Образование: сущность образования. Общее образование
Что такое образование, кто такой образованный человек, а также много других вопросов о процессах развития и образования (в том числе и в нашей стране) будут рассмотрены и отражены в данной статье.
Что такое образование
Не следует доказывать тот факт, что образование является самым великим благом для человека. Без него люди остаются грубыми, бедными и несчастными. Подобную мысль высказал в XIX веке один очень образованный человек, писатель и публицист, литературный критик, учёный и энциклопедист, философ и революционер, Чернышевский Н. Г.
В данном случае мы не говорим об образовании, полученном в каких-то учебных заведениях и подтверждённом соответствующим дипломом. Это узкий взгляд на образовательный процесс. Попробуем посмотреть на него шире: образование (сущность образования) является естественным и необходимым процессом развития внутренних качеств человека, его души и духа. Причём процесс этот не должен иметь конца, он протекает на протяжении всей сознательной жизни человека. Именно в этом случае он будет приносить пользу себе, своим семье, окружению, обществу и миру, поскольку, развиваясь самостоятельно, человек обязательно двигает всеми процессами вокруг себя, приводя их также в динамичное состояние развития.
Проблема современности
К сожалению, в наше время многие люди, и прежде всего родители, считают, что суть образования – это развитие их детей, стартующее в детском саду, продолжающееся в школе и заканчивающееся при окончании вуза на вручении диплома. После этого родители поздравляют своё чадо с тем, что он (или она) теперь считается образованным человеком. Нужно сказать, что подобное мнение в корне ошибочно.
Родители – главные воспитатели, учителя, наставники и примеры для своих дочерей и сыновей – должны тщательно продумывать время своих отпрысков вне стен образовательных учреждений в детстве и отрочестве с целью не дать зачахнуть или затуманиться уму, разуму и сознанию детей. Образовывать своих чад необходимо не только в рамках отдельных предметов, но и шире – для познания окружающего безграничного мира.
Постепенно и непрерывно развиваясь и образовываясь с самого детства, человек не знает уже другого пути, а потому, взрослея, продолжает дальше работать над собой и познавать непознанное, передавая при этом накопленный богатый опыт уже своим потомкам. Ведь каждый день, каждый встреченный на пути человек, каждое новое дело – это очередная возможность получить какие-то знания и проявить свои качества или развить нечто новое в себе. А детский сад, школа или университет – это лишь дополнительные плацдармы для помощи родителям в воспитании и обучении детей. Однако в наши дни большинство современных пап и мам хотят снять с себя (бессознательно, возможно) ответственность за своего ребёнка и переложить её на плечи учителей.
Образование: сущность образования и значение данного понятия
Значение понятия «образование» непростое и многоплановое, поскольку этот процесс систематичен и целенаправлен. Он представляет собой личностный результат накопления знаний, приобретения умений и отработки навыков. Всё это формирует процессы познания, определённую картину мира и определяет в каждом конкретном случае развитие образования.
Человек, имеющий представление о том, как правильно подходить к исследованию явлений и фактов, а также при условии, что он может применять свои знания на практике (то есть умеет думать, анализировать и сопоставлять) в своей обыденной деятельности, считается образованным.
Если обобщить всё вышеперечисленное, то образование (сущность образования) представляется определённо спланированным и организованным процессом. А его результатом является передача опыта, знаний, умений и навыков от одного поколения к другому. Тут затрагивается само становление личности.
Развитие образования (как некого процесса) наблюдается системно:
- сначала определённый опыт проходит этап усвоения;
- затем происходит осознание и формируются определённые поведенческие шаблоны;
- воспитываются необходимые качества;
- после этого развитие (физическое и интеллектуальное) достигает этапа реализации.
Это всё относилось к масштабному, глобальному подходу рассмотрения процесса образования. Теперь «приблизим» его на примере образования в России.
Общее образование
Под общим образованием в нашей стране понимается такой направленный и обязательный процесс развития личности (по основным общеобразовательным программам), в результате которого приобретаются знания, умения и навыки, а также формируются необходимые для социума компетенции. Всё это приводит (по крайней мере, предполагается, что это должно привести) к осознанию выбора будущей профессии.
Затем постигается и реализуется профессиональное образование. Сущность образования заключается в этом.
Конституция Российской Федерации: статья 43
Основной закон государства дает характеристику образовательного процесса. Как говорится в нем, общее образование обязательно, общедоступно и бесплатно. Его можно получать в государственных или муниципальных образовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам. Поскольку доступ к этом процессу ребёнок имеет с самого детства, то его получение обеспечивается и контролируется непосредственно родителями или же официально ответственными старшими.
Уровни и формы образования
С сентября 2013 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил рамки общего образования, которое дает школа. Образование, которое в течение 9 лет получают в данном учебном заведении, сейчас определяется как неполное среднее, а после 11 лет обучения - полное среднее.
В настоящее время в России для общего образования определены следующие уровни:
- дошкольное (этот уровень и отражает нововведение);
- начальное;
- основное общее;
- среднее общее.
В России существуют также и разные формы образования, то есть различные возможности получения и освоения учебных программ. Среди них выделяют очную, вечернюю (очно-заочную), заочную, а также форму семейного образования. Все они имеют принципиальные отличия друг от друга.
Нововведения в образовательном процессе
Изменения претерпел и список учебников, используемый в образовательном процессе в стенах школы с января 2015 года. Министерство образования и науки нашей страны ввело в действие приказ №1559 от 8 декабря 2014 о том, что теперь одним из критериев, по которым пособие включат в федеральный перечень учебников, будет являться наличие электронной версии. Содержание, структура и оформление компьютерного аналога должны соответствовать печатному изданию.
Ещё одним нововведением в школах нашей страны считается введение с сентября 2015 года обязательного изучения второго языка (выбор предусмотрен).