Косы крючком: схемы и описания
Есть такие вязальщицы, которые с одинаковым мастерством владеют различными техниками: работают спицами, крючком, на вилке, на коклюшках и умеют обращаться еще с десятком различных приспособлений. Однако большинство предпочитает достигать высот в каком-нибудь одном направлении.
Тем девушкам и женщинам, которые выбрали вязание крючком, повезло больше всех, ведь с помощью этого инструмента можно создать практически любое изделие. Дизайнеры предлагают самые разные узоры: от классического «бабушкиного квадрата» до таких изысков, как араны и косы крючком. Схемы могут показаться сложными, но это лишь первое впечатление. На практике они выполняются довольно легко.
Три способа формирования косы при помощи крючка
За многие столетия, на протяжении которых человечество занимается вязанием, было придумано и усовершенствовано огромное количество орнаментов и узоров. В этой статье речь пойдет о том, как делать косы крючком. Схемы и описание проиллюстрируют три варианта их создания:
- Классическая коса.
- Жгут, сплетенный из фрагментов ажурного полотна.
- Коса, сформированная из «ракушек».
Каждый из этих способов обладает собственной спецификой и позволяет получить довольно характерный орнамент.
Следует отметить, что перечисленные методы также отличаются уровнями сложности. То есть мастерица должна сопоставить инструкцию со своими возможностями, перед тем, как учиться вязать косы крючком (схемы помогут сориентироваться).
Самый простой способ получить полотно с косами
Первый метод далеко не новый, его с успехом применяют уже несколько десятилетий. Однако данный факт нисколько не умаляет достоинств этой простейшей разработки.
Чтобы связать такие косы крючком, схемы не потребуются. Здесь достаточно одной картинки, иллюстрирующей три этапа:
- Изготовление полотна с поперечными прорезями.
- Переплетение прядей.
- Готовая коса.
Изготовление полотна с прорезями не представляет сложности. Нужно рассчитать ширину основного участка, а также количество столбиков без накида (СБН) для каждой пряди. Расчеты будут верными только в том случае, когда мастерица заранее выполнит контрольный образец.
Далее нужно набрать такое количество воздушных петель (ВП), которое сформирует всю деталь: участок полотна до косы + длина пряди + фрагмент после косы.
На следующем этапе мастерица должна провязать несколько рядов столбиками без накида (4-6, в зависимости от толщины пряжи).
Образование пряди и плетение косы
Чтобы получить отверстие нужного размера, следует вначале ряда провязать то количество СБН, которое составляет участок полотна до косы. Затем набрать столько ВП, сколько отведено под одну прядь, пропустить такое же количество СБН предыдущего ряда и приступить к работе с участком полотна после косы (вязать СБН). В следующем ряду из каждой ВП следует связать один СБН. Таким образом, получится нужное отверстие, а количество СБН в полотне останется прежним.
Описанную последовательность нужно продолжать до тех пор, пока не будет готова запланированная деталь.
Схема вязания косы крючком заключается в том, что, используя инструмент большого размера (например, № 6), вязальщица захватывает одну прядь и протаскивает ее под другой. В получившуюся петлю она продевает следующую прядь и так до конца детали.
Применить эту технику можно буквально везде: для изготовления одежды, подушек, различных чехлов и декоративных поделок.
Объемные косы крючком: схемы на базе узора «ракушка»
Этот метод немного сложнее предыдущего, так как требует от мастерицы умения обращаться не только с простыми элементами (ВП и СБН), но и выполнять другие приемы: столбики с накидом (ССН) и полустолбики (ПЛС). Правда, вязание косы на базе узора «ракушка» обладает одним преимуществом – делать расчет петель намного проще.
Чтобы сформировать косы крючком (схемы предложены ниже в виде фотографий), нужно набрать такое количество ВП, которое составит ширину детали без каких-либо зазоров и припусков.
Первый ряд вяжут столбиками с накидом. Во втором приступают к работе над узором:
- Выполняют участок до косы.
- Провязывают 12-16 ВП (в зависимости от толщины пряжи).
- Формируют петлю, поворачивая полотно. Цель поворота в том, чтобы в этом же ряду выполнить «ракушку» и продолжить вязание участка после косы.
- Вязание ракушки: СБН, ПЛС, 10-15 ССН (количество подбирают с учетом особенностей нити), ПЛС, СБН.
- Выполняют ССН до конца ряда.
В следующем ряду указанную последовательность повторяют.
Готовое полотно завершают тем, что переплетают все «ракушки» так, как показано на рисунке, и получают узор «косы» крючком.
Описанный узор отлично подходит для вязания кардиганов, шапок, шарфов и других теплых изделий. Полотно получается очень объемным и толстым, что, конечно, требует дополнительного количества материала. Покупая пряжу, следует брать на 30-40% больше.
Классические косы крючком со схемами и детальным описанием
Вязание аранов крючком по этому методу опирается на всем знакомые столбики с накидом, однако их выполняют объемными.
Чтобы получить выпуклый ССН, нужно продеть крючок не в петельку предыдущего ряда, а непосредственно под ССН. При этом инструмент находится перед полотном. Утопленный ССН получается тогда, когда крючок заводят за ССН предыдущего ряда (инструмент за полотном).
Комбинирование этих приемов с частичным вязанием и позволяет формировать косы крючком (схемы демонстрируют описанную последовательность). Ъ
Как связать косу из трех прядей
Рассматривая рисунок, расположенный ниже, можно и не заметить, что узор связан крючком. Эти араны настолько точно имитируют жгуты, выполненные на спицах, что годятся даже для самых требовательных вязальщиц.
В литературе такой орнамент часто называют «коса с тенью крючком». Схема дает понятие о том, как он формируется.
Для работы понадобится пряжа средней толщины, иначе жгут будет слишком грубым. Учитывая немалый объем косы, а также то, что полотна крючком всегда требуют больше пряжи, чем спицы. Средний расход пряжи в этом случае следует умножить на два.
Подготовительные работы
Работая с любыми косами, нельзя недооценивать значение подготовительного этапа. Расчет петель должен быть очень тщательным, иначе можно обнаружить, что деталь получилась существенно шире или уже, чем требовалось.
Контрольный образец с косой в натуральную ширину покажет наглядную картину и не даст совершить ошибок. Его высота должна быть не менее 10 см, чтобы измерения были точными. Кроме того, готовый образец нужно постирать и отпарить, чтобы пряжа дала усадку (если она это ей свойственно).
Начало работы
Мастерице следует обратить пристальное внимание на формирование первого ряда: здесь нужно прибавить столбики для будущих кос. На две из трех прядей прибавляют от шести до десяти ССН (305 на каждую). В результате такой операции нижний край детали останется ровным и не будет похож на рюши.
Второй ряд вяжут ровно, следя за тем, чтобы все новые столбики были провязаны. В лицевых рядах те участки полотна, которые служат фоном, выполняют «утопленными» рельефными столбиками (за работой), а пряди косы и другие декоративные элементы – выпуклыми (перед работой).
Когда происходит формирование изнаночного ряда, картина меняется: фон вяжут выпуклыми столбиками, а косу – утопленными.
Что такое «частичное вязание»
В отличие от жгутов, которые выполняются на спицах, переплетение косы крючком не может быть сделано в одном ряду. Это связано с тем, что полотно спицами более эластичное, оно может растягиваться и сминаться. Узор косы крючком (схемы это подтверждают) требует применения техники частичного вязания:
- В третьем ряду начинается формирование дополнительных полотен для переплетения прядей. Когда будет готов участок перед косой, выполняют первый ряд первой пряди (на схеме он состоит из шести ССН).
- Затем делают три ВП и поворачивают вязание.
- Снова провязывают шесть ССН, делают 3 ВП подъема и поворачивают полотно.
- В последний раз вяжут шесть ССН и присоединительными столбиками перемещаются к основанию пряди.
- Провязывают шесть ССН – первый ряд второй пряди. Далее повторяют приведенный выше алгоритм.
Третью прядь выполняют выпуклыми ССН (в этом участке косы она состоит из одного ряда).
В четвертом (изнаночном) ряду нужно выполнить переплетение тех фрагментов, которые были связаны в третьем. Это делают при помощи «утопленных» рельефных столбиков: пряди меняют местами. Последовательность вязания 4-го ряда:
- Участок до косы.
- Третья прядь.
- Первая прядь.
- Вторая прядь.
- Участок после косы.
Более наглядно процесс можно рассмотреть на рисунке.
Вторая часть раппорта
Когда готово переплетение первых двух прядей, следует завершить косу. Чтобы перекрестить вторую и третью пряди нужно повторить для них алгоритм, описывающий частичное вязание. То есть, первая часть косы вяжется просто выпуклыми рельефными столбиками и состоит из одного ряда, а вторая и третья должны быть сформированы из трех рядов.
В шестом ряду мастерица должна перекрестить выступающие пряди и провязать их соответствующим образом.
Адаптация узора «косы» крючком для вязания ажурных полотен
Зная принципы и особенности формирования кос при помощи крючка, вязальщица может выполнять даже тонкие полотна из хлопка или льна.
На рисунке ниже предложены интересные вариации на тему «узор косы крючком», схемы и описание приведены здесь же.
Специфика всех трех схем в том, что вместо «утопленных» рельефных столбиков в качестве фона применена сетка. Ячейки сетки – это ССН и ВП. Пряди кос состоят из двух рельефных столбиков с двумя накидами. Светлыми обозначены пряди, которые должны оставаться за работой, а темными – те, что будут с лицевой стороны полотна.
По сравнению с орнаментом, для вязания которого необходимо было использовать частичное вязание, эти узоры немного проще.
Мастерицам следует воспринимать предложенные узоры как отдельные раппорты. Если нужно будет связать широкое полотно из нескольких раппортов, из схемы необходимо исключить обвязку (5 ВП и 3ССН в начале и в конце).
Используя такие узоры, можно создать практически любой предмет одежды или украшение для интерьера. Преимущество всех кос (и тех, что связаны спицами, и тех, которые выполнены крючком) в том, что они придают полотнам толщину и жесткость. По этой причине косы прекрасно подходят для изготовления теплых шапок, классических шарфов и снудов, кардиганов и пальто, а также других подобных вещей.
Также данные узоры будут незаменимыми для мастериц, работающих над покрывалами, подушками, коврами и другими интерьерными предметами.