Саратовский цирк им. братьев Никитиных: описание, история и отзывы

Цирк живет легендами и традициями. Незримый дух великих артистов, некогда выступавших на аренах старых цирков, словно концентрируется под куполом и поддерживает современную цирковую молодежь. А для зрителей этот неощутимый образ создает иллюзию праздника и тайны, которая обволакивает каждого переступившего порог парадного входа. В полной мере это ощущаешь, посещая Саратовский цирк им. братьев Никитиных — один из старейших стационарных цирков России.

История цирка братьев Никитиных

Легенды начинаются с повседневных, обыденных событий. Как иначе рассматривать возвращение в 1873 году на родину, в Саратов, братьев Петра, Акима и Дмитрия Никитиных — артистов и начинающих цирковых предпринимателей. Появлением в городе братьев немедленно воспользовался владелец гастролирующего в Саратове циркового балагана Эммануэль Баранек. Стоящий на грани разорения, он предложил Никитиным стать компаньонами и совладельцами предприятия. Это было разумным шагом — артистами братья были универсальными. Дмитрий славился как виртуоз-балалаечник и атлет, Аким — рыжий клоун, клишник (артист, демонстрирующий гибкость тела) и жонглер, а Петр владел антиподом (жонглирование ногами), гимнастикой, акробатикой и удивлял публику шпагоглотанием. В том же году братья выкупили у Баранека принадлежащее ему имущество цирка, а в 1876 году на Митрофаньевской площади соорудили стационарное деревянное здание. С этого времени и ведет свое летоисчисление Саратовский цирк.

Имел место интересный факт. Братья Никитины не остановились на основании одного цирка. Они построили здания в Нижнем Новгороде, Харькове, Тифлисе, Одессе, Баку. Венцом цирковой империи братьев стал цирк в Москве (1912) на Садово-Триумфальной (ныне Театр Сатиры). Для Саратова был подготовлен проект каменного здания с амфитеатром на 2 тыс. мест, но начавшаяся война разрушила грандиозные планы Никитиных.

Судьба цирка после революции

Октябрьская революция изменила жизнь в стране и перестроила цирковое дело. Прошла национализация, и Саратовский цирк вошел в структуру городского Художественного треста, а позднее во Всесоюзную дирекцию государственных цирков. В 1931 году цирк сменил адрес, новое каменное здание построили на улице Чапаева. Оно не блистало отделкой, но было удобно, а зрительный зал содержал 3 тыс. мест. Зрители полюбили новое здание: в первые 5 лет представления посетили больше 2 млн человек. По отзывам публики можно оценить уровень цирковых программ, которые приезжали в Саратов, — Виталий Лазаренко, Владимир Дуров, Эмиль Кио, Борис Эдер. Уже на заре существования цирк начал постановочную работу. Зрители увидели пантомимы «К бою готовсь» (1931-1932 гг., постановка Вольского), «Москва горит» (1932-1933 гг., постановка Альперова на стихи Маяковского) и другие цирковые спектакли.

В годы Великой Отечественной войны Саратовский цирк, афиша которого не исчезала с городских улиц ни на один день, продолжал работу и принимал артистов, эвакуированных с захваченных фашистами территорий.

В послевоенный период цирк пережил несколько реконструкций. В 1959-1963 гг. произвели поэтапное изменение зрительного зала и купола. При этом гастроли артистов продолжались, а работы велись в межсезонье. В 1968 году в эксплуатацию приняли гостиницу «Арена». Цирк неоднократно отмечался в ряду лучших, а к 100-летнему юбилею был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Вторая реконструкция здания была приурочена к 125-летию со дня образования (1998). Имя братьев Никитиных официально закрепилось на цирковых афишах — благодарность основателям от артистов нового поколения.

В первые дни войны начался сбор средств на покупку для фронта самолета «Советский цирк». В Саратове артисты для этого собрали почти 500 тыс. рублей. Весной 1942 года в цирке получили телеграмму от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина с благодарностью за этот поступок.

Цирковые легенды Саратова

Цирк — удивительное место. Не из-за того, что люди в нем ходят на руках или вкладывают голову в пасть льва и делают это ежедневно и без видимого напряжения или страха. Поражает воображение его демократичность. Звезды первой величины, покоряющие столичные манежи и завоевывающие призы на престижных международных фестивалях, получают путевку в жизнь на провинциальных аренах. Не исключение из этого правила и Саратовский цирк.

В 1951 году для участия в очередной программе в город приехал молодой артист, эквилибрист на свободной проволоке, недавний выпускник циркового училища. Премьера состоялась, но юноша в ней не участвовал из-за задержки доставки реквизита. А на представлении случилось несчастье — коверный клоун сломал два ребра и попал в больницу. Артисты цирка универсальны, они владеют многими жанрами и способны подменить друг друга в случае необходимости. Коверного следовало заменить, и выбор пал на новичка. У него, конечно, не было опыта, отсутствовал репертуар. Несколько репетиций, чужой костюм, незнакомый реквизит - и вот уже молодой артист на манеже дебютирует в новом амплуа. Но зрители не принимают новичка — он пытается подражать травмированному клоуну, и у него это плохо получается, в зрительном зале раздаются жидкие, «вежливые» аплодисменты. Номер за номером пролетело первое отделение и провал казался неминуеым.

Сложно сказать, что в антракте привело дебютанта на кухню цирковой столовой. Здесь он позаимствовал поварской колпак и фартук, взял несколько кастрюль и сковородок, а в карманы положил попавшиеся под руку пару картофелин и морковку. Началось второе отделение и артист решил сократить путь, пробраться к манежу запутанными служебными коридорами. Бежал на звуки музыки, открывал все двери и в результате оказался в оркестровой ложе! Удивленные музыканты рассматривали невесть откуда возникшего повара, а в манеже уже заканчивался первый номер. Прямиком через оркестр новичок отправился к зрителям.

Удивленный неожиданным преображением клоуна и его нетрадиционным появлением, инспектор манежа (ведущий программы) на ходу сориентировался и подыграл. И вот уже зрители с интересом рассматривают клоуна (они не узнали его в поварском костюме), а он задорно жонглирует морковкой и картошкой, балансирует кастрюлями. Вся эта импровизация сопровождалась юношеским задором и неподдельным куражом. Зрительный зал был покорен, дебютант заслужил бурные аплодисменты. Еще 20 дней молодой артист заменял коверного клоуна. Он отрепетировал репризы, сделал реквизит, а шутки стали острее и смешнее. Из Саратова юноша поехал в Ригу уже в амплуа клоуна, которому не изменяет до сегодняшнего дня.

Потом были другие манежи Советского Союза, мировая известность, признание, награды и титул «Солнечного клоуна», которым его (по одной из легенд) образно удостоила королева Бельгии. Но отзывы любителей свидетельствуют о том, что они не забывают дебют в далеком 1951 году на манеже Саратовского цирка Народного артиста СССР Олега Константиновича Попова.

Гастроли: упорядоченный круговорот

Цирковой конвейер... Это выражение вызывает недоумение у людей, не связанных с организацией гастролей. Между тем потоки артистов, одновременно переезжающих из одного цирка в другой на поездах и самолетах, или сопровождая животных и реквизит на автомобилях, напоминают гигантский конвейер, который живет в постоянном движении. Но благодаря этому в каждом городе зрители видят номера и артистов, составляющих гордость и элиту российского цирка. Не исключение в этом правиле и Саратовский цирк.

Отзывы зрителей, словно машина времени, способны возвратить в воспоминаниях память о гастролях выдающихся мастеров. На арене блистали знаменитый клоун Карандаш (нар. арт. СССР М. Румянцев) и бесстрашные дрессировщицы Ирина Бугримова и Маргарита Назарова. Саратов рукоплескал «Медвежьему цирку» Валентина Филатова и волшебству иллюзиониста Эмиля Теодоровича Кио. Затаив дыхание, зрители следили за дагестанскими канатоходцами под руководством Яраги Гаджикурбанова и головокружительными прыжками акробатов Владимира Довейко. Весь цвет советских, а затем и российских мастеров манежа прошел через одну из старейших арен страны благодаря невидимому цирковому конвейеру.

Продолжение традиций

Жизнь в цирке никогда не затихает. Утренние репетиции традиционно отданы для номеров с животными. Степенные верблюды, «корабли пустыни», неторопливо переминаются с ноги на ногу. Их спокойствие не способно обмануть Ирину Володину, руководителя номера «Путешествие на верблюдах». Она знает, насколько стремительны эти неповоротливые, на первый взгляд, увальни. А с конюшни доносится дробный перестук копыт чистокровных лошадей — предчувствуя свою очередь выходить на манеж, беспокоятся подопечные Раисы Шаниной.

Семейные скрепы цирка образно проявляются в расклеенных по городу афишах. Снова на манеже представители прославленных династий — канатоходцы под руководством Патимат Гаджикурбановой и воздушный полет, созданный Владимиром Довейко. Громкие имена - словно знак качества для зрителей, стремящихся попасть на новую программу в Саратовский цирк. Билеты в кассах заканчиваются быстро. Их стоимость варьируется от 400 до 1500 рублей.

Фестиваль «Принцесса цирка»

В Саратовском цирке проводится фестиваль, идея которого заложена в самом названии. История началась в 2005 году, когда цирк впервые испробовал собственные силы в организации нового формата — проведения циркового фестиваля. Для участия пригласили девушек из всех жанров циркового искусства. Это не означало, что в представлении не будут участвовать артисты-мужчины. Но жюри предстояло оценить только искусство цирковых красавиц. Эксперимент получился удачным — Саратовский цирк братьев Никитиных создал фестиваль, занявший почетное место среди проводимых в России цирковых форумов.

В 2016 году состоялся VI фестиваль, расширивший географию участниц и прибавивший к названию слово «международный». Поступили заявки на участие из Бразилии, Австралии, Китая. В город над Волгой приехали представительницы Колумбии и Мексики. Конкурсантки из 10 зарубежных стран посчитали за честь участие в борьбе за корону «Принцессы цирка».

Закулисье: жизнь, отданная цирку

Рассказывая о цирке, чаще говорят об артистах. И редко вспоминают о людях, выполняющих административную и организационную работу, переживающих за цирк и служащих его процветанию. Саратовскому цирку повезло - им всегда руководили неравнодушные люди.

1873-1917 гг.

Руководство лежало на плечах братьев Никитиных, которые цирк создали и заложили основу саратовских цирковых традиций.

1918-1919 гг.

Образовался Первый кооперативный цирк. Председателем кооператива артисты избрали жонглера Н. Л. Бенедетто. Художественным руководителем стал В. В. Мильва.

1931-1938 гг.

Директором Саратовского цирка работал Н. Л. Зеленев. При нем цирк сменил адрес и переехал в новое каменное здание. Закладывались традиции военно-шефской работы. К этому же времени относится начало постановочной деятельности — изобразительными средствами цирка решались задачи патриотического воспитания.

1938-1942 гг.

Период, пришедшийся на начало Великой Отечественной войны. Саратов принимал людей, эвакуированных с территорий, занятых фашистами. Были среди них и артисты. На базе Саратовского цирка формировались концертные бригады для выступлений перед бойцами Красной Армии в тылу и на фронте. Руководил работой директор Саратовского цирка М. В. Бабин.

1942-1961 гг.

Время руководства В. Л. Марченко. Город возвращался к мирной жизни, и праздничное искусство цирка пользовалось огромной популярностью. В этот период (1950) пришел на работу в цирк Б. И. Мамлеев — инспектор манежа, выходивший на саратовскую арену более 30 лет.

1962-1976 гг.

Директор Саратовского цирка И. В. Дубинский завершил начатую предшественником реконструкцию зрительного зала и купола. Работы провели в межсезонье, не срывая графика гастролей. Для артистов построили гостиницу «Арена». Цирк получил статус постановочного и приступил к подготовке новых номеров и аттракционов, в Саратове началась творческая биография Казахского циркового коллектива. Цирк занял передовые позиции в системе Всесоюзного объединения «Союзгосцирк». В составе цирковых делегаций Иосиф Вениаминович побывал в Венгрии, Колумбии, Перу, Эквадоре, Германии. В Австралии увидел необычный фонтан «Одуванчик» и, возвратившись в Саратов, сделал точно такой же на площади перед цирком. Еще один смелый замысел - организация в Саратове циркового училища - в жизнь не воплотился. В 1976 году И. В. Дубинский скончался.

1977-1988 гг.

Эстафету руководства цирком принял В. П. Владыкин. Ему удалось не нарушить сложившуюся в коллективе доброжелательную творческую атмосферу. Саратовский цирк неоднократно отмечался в приказах как передовое предприятие, а артисты с удовольствием приезжали на гастроли в город над Волгой.

1988-1999 гг.

Развал Советского Союза не мог не сказаться на работе цирка. Разрушилась единая система, объединявшая цирковые предприятия. В этот период цирком руководил Ю. Н. Авдеев. Пресс финансовых неурядиц заставил сократить количество представлений — выступления проводились всего три дня в неделю. На этот период пришлось празднование 125-летия. Цирк отремонтировали, а на его фасаде появилась надпись: «Цирк имени братьев Никитиных».

1999-2016 гг.

Ренессанс Саратовского цирка начался под руководством нового директора И. Г. Кузьмина. Ему удалось стабилизировать работу, увеличить количество представлений и привлечь в цирк новых зрителей. Этому способствовало проведение целой череды фестивалей, организованных Саратовским цирком: II Всероссийского конкурса (1999), Всероссийского конкурса клоунады, эксцентрики и пародии (2001). Празднование 130-летнего юбилея цирк отметил проведением Международного конкурса циркового искусства (2003). С 2005 года началась биография конкурса «Принцесса российского цирка», который проводится каждые два года и собирает на саратовской арене звездный состав участников.

Заслуги И. Г. Кузьмина в итоге заставили его покинуть пост директора цирка. Летом 2016 года Иван Георгиевич был назначен на должность министра культуры Саратовской области. А новому руководителю предстоит нелегкая задача продолжения и развития саратовских цирковых традиций.

Вместо эпилога: возвращение легенды

Останавливая взгляд на цирковой афише, люди невольно замедляют шаг. На фасаде расположен яркий анонс: «С 26 сентября в цирке новая программа!»

Ничего удивительного, кроме фамилии артиста, который открывает цирковой сезон. Олег Попов! Легендарный «солнечный клоун», некогда начавший путь к вершинам славы на саратовской арене. Артист, который более четверти века жил в Германии и не выходил на манежи российских цирков. Кумир миллионов советских мальчишек, вернувшийся на родину своего первого успеха, чтобы познакомиться с новым поколением любителей цирка.

Сегодня в Саратове не дети просят взрослых отвести их в цирк, а бабушки и дедушки знакомят внуков со своей юностью. Гостевая книга на каждой странице сохраняет восторженную благодарность и отзыв. Цирк имени братьев Никитиных (Россия, Саратов) продолжает удивлять поклонников своего искусства. Возможно, рядом с мастером сегодня зажигается новая звезда, которая вернется на саратовский манеж спустя полвека.

Комментарии