Межэтнические отношения и национальная политика. Межэтнические отношения в современной России
В среде российских экспертов популярна точка зрения, что межэтнические отношения - это коммуникации, механизмы взаимодействия людей одного этноса с согражданами или жителями иных государств, представляющих другие народы. Их сущность может базироваться на обсуждении бытовых, семейных, политических и других тем, совместном решении задач. Специалисты в области психологии выделяют два основных уровня, на которых выстраиваются межэтнические отношения - личностный и коллективный.
Факторы дружбы народов: коллективный уровень
Что определяет характер соответствующих коммуникаций? Что является ключевым фактором того, будут ли межэтнические отношения позитивными, или же, наоборот, будут нести в себе потенциал для конфликтов? Прежде всего отметим, что все зависит от уровня взаимодействия людей - одного из двух, что отмечены выше.
Сначала изучим факторы, характерные для коллективного. Эксперты считают, что прогноз в отношении того, как будет складываться общение разных наций на коллективном уровне, может зависеть прежде всего от того, как они взаимодействуют исторически. Это логично: большинство наций и этносов современного мира сформировалось сотни лет назад, а если говорить о некоторых народах - то и тысячи. "Молодых", не имеющих значимого исторического опыта межэтнической коммуникации народов сравнительно немного, хотя они и есть.
Глобальные факторы
Другой важнейший фактор - социально-политическая ситуация в стране, в регионе, в целом в мире. Есть прецеденты, которые свидетельствуют о том, что вполне дружные, исходя из исторических предпосылок, народы могли "поссориться" (или, наоборот, "помириться") вследствие каких-то изменений в политических процессах. Играет роль также и влияние СМИ, которые, однако, не всегда отражают социально-политические реалии.
Дружба личностей
Каковы факторы, влияющие на межэтнические отношения на личностном уровне? Конечно, те, что мы перечислили выше, также играют весомую роль. Однако они вполне могут сойти на нет, если люди хорошо ладят между собой (или, наоборот, имеют противоречия) на индивидуально-психологическом уровне. Также на то, как будут относиться одни народы к другим, влияют конкретные поступки людей в определенных ситуациях. Если, например, представители двух традиционно враждующих наций окажутся в сложном положении и совместными силами выпутаются из него, то не исключено, что дружба у них будет, что называется, не разлей вода.
Критерии эффективной национальной политики
Политическое и социально-экономическое развитие стран мира, вероятно, в первую очередь зависит от того, насколько сбалансировано выстраивается внутринациональная политика. И только после этого - от качества коммуникаций на внешней арене. Есть, безусловно, государства, в которых подобная проблема не стоит - просто потому, что население почти "моноэтнично", одноязычно, нация по умолчанию консолидирована в силу единства культуры и менталитета.
Но Россия - страна, в которой живут сотни разных народов, имеющих родной язык, культуру, мировосприятие. Поэтому перед властью в РФ всегда стоит задача - вести постоянный качественный мониторинг межэтнических отношений внутри страны, определять проблемные зоны и эффективно разрешать сложные ситуации. Но каковы критерии адекватной национальной политики? Как находить и успешно решать проблемы межэтнических отношений? Экспертами называются самые разные критерии. Рассмотрим примеры наиболее логичных и обоснованных.
Обеспечение равных политических прав
И что немаловажно - в отношении всех народностей, населяющих государство. Межэтнические и межнациональные отношения - это, прежде всего, части политического процесса. Соответственно, нации, которые в нем участвуют, должны иметь одинаковые ресурсы для выражения собственной позиции, взглядов, убеждений. В их распоряжении должны быть сопоставимые, а в идеале - идентичные инструменты взаимодействия с властью. На практике это может заключаться в одинаковых политических правах, что принято относить к базовым - избирать и быть избранными. То есть представители разных народов России должны иметь ресурсы для того, чтобы выражать свои интересы и участвовать в формировании политической повестки дня для всей страны.
Практическими инструментами для этого может быть предоставление национальным районам широких возможностей для самоуправления, а также наличие выборных механизмов, с помощью которых люди различных этносов могут быть представлены в федеральных и вышестоящих структурах власти.
Сглаживание социально-экономического неравенства
Гармонизация межэтнических отношений в рамках одной страны затруднительна, если разные народы, пусть даже проживающие очень далеко друг от друга, имеют неодинаковый и несопоставимый доход, доступ к хорошему образованию, медицине, инфраструктуре. Власть должна выстраивать такую модель хозяйственного развития страны, при которой национальные районы, нуждающиеся в экономической поддержке, получали бы ее, но не в ущерб тем, где дела идут лучше.
Практические инструменты здесь - взвешенная налоговая и бюджетная политика, разумное инвестирование - в промышленность, инфраструктуру, образование.
Создание атмосферы взаимной толерантности
Бывает, что у нескольких разных народностей настолько несхож менталитет и культура, что они утрачивают способность не столько к конструктивному диалогу, сколько к осуществлению коммуникаций как таковых. Они могут не понимать друг друга, даже если общение идет на одном, понятном для каждого из них языке. Речь идет, быть может, не о смысле фраз, а о поступках, принципах, нормах поведения. Но это понимание может помочь наладить некий третий народ посредством им созданного института, призванного решать подобные проблемы, предоставляя каждому из "непонимающих" некую компромиссную модель поведения, создавая атмосферу, в которой недостатки другой нации принимаются, а не отрицаются. Должна иметь место, говоря современным языком, толерантность в межэтнических отношениях.
Практическими инструментами для реализации этого компонента национальной политики могут быть совершенствование образовательных программ, работа со СМИ, проведение мероприятий федеральных масштабов по профилю культурного обмена.
Российский сценарий
В какой степени межэтнические отношения и национальная политика в России соответствуют вышеобозначенным критериям? С одной стороны, государство смогло отстроить необходимые институты, отражающие каждый из названных механизмов. В каждой национальной республике есть свой парламент, представители в Совете Федерации. Любой этнос, живущий в России, имеет совершенно равные политические права. С экономической частью все сложнее, но это, скорее, связано с объективно большой территорией и, как следствие, невозможностью выровнять социальное положение граждан во всех регионах. Более того, разница в уровне жизни между отдельными районами России практически не привязана к национальному фактору. Ее обуславливает прежде всего ресурсообеспеченность, а также климат и инфраструктура. В СМИ, по крайней мере тех, которые принято относить к числу государственных, выдерживается вполне толерантная редакционная политика, равно как и в основных образовательных программах. С другой стороны, Россия в нынешних границах и в текущей политической формации - очень молодое государство. И потому однозначные выводы касательно того, что межэтнические отношения и национальная политика у нас выстроены идеально, делать рано. Хотя, безусловно, основные предпосылки к тому есть, и мы их назвали.
Рассмотрим теперь, как складываются межэтнические отношения в России на уровне отдельных социальных институтов. Начнем со сферы образования.
Школа народов
При всех возможных замечаниях к советской системе образования, один из ее неоспоримых плюсов - наличие обучения тем дисциплинам, что наиболее значимы с точки зрения развития общества - истории, литературе, обществоведении. При этом никогда не разыгрывалась национальная карта. Исторические и политические события практически не преподносились детям сквозь призму вражды между народами, населяющими СССР, или же как итог героизма какой-либо отдельно взятой нации. Все то хорошее, чего достигла социалистическая родина, удалось благодаря стараниям всего советского народа.
Советская модель
Многие из современных экспертов полагают, что во многом благодаря именно этой, заложенной еще в школе установке, сегодняшние взрослые граждане РФ по умолчанию рассматривают другие нации преимущественно в дружелюбном ключе, считая, что теперь мы - составная часть единого российского народа. Некоторые специалисты считают, что мы должны быть во многом благодарными за то, что сейчас есть относительная гармонизация межэтнических отношений, школе советского времени. Важно не растерять тот ценный опыт, что нарабатывался педагогами времен СССР десятилетиями.
Безусловно, отдельные примеры того, когда межэтнические отношения в школе сопровождаются сложностями, есть. Однако они, вероятно, не представляют собой систему. Сегодняшние дети, подобно их советским предшественникам, - за дружбу народов.
Государственная концепция
Межэтнические отношения в современной России выстраиваются государством исходя из официальной концепции. Рассмотрим ее особенности.
Один из первых значимых правовых актов в этом направлении - Указ Президента РФ, подписанный летом 1996 года. Этот документ уже утратил силу, однако данный правовой акт содержит достаточно интересную систему взглядов, а также приоритетов и различного рода принципов, которых должны придерживаться органы власти на федеральном и региональном уровнях касательно национальных отношений. Целью создания правового акта провозглашалось обеспечение единства народов России в новом историческом контексте.
В документе сказано, что культура межэтнических отношений в нашей стране складывалась веками. Большинство этносов, населяющих Россию - коренные народы, которые сыграли важную историческую роль в процессе формирования государственности. Подчеркивается то, что русский народ сыграл роль объединяющую, благодаря чему россияне - нация, которая характеризуется уникальным сочетанием единства и многообразия этносов.
Тенденции 90-х
В Указе от 1996 года отмечен ряд тенденций, которые, по мнению властей, могут характеризовать межконфессиональные и межэтнические отношения в России. Перечислим их.
Во-первых, пока идет переходный этап (на момент написания закона прошло не так много лет с дня распада СССР), на развитие российской нации влияет стремление многих народов к самостоятельности.
Во-вторых, этносы, формирующие нашу нацию, испытывают потребность в проведении властью курса эффективных реформ с учетом того обстоятельства, что социально-экономические ресурсы регионов могут быть неодинаковыми.
В-третьих, межэтнические отношения в современной России характеризуются тем, что народы, населяющие нашу страну, стремятся сохранить и далее развить свою культурную самобытность.
Направления работы сегодня
Что предлагает закон с точки зрения практических направлений политики сегодня? Какие им предусмотрены мероприятия гармонизации межэтнических отношений в России? На смену Указу от 1996 года пришло новое президентское распоряжение, опубликованное в 2012-м. Многие из ключевых концепций, что мы отметили выше, подтверждены этим правовым актом. Итак, что предлагает делать власть, выстраивая межэтнические отношения в России? Приведем ряд выдержек, которые могут дать представление о возможной практике работы механизмов, изложенных в новом президентском указе.
Во-первых, предполагается развитие и интенсификация межрегиональных культурных коммуникаций, распространение в среде одних этносов знаний о других.
Во-вторых, государство ставит задачу активизации работы в этнографическом направлении, в области культурно-познавательных межэтнических мероприятий, турпоездок, спортивных соревнований.
В-третьих, важным направлением считается совершенствование воспитательной работы с детьми и молодежью с акцентом на патриотизм и повышение гражданского самосознания.
Дружба наций - фундамент развития России
Эти и многие другие механизмы взаимодействия власти и общества должны, как полагает российский законодатель, создать мощный фундамент, на базе которого будет строиться развитие социума не только нынешнего, но также и будущих поколений. Идея, безусловно, замечательная. Реализация же ее зависит не только от политики властей, но также и от действий самих граждан.