавали.
- Домашнее задание нам не задавали, я сегодня абсолютно свободен.
- Если ты уже закончил работу, бери куртку и иди домой.
- Вас раньше отпустили, вы успеете ещё на стадион.
- Сегодня сокращённый день, скоро ты освободишься.
- Мама вернётся ещё не скоро, будем ждать.
- У тебя в работе очень много ошибок, нужно переделать.
- Ты выполнил задание с ошибками, соберись, подумай.
Как видим, это вводное слово вполне возможно удалить из предложения без ущерба для смысла. Знак препинания всё же наличествует, он в этих случаях разделяет простые предложения в составе сложных. К слову «значит» запятая не имеет никакого отношения.
Не является вводным
Слово «значит» выделяется запятыми или нет. Рассмотрим условия, при которых не требуется никаких знаков препинания. Во-первых, оно должно быть сказуемым, и его тогда невозможно будет удалить без ущерба для смысла высказывания, во-вторых, к нему можно поставить вопрос от подлежащего, от него ставится вопрос к зависимым словам.
Например:
- Семья (что делает?) значит (для кого?) для меня всё.
- Это ничего (что не делает?) не значит.
- Кое-что да (что делает?) значит.
- Его слово много (что делает?) значит.
Во всех данных предложениях при слове «значит» запятая не ставится.
Работа с текстом
Допустим, нам нужно выписать номера предложений, в которых вводное слово «значит» выделяется запятой:
1) Бабушка очень любит музыку, но её карьера пианистки как-то не задалась. 2) И она изо всех сил стремится сделать из Алёши музыканта. 3) И мечта увидеть внука знаменитым артистом значит для неё многое. 4) Она находит, что Алексей даже внешне похож на юного Паганини.
5) Никто из семьи лично не знаком с этим знаменитым скрипачом, но папа смеет утверждать, что у того были чёрные глаза и худое бледное лицо, обрамлённое смоляными волосами. 6) Алёша же круглолиц, румян, голубоглаз и светловолос. 7) Значит, полного совпадения внешних признаков нет. 8) Но бабушка упрямо твердит, что сходство кроется в глубине глаз, и они у её внука светятся таким же вдохновением, как и у знаменитого итальянца. 9) Это видит только она одна. 10) Все же остальные находят, что в глазах мальчика полное спокойствие, которое иногда только слегка смешивается с лукавством.
11) Музыкальная карьера внука всё не задаётся, и чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мёртвой точки, бабушка решается на хитрость. 12) Однажды она отвечает на вопросы концерта-загадки, и отправляет письмо в редакцию от имени внука. 13) И через несколько дней дикторша удивлённым голосом сообщает по радио, что ученик второго класса правильно ответил на одиннадцать из тринадцати вопросов, а это значит, что он занимает второе место в музыкальной викторине. 14) Кроме этого, она замечает, что ответы ребёнка не по-детски обстоятельны и умны, что свидетельствует о том, что музыка в его школе преподаётся на самом высоком уровне.
15) А на самом деле музыка в Алёшиной школе вообще не преподавалась: никак не могли найти толкового педагога. 16) Но после победы Алёши в музыкальном конкурсе пришлось сразу найти. 17) Ведь другие стали умолять обменяться опытом. 18) «Если у вас такие успешные ученики, значит, у вас прекрасные учителя музыки, - говорили директору Алёшиной школы руководители учебных заведений города, – не жадничайте, делитесь».
19) Бабушка Алёши ликовала: значит, её затея всё-таки принесла пользу, пусть не её внук, а хотя бы кто-нибудь станет великим музыкантом при её непосредственном участии.
Правильный ответ будет такой: при вводном слове «значит» запятая ставится в предложениях 7, 18, 19.