Русские в Узбекистане. Сколько русских в Узбекистане и как им живется?

После распада Советского Союза во многих бывших союзных странах осталось немало этнических русских. К примеру, русские в Узбекистане проживали в количестве более полутора миллионов человек. После обретения этой республикой независимости сразу началась их массовая миграция. Однако и на сегодняшний день в этой республике осталась одна из самых крупных русскоязычных диаспор.

Сколько русских в Узбекистане?

Наряду с таджикскими и казахскими этническими диаспорами в этой республике, русская является одной из крупнейших по величине. После 1991 года в Узбекистане официальной Государственной переписи населения не осуществлялось, поэтому точные сведения о количестве жителей отсутствуют.

Республиканский Госкомитет статистики отмечал, что на начало 2013 года русские в Узбекистане составляли 2,6 процента от всего населения, то есть около 809 с половиной тысяч.

Миграционные процессы продолжаются, а естественный прирост узбекского населения становится все более интенсивным, в результате в 2015 году статистическим Комитетом было зафиксировано в стране только 650 тысяч русских, что составляет 1,8 процента от общего числа населения.

Наибольшая часть русскоязычных жителей республики сосредоточена в больших городах, в основном в столице республики.

Немного истории

Русское население в Узбекистане начало появляться в конце XIX века. Оно оказывало важнейшее влияние на все жизненные сферы, в особенности в период советской власти. Прежде всего, это проявлялось в столице республики.

Распад Союза ССР накалил межэтнические отношения, привел к экономическому упадку, повальной безработице, политической нестабильности, угрозе исламизации, создал взрывоопасную обстановку в регионе. Все эти причины подтолкнули русскоязычное население на массовую эмиграцию из республики.

Наибольшие волны миграционных процессов отмечались в первой половине девяностых годов в Российскую Федерацию и на территорию Украины.

Массовые отъезды русскоязычного населения на историческую родину привели к значительному снижению их процента в общем числе жителей Узбекистана. Демографические показатели населения этой национальности резко ухудшились.

О русском языке

Русский язык в Узбекистане был исторически родным для проживающих в республике выходцев из России, а также украинцев, белорусов, немцев. В ташкентском варианте этого языка нет различных региональных диалектов, он один из наиболее чистых, по норме произношения сходен с петербургским.

Предполагают, что это стало результатом концентрации русскоговорящей иммиграции в столице республики на протяжении долгих лет, в результате возник своеобразный изолированный языковый островок, анклав, сохранивший чистую литературную речь среди тюрко- и ираноязычного языкового ареала.

На сегодняшний день у русского языка в Узбекистане нет государственного статуса, но по традиции он является вторым языком большинства городских жителей независимо от национальной принадлежности.

В советское время он обязательно преподавался в каждой школе страны, поэтому им владела основная масса населения.

Сегодня ситуация поменялась, его знают в основном лишь в городах, причем им владеет основная часть корейского населения, а также узбекского, казахского, киргизского и таджикского. В кишлаках на нем практически не разговаривают, молодежь там им вообще не владеет, в общении в сельской местности используется только узбекский язык.

Использование русского языка в республике сегодня

В советские времена огромное число молодых ребят забирали в армию, по возвращении оттуда, они уже владели русским языком. Некоторые после демобилизации или обучения в высших учебных заведениях на территории Российской Федерации привозили русских жен. Кроме того, этот язык преподавался во всех школах. Даже в глубинке им владели неплохо.

Сейчас ситуация резко изменилась, в селах молодежь вообще не знает русского. Со стороны государства ведутся работы по его поддержке в республике.

Сегодня в Узбекистане на русском выходят некоторые газеты и журналы, гостелерадиоканалы частично ведут на нем вещание, его используют многие частные радиостанции.

Уличные рекламные носители в Ташкенте и некоторых других крупных городах на треть состоят из русских слов. Сохранены некоторые учебные государственные заведения, где преподавание ведется с использованием русского языка.

Возможность обучения в русской школе

Русскоговорящие в Узбекистане имеют возможность отдать ребенка в школу или лицей с обучением на их родном языке. Однако сделать это можно только в столице республики или в каком-либо областном центре. В таких учебных заведениях обучается немало детей самых разных национальностей, в том числе узбеков.

Любой гражданин Узбекистана, если он городской житель, имеет доступ к российскому телевидению. Оно предоставляется провайдерами по кабельным линиям.

В ноябре 2012 г. Министерство юстиции разрешило ограниченно официально использовать русский, как и узбекский язык, в случаях оформления документации в структурах органов ЗАГСов.

География проживания славянского населения

Как указывалось выше, славянское население, большую часть которого составляют русские, в Узбекистане сосредоточено в крупных городах. Примерно четыре пятых всех русских живет в Ташкенте.

Согласно всесоюзной переписи, в 1989 году русских в этом городе насчитывалось 37 процентов, то есть 850 тысяч человек. В настоящее время это количество сократилось наполовину.

Определенная концентрация русскоязычного населения наблюдается Ташкентской области, к примеру, в Алмалыке - городе, где ранее были сосредоточены крупные промышленные предприятия.

Практически отсутствуют жители этой национальности в восточной части страны, там их меньше одного процента, остались они только в городах, называемых раньше "русскими": Фергана, Андижан, пос. Киргили.

Проживают русские в городах, где ранее функционировали предприятия системы Министерства среднего машиностроения СССР: Навои, Зарафшан, Учкудук.

Религия

Русские в Узбекистане по традиции в основном православные, хотя среди них и немало атеистов.

Крупнейшую Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию возглавляет митрополит Викентий. При главном городском ташкентском соборе (Успенском кафедральном соборе) славянские дети имеют возможность познавать азы православной веры и основы русской культуры в действующей воскресной школе.

Епархия факультативно ведет занятия в Училище народного благочестия, православных сообществах и кружках.

Каждую субботу правящий митрополит приглашает всех желающих в конференц-зал епархии на субботние встречи, которые проводятся на регулярной основе. Доступ туда свободный.

Большая работа проводится духовенством через интернет-сайт Pravoslavie.uz. Это основной домен и информационная платформа РПЦ в данном регионе.

О трех волнах эмиграции из Узбекистана

С момента получения республикой самостоятельности процесс эмиграции русских отмечался тремя большими волнами.

Первыми выехали люди, обладающие достаточным количеством денег и возможностью устроиться на исторической родине. Этот выезжающий поток был самым крупным.

Большую роль при этом сыграло возникновение языкового барьера и разрыв коммуникационной сферы. К примеру, на русском языке телевидение в тот период вещало в день лишь по несколько минут.

Если в первую волну выехали наиболее обеспеченные представители русскоязычного населения, то во вторую пришлось уезжать многим специалистам.

Жизнь русских в Узбекистане осложнилась тем обстоятельством, что была прекращена работа на промышленных предприятиях, стройках, резко сократилось количество рабочих мест, даже специалистам высокой квалификации стало сложно трудоустроиться.

Третья волна эмиграции возникла в результате ужесточения требований по владению узбекским языком. При поступлении на работу обязательно проводилась проверка на предмет знания государственного языка.

Что ждет русских в Узбекистане?

В настоящее время в республике созданные мощные государственные институты, позволяющие осуществлять госконтроль в таком многочисленном по населенности регионе.

В подобных условиях русскоязычное население обладает определенной уверенностью в своей перспективе. Чаще всего у этой категории населения имеется хорошее образование, которое довольно сложно получить в республике. Нередко русские занимают должности специалистов в узкопрофессиональных сферах, где их просто некем заменить.

К примеру, немало русскоязычных в сегменте безопасности. После отделения республики часть сотрудников спецслужб, русские и украинцы по национальности, остались на прежнем месте службы и, с учетом профессиональных навыков, чувствуют себя вполне нормально.

Активно действуют экономические, культурные и иные связи по каналу Россия - Узбекистан.

Последствия смерти президента республики

Недавняя кончина президента Каримова вызвала определенную тревогу, однако основная масса специалистов - политологов и международников - высказывают мнение, что созданную Каримовым государственную социальную систему сломать сложно, поэтому серьезных проблем у русских, проживающих в республике, возникнуть в переходный период не должно.

Предпосылок к какому-либо беспокойству не отмечается. Отношение к русским в Узбекистане после прихода вновь избранного президента, по прогнозам специалистов, не должно измениться в худшую сторону.

Влияние политической ситуации

Российской Федерации приходится постоянно маневрировать среди двух приоритетов в отношениях: Россия - Узбекистан, как и со всеми среднеазиатскими республиками.

Российское правительство старается поддерживать крепкие экономические связи в этом направлении, что подтверждает Шанхайская организация сотрудничества, где активно участвует наша страна.

В то же время на государственном уровне следует принимать меры в поддержке наших соотечественников, постоянно проживающих в Средней Азии, что иногда осложняется ситуацией с политической подоплекой.

Следует учитывать не только славян, но и узбекское население, говорящее на русском языке и ориентирующееся на русский мир. Эту прослойку следует также не оставлять без внимания, так как в ситуации любого режима это будет один из инструментов возможности влияния на Узбекистан и в целом на Среднюю Азию.

Сегодня какой-либо предпосылки к смене элиты в Узбекистане не отмечается. Наверняка на президентский пост заступит представитель функционирующего в республике режима.

Оппозиционные фигуры не могут сейчас претендовать на этот пост, так как какого-либо влияния демократической оппозиции в этой стране не ощущается. Оппозиционные настроения популярны только в рядах диаспор за пределами Узбекистана.

Исламистам также закрыт доступ к властным органам, они отторгнуты от силовых структур, рычагов воздействия на экономические процессы.

Вероятное развитие политической ситуации в Узбекистане

Смертью Ислама Каримова - мощнейшей политической фигуры, наверняка захотят воспользоваться самые различные исламисты.

Существуют силы, называющиеся Исламским движением Узбекистана. Однако месторасположение основных сил этого движения - Пакистан.

Для переброски этих сил в республику понадобится немало времени. Осложнено это еще и тем фактором, что узбекские службы безопасности действуют довольно эффективно, на высоком профессиональном уровне.

По предположению наблюдателей радикальным исламизмом власти будут в республике пользоваться как жупелом для запугивания жителей, с целью более сильного его сплочения вокруг существующей власти. Это должно побудить к активности при голосовании за ту кандидатуру, которая будет выдвинута существующим режимом.

Комментарии
Сейчас ситуация в Узбекистане с новым президентом меняется в лучшую сторону. Когда раньше ездил в отпуск на родину были частые проверки, многие полицейские придирались, а сейчас все стали порядочными. И туристы тоже в своих видео это замечают.
1
До сих пор Россия не сделала ничего, чтоб русские люди по своей национальности, могли спокойно переезжать из Узбекистана в Россию.При переезде из столицы русскому человеку предлагаются для переселения самые невостребованные города и районы.Например, переезд в Сибирь.В Ташкенте довольно таки жарко, как же можно переселять из жаркого региона в холодный?Почему мы не имеем права сами выбирать себе регион для переселения в Россию?
я живу в россии и то не могу выбирать москву или питер или сочи для проживания....а вы захотели все и сразу
Уезжайте, если есть возможность!
Унизительно чувствовать себя людьми второго сорта!
Я родился в Ташкенте в 1952-м году, уехали с семьёй в 90-м (слава Богу).
Никогда не пожалел, что я теперь среди своих (пусть и в России пенсионерам несладко сейчас живётся).
-1
Вы не правы Саша. На ваш выбор все регионы от Калининграда до Камчатки. Кроме естественно резиновой Москвы, СПб и Казани.
-1
Мы в 1992 году уехали в Сибирь, потому что было всё равно, куда ехать - лишь бы жить в России, среди своих. Первую зиму ждали с опаской: "Как перенесём сорокаградусные морозы, сможем ли их вынести?" Смогли! Хотя я родилась и двадцать лет прожила в Ташкенте, к сибирским морозам приспособилась быстро. Да, не очень приятно, да, иногда даже очень холодно, но не смертельно.:)
2
Юрий вы не правы, в 90х все чувствовали себя людьми второго сорта в том числе и узбеки. Времена изменились. Сейчас ни одного русского силой не заставишь покинуть Узбекистан. Нельзя утверждать того чего не знаешь, ведь прошло почти 30 лет.
-1
Ерунда! Узбеки в конце 80-х и начале 90-х чувствовали себя наоборот на подъёме. Они дышали воздухом независимости. Переименовывали улицы и станции метро, записывались на курсы арабского языка, с гордостью кричали русским в лицо: "Русская свинья, езжай в свою Самару!". Поэтому русские и др. русскоязычные стали разъезжаться. Из моих одноклассников-русских в Ташкенте осталось всего пара-тройка человек. Не уехали потому. что не могут уехать, а не потому. что не хотят. Кстати, за нами в Россию потяну