Платные дороги в Польше: обзор, схема, стоимость и отзывы
Республика Польша – страна в восточной части Центральной Европы, с населением (по данным 2015 года) в тридцать восемь с половиной миллионов человек. Несмотря на то что в последние десять-двенадцать лет её экономика бурно развивается, Польша по большей части всё-таки остаётся так называемой транзитной страной. Если посмотреть на карту мира, то становится очевидно, что основной автомобильный пассажирский и грузовой поток между Азией и Европой сходится в этом месте, поэтому платные дороги в Польше - возможность быстро и недорого проехать эту довольно немаленькую страну транзитом.
Транспортный коридор
Проследить логистические пути довольно просто. В связи с обострением политических и экономических ситуаций на Украине и в Турции эти два автомобильных коридора, можно сказать, практически закрыты. Поэтому основной поток фур и автотуристов сходятся в последнем из возможных вариантов проезда в центральную часть Европы – в Республике Беларусь. Основная часть грузопотока из стран Средней Азии, например из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и других бывших советских республик, идёт через Россию, на Москву, далее в Беларусь, на Минск и на Брест. А из Бреста товары продолжают свой путь уже по Польше. Из Прибалтики единственный путь, например, на Балканы, пролегает также через границу панства.
Есть ли в Польше платные дороги?
Многие задаются этим вопросом, собираясь в дорогу и прокладывая свой маршрут до места назначения. Ответ на него прост – есть. Но пока их очень мало: всего три. Скоростных магистралей повышенного уровня комфорта с каждым годом в стране становится всё больше и больше, но оплату за проезд по ним пока взимают лишь на трассах А1, А2 и А4. Да и то не на всех участках, а только на самых загруженных, с интенсивным движением и повышенным износом дорожного покрытия. Несмотря на довольно высокую по стоимости тарифную сетку, платные дороги в Польше пользуются повышенным спросом, а на пункте оплаты проезда нередко возникают заторы, а иногда, как правило в часы пик, и пробки.
Еще до подъезда к платному участку, водителей, следующих в попутном направлении, несколько раз предупреждают об оплате (pobor opłat). Сам сбор средств производится на специализированных постах по ходу движения, но, как правило, при выезде с платного участка либо при проезде контрольной точки оплаты. Ещё до въезда на платные дороги в Польше у водителей всегда есть возможность покинуть магистраль и выехать на её бесплатный аналог. Передвигаться по нему будет не так комфортно, время в пути увеличится, однако вам не придётся тратиться, оплачивая проезд.
Проезд по трассе А1
Для въезда на платные трассы А1 и А2 водителю необходимо взять талон, дождаться открытия шлагбаума и продолжить движение. На талоне фиксируется информация о точке въезда на магистраль. Расчет стоимости проезда происходит в зависимости от типа автотранспорта (мотоциклы, легковые автомобили, автомобили с прицепом, автобусы, грузовой автотранспорт) и от пройденного расстояния. На трассе А1 располагается десять контрольно-пропускных пунктов оплаты по всей её протяженности.
Максимальная стоимость проезда на легковом автомобиле здесь составит 29,90 польских злотых (около 7 евро, или 500 российских рублей), на легковом автомобиле с прицепом – 71 злотый (16,6 евро, или 1200 рублей). Оплатить проезд можно наличными деньгами либо пластиковой (кредитной или дебетовой) картой. При оплате наличными средствами к оплате принимаются как национальная валюта, так и евро, и американские доллары, однако последние только в банкнотах (монеты не принимают) и номиналом не более 100.
Оплата на трассах А2 и А4
Стоимость платных дорог в Польше ниже, чем в Испании, Франции или Италии (где используется аналогичный способ оплаты). Однако для местного населения она всё равно довольно высока, поэтому такими магистралями пользуются, как правило, транзитные водители либо рейсовые дальнобойщики.
Похожая ситуация на трассе А2, которая проходит сквозь всю страну и является продолжением маршрута проезда от Москвы через Минск, Брест до Берлина и далее в Центральную Европу. На трассе А2 четыре платных участка, начинаются они от Лодзи и идут почти до границы с Германией. Общая стоимость проезда по этому маршруту для легкового автомобиля с двумя осями составит 54 польских злотых и десять грошей. В евровом эквиваленте эта сумма равна 12,5 евро или 880 российских рублей. При въезде на каждый платный участок водителю будет необходимо взять талон, а при выезде оплатить пройденные километры.
Еще на одной платной трассе - А4, соединяющей такие большие города, как Краков, Катовице и Вроцлав (Бреслау), водителям предстоит вносить оплату на каждой контрольной точке сбора денежных средств (их всего две: в Мысловице и в Балице). Далее придётся оплачивать проезд исходя из тарифа 10 польских грошей (2,5 евроцента или 1,6 российского рубля) за километр.
Инфраструктура
Платные дороги в Польше для легковых автомобилей чуть более комфортны, чем для остального типа транспорта. Это связано не только с инфраструктурой АЗС, магазинов, кафе, но и с планировкой рекреационных зон, мест для отдыха и организации подъездов к ним. Сама сеть дорожного полотна и схема развязок ничем не хуже соседних, более развитых стран. Водителям предлагаются современные заправочные комплексы известных марок (Shell, OMV, BP, Orlen и др.), рестораны быстрого питания ("Макдоналдс", KFC, "Бургер Кинг" и др.), а также гостиничные номера европейского уровня обслуживания. Оборудованы места отдыха для самостоятельных ночевок, кемпинги, а также станции для обслуживания автокемперов.
Схема проезда
У водителей, впервые в жизни подъезжающих к местам сбора денег, возникает лёгкая паника, а в голове крутится один-единственный вопрос: "Как оплачивать платные дороги в Польше?" И это неспроста, ведь шоссе резко расширяется, и перед глазами автолюбителя предстаёт от десяти до шестнадцати постов стационарной оплаты. И почти в каждый из них стоит очередь из автомобилей.
Здесь самое главное - не нервничать, а изучить графическую информацию со щитов, установленных над каждым из терминалов. В основном такие пункты делятся на те, которые работают с наличностью (изображение монет и/или купюр), с пластиковыми карточками (изображение карты, как правило, с надписью VISA), со специальными пасс-картами (изображение специализированных карт с надписью PASS или другой), проезд с использованием транспондера (изображение радиоволн и подпись viaToll, TELEPASS или другая). Ваш вариант – первые две. Бывалые путешественники советуют ехать туда, где принимают наличные деньги, ведь там, как правило, сидит сотрудник, который в крайнем случае сможет вам помочь, подсказав дальнейшие действия.
Платные дороги в Польше очень просты в использовании, судя по многочисленным отзывам автотуристов. Многие отмечают, что стоит проехать по любой из них всего лишь раз, и сразу же перестает пугать обилие терминалов и способов оплаты. Также отзывы повествуют о том, что оплата происходит быстро. Водители из других стран хвалят возможность произвести оплату в евро и в долларах США. Самое главное - помните (именно так говорится в отзывах), что талон необходимо сохранять до выезда с платного участка. Если талон утерян, с водителя взимается плата по максимальной тарифной ставке.