Свято-Вознесенский собор, Великие Луки: история и архитектура

Свято-Вознесенский кафедральный собор в городе воинской славы Великие Луки является достопримечательностью с богатой и во многом трагичной историей. В 2014 году город отметил двадцатилетие восстановления храма.

Древний монастырь и Смутное время

Несмотря на то что, по сути, новой постройкой является современный Свято-Вознесенский собор, Великие Луки хранят память о его старинном происхождении. Изначально на том месте, где сейчас стоит храм, располагался Ильинский мужской монастырь. История этой не сохранившейся обители тонет во тьме веков, и, к сожалению, до наших дней о ней дошли очень скудные сведения. Точно известно только то, что монастырь был сожжён польскими войсками в Смутное время, на рубеже 16-го и 17-го веков.

Увы, после разорения монастырь не смог возродиться, и почти столетие оставшиеся постройки ветшали, а территория приходила в запустение.

Новая жизнь на старом месте

Ильинский монастырь был официально упразднён в 1632 году, хотя фактически не действовал уже много лет. Только в 1675 году жизнь здесь возродилась. На месте зарастающих травой остатков старой обители был заложен новый Вознесенский девичий монастырь. Инициатором его постройки являлся митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий. Основанием для возведения нового монастырского комплекса в городе стало ходатайство монахинь из разрушенной литовцами Введенской обители.

Изначально монастырь был отстроен в дереве, однако эти постройки просуществовали недолго. Пожар 1719 года практически полностью их уничтожил. Во второй раз возводились уже каменные добротные строения.

Неоценимый вклад в развитие монастыря и его строительство внесла его четвёртая управительница – игуменья Маргарита. Её усилиями в 1752 году была возведена церковь во имя Вознесения Господня, из которой впоследствии вырос Свято-Вознесенский собор. Великие Луки обогатились пышной каменной постройкой.

План и архитектурные особенности

По своему архитектурному решению церковь была типичным сооружением в стиле московского или нарышкинского барокко. На прямоугольной подклети, или четверике, возвышался октагональный объём - восьмерик, перекрытый луковичным куполом.

Своё начало эти формы архитектуры ведут от русского деревянного церковного зодчества. В конце 17-го века они перешли в каменное строительство. Хотя к началу постройки Свято-Вознесенского собора Петербург и Москву захватил уже новый стиль классицизм, в провинциальных городах по этому типу церкви строили вплоть до конца 18-го века.

Современный план церкви включает в себя западную галерею, притвор, боковые приделы, пятигранную апсиду, трапезную, а также трёхъярусную колокольню. Последняя была особой гордостью монастыря, которая выделяла и возвышала над городом Свято-Вознесенский собор.

Великие Луки, как и многие древние города, с момента основания монастыря и окончания строительства собора обросли разновременными и разностилевыми зданиями. На их фоне архитектура церкви теряется. Однако этот диссонанс не мешает городу наслаждаться возрождённым памятником и духовным центром.

Свято-Вознесенский собор (Великие Луки) и история 20-го века

Монастырь просуществовал до 1918 года. Бурные перипетии современной истории не обошли стороной ни г. Великие Луки, ни сам собор. После революции он был упразднён, хотя храм ещё какое-то время действовал. В 1925 году закрыли и его. Здание 18-го века отдали под торговые склады, и постепенно оно начало разрушаться. Перед войной разобрали колокольню, поснимав и переплавив колокола.

Удивительно, но во время военных действий собор практически не пострадал, зато в последующие годы его планомерно уничтожали, пытаясь привести в некультовый вид. Для этого снесли центральный октагон, и от былого великолепия собора осталась только прямоугольная коробка подклети. В 1990 году собор был восстановлен и стал снова действовать как приходская церковь.

Комментарии