Аудиторское заключение: пример. Аудиторское заключение: составление и сроки выдачи аудиторского заключения

Аудиторский отчет и аудиторское заключение представляют собой документы, отражающие ход ревизии и объективное мнение, сформулированное по ее окончании. Их заполнение осуществляется в соответствии с действующими нормами и стандартами. Рассмотрим далее, как оформляется заключение аудиторской проверки.

Определение

Заключение аудиторской проверки является официальным актом, предназначенным для пользователей бухгалтерских (финансовых) документов, в котором присутствует мнение ревизора о достоверности проинспектированных сведений и соответствии их порядку ведения учета в РФ. Его формулирование и отражение осуществляется согласно действующим правилам. Достоверностью называют уровень точности информации, позволяющая заинтересованным лицам сделать правильные выводы об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его хозяйственной деятельности и принимать на основе этих показателей обоснованные решения. За содержание аудиторского заключения несет ответственность лицо, осуществлявшее ревизию. При этом необходимо учитывать, что за подготовку и предоставление бухгалтерских (финансовых) документов отвечает руководство инспектируемого лица. Из данного обстоятельства следует, что аудит не освобождает организацию от обязанностей в сфере отчетности.

Классификация

Аудит бывает нескольких видов:

  1. Инициативный.
  2. Обязательный.
  3. По специальным заданиям.

Как показывает опыт, целесообразно использовать для всех итоговых документов единый образец (пример). Аудиторское заключение должно оформляться на русском языке, стоимостные величины указываются в национальной валюте. Документ предоставляется руководителю инспектируемого лица в таком количестве экземпляров, какое предусматривается договором.

Федеральное правило

Ревизор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности документации во всех значимых аспектах. Составление аудиторского заключения осуществляется в соответствии регламентируется в первую очередь федеральными стандартами. В частности, основополагающим является правило №6, утвержденное правительственным постановлением №696 от 23 сент. 2002 г. Данный стандарт, как и прочие аналогичные акты, разработан с учетом международных положений, регламентирующих аудиторскую деятельность. Правило устанавливает единые требования к итоговому документу ревизии.

Приложение

Аудиторское заключение в обязательном порядке сопровождается финансовой отчетностью, в отношении которой формулируется и выражается мнение. Она должна быть завизирована и скреплена печатью инспектируемого субъекта. В ней также должна указываться дата формирования. Подготовка документации производится в соответствии с предписаниями законодательства в сфере финансовой документации. Аудиторское заключение и отчетность брошюруются в единый пакет. Листы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью ревизора. На соответствующей странице указывается количество листов в пакете. Как выше было сказано, выдача аудиторского заключения осуществляется в таком количестве экземпляров, которое было согласовано ревизором и инспектируемым лицом. Однако при этом обе стороны должны получить не менее чем по одному пакету документации.

Состав аудиторского заключения

Нормами предусматривается перечень основных обязательных элементов, которые должны присутствовать в итоговом документе. К этим компонентам относят:

  1. Наименование. Пример: "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) документации".
  2. Адресат. Согласно договору или нормам законодательства, документ, как правило, направляется владельцу инспектируемого субъекта, совету директоров и так далее.
  3. Информация о ревизоре.
  4. Данные об инспектируемом лице.
  5. Части аудиторского заключения. Их, как правило, три. Это вводный раздел, блоки, описывающие объем ревизии и мнение уполномоченного специалиста.
  6. Дата аудиторского заключения. Здесь проставляется календарное число завершения ревизии. Специалист несет ответственность исключительно за выражение своего мнения о достоверности показателей финансовой документации на момент выполнения аудита. По прочим операциям, которые могут осуществляться после окончания ревизии, он не отвечает.
  7. Подписи.

Информация о сторонах

Сведения об аудиторе должны включать в себя:

  1. Указание на организационно-правовой тип предприятия.
  2. Наименование организации, от которой действует ревизор.
  3. Место расположения.
  4. Дату, номер св-ва о госрегистрации.
  5. Информацию о лицензии. Здесь указывается дата, номер, наименование инстанции, выдавшей разрешение на ведение деятельности, период его действия.
  6. Членство в аккредитованном профобъединении аудиторов.

Данные об инспектируемом лице включают в себя:

  1. Указание на организационно-правовой статус субъекта.
  2. Наименование предприятия.
  3. Адрес.
  4. Дату, номер св-ва о госрегистрации.

Вводный раздел

В этой части присутствуют сведения о периоде предоставления сведений в финансовой документации, ее структуре. В частности, должны быть: "Бухгалтерский баланс" (ф. № 1), "Отчетность об убытках и прибыли" (ф. № 2), приложения к ф. №№ 1 и 2, пояснительная записка. Кроме этого, в вводный блок включаются сведения о разграничении ответственности между ревизором и инспектируемым субъектом. Обязанности, связанные с подготовкой финансовой документации, возлагаются на руководителя проверяемого лица. Аудитор несет ответственность за выражение компетентного мнения об уровне достоверности отчета во всех значительных аспектах.

Объем ревизии

В этом разделе присутствует следующая информация о том, что:

1. Аудит был выполнен в соответствии с федеральным законодательством, правилами (стандартами) деятельности, внутренними нормами, действующими в профобъединении, членом которого выступает ревизор, а также иными актами.

2. Инспекция была спланирована и проведена для обеспечения разумной степени уверенности в том, что финансовые показатели представлены без существенных искажений.

3. Проверка выполнялась на выборочной основе и включала в себя:

1) Исследование доказательств на базе тестирования, удостоверяющих значение и раскрытие сведений о финансовой и хозяйственной деятельности инспектируемого субъекта.

2) Оценку методов и принципов бухучета, порядка подготовки отчетности.

3) Определение основных оценочных величин, присутствующих в финансовой документации.

4) Анализ общего представления об отчетности.

4. Ревизия обеспечивает достаточные основания для формулирования и выражения мнения о степени достоверности документации во всех значимых аспектах и соответствии правил ведения бухучета действующему законодательству.

Дополнительные разделы

В блоке, описывающем мнение ревизора, должны быть раскрыты в установленной форме выводы аудитора об уровне достоверности проинспектированных сведений. В документе должны присутствовать росписи ответственных лиц. Подписание аудиторского заключения осуществляют руководитель организации, от которой действует ревизор, или иное уполномоченное лицо либо главный ревизор. В последнем случае дополнительно указывается номер, тип квалификационного аттестата, а также период его действия.

Формы аудиторского заключения

Они определены Федеральным стандартом №6. В правиле предусмотрены следующие виды документа: безоговорочно положительное аудиторское заключение и модифицированный тип. Первое подготавливается в том случае, если ревизор пришел к мнению, что предоставленная для инспекции документация достоверно отражает финансовое состояние предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, соответствует принципам и методам ведения бухучета, требованиям законодательства. При наличии ряда обстоятельств возникает необходимость подготовки модифицированной формы аудиторского заключения.

Условия

Ревизор может отказаться от подготовки положительного заключения при наличии хотя бы одного из предусмотренных обстоятельств и если, по мнению специалиста, оно оказывает влияние либо может оказать значительное воздействие на достоверность предоставленных сведений. К таким факторам относят:

  1. Ограничение объема работы ревизора.
  2. Разногласия с руководителем инспектируемого субъекта по вопросам:
  • допустимости учетной политики, выбранной организацией;
  • метода ее использования;
  • адекватности раскрытия сведений в бухгалтерской документации.

Основания предоставления модифицированного типа документа

Аудиторская компания или частнопрактикующий специалист могут подготовить такой акт, если появились факторы:

  1. Не оказывающие влияние на мнение ревизоров, но описываемые в документе. Их целью является привлечение внимания заинтересованных субъектов к какой-либо конкретной ситуации, сложившейся у инспектируемой организации и отраженной в финансовых данных.
  2. Влияющие на мнение ревизоров, следствием которых могут стать выводы с оговоркой, отказ от их формулирования или отрицательное аудиторское заключение.

Вне зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для подготовки модифицированного акта, в отдельном разделе ревизор раскрывает причины его оформления.

Специфика

При оформлении модифицированного документа, указываются конкретные факторы-основания. Пример: "Аудиторское заключение с обстоятельствами, оказывающими влияние на мнение ревизора" – акт содержит мнение с оговоркой в связи с наличием ограничения объема работы специалиста". В качестве причины подготовки такого документа может выступать и разногласие с руководством инспектируемого предприятия по вопросам учетной политики. Следует отметить, что в зависимости от степени ограничения работы специалиста, он вправе не только выразить мнение с оговоркой, но и отказаться от формулирования выводов. Отрицательное заключение может подготавливаться в случае разногласий с руководством инспектируемого предприятия по вопросам адекватности раскрытия сведений в финансовой документации.

Виды модифицированных актов

С учетом приведенной выше информации, определяются следующие категории заключений:

  1. Не оказывающие влияния на достоверность финансовой документации.
  2. С оговоркой.
  3. С отказом от формулирования выводов.
  4. Отрицательные.

Мнение с оговоркой выражается при наличии ряда обстоятельств. В частности, оно допустимо тогда, когда ревизор пришел к выводу, что сформулировать безоговорочно положительный вывод не представляется возможным. Однако влияние разногласий, возникших с руководителем инспектируемого лица либо ограничение объема работы специалиста нельзя назвать настолько существенным и глубоким, чтобы использовать право на отказ. В таком случае в заключении должна содержаться фраза: "За исключением обстоятельств…". Ревизор может отказаться выразить мнение. Это допустимо в случае, когда ограничение объема его работы настолько глубоко и значительно, что специалист не имеет возможности получить достаточные, по его мнению, доказательства. Следовательно, он не в состоянии выразить адекватного мнения по поводу достоверности представленных финансовых документов.

Существенные разногласия с руководством

Противоречия во мнениях директора инспектируемого предприятия и ревизора могут иметь определяющее значение для финансовой документации. В такой ситуации аудитор формулирует вывод о том, что вынесение оговорки не может быть адекватным для раскрытия вводящего в заблуждение либо неполного характера отчетности. Для таких случаев на практике выработана соответствующая формулировка. Для лучшего понимания, приведем пример. Аудиторское заключение оформляется следующим образом:

"По нашему мнению, в связи с влиянием указанных факторов и обстоятельств, документация предприятия "А" отражает недостоверно финансовое состояние на 31 декабря 20_г. и результаты деятельности включительно с 1 января по 31 дек. 20_г. включительно."

Особый случай

На практике иногда встречается ложное заключение. Оно представляет собой акт, оформленный без проведения ревизии либо с ее выполнением, но явно не соответствующий информации, присутствующей в инспектируемой документации. Признание заключения заведомо ложным производится только в судебном порядке.

Особенности событий

Календарное число, которое проставляется в заключении, должно соответствовать дате завершения ревизии и следовать после дня утверждения финансовой документации инспектируемого субъекта. Особое внимание при этом следует уделить порядку отражения событий. В ПБУ 7/98 присутствует несколько требований, относящихся к данному вопросу. В соответствии с этими предписаниями формируются сроки аудиторского заключения. Существует две категории событий. Первые возникают в период между отчетной датой и календарным числом утверждения заключения. Кроме этого, существуют факты, которые были выявлены после оформления акта ревизии. Все эти события относятся к категории произошедших после отчетной даты. Их определение и правила по отражению зафиксированы в ПБУ 7/98, а также Федеральном стандарте №10. В соответствии с последним, аудитор должен учитывать влияние на состояние финансовой документации и заключения событий, которые произошли после отчетного дня. При этом во внимание принимаются как благоприятные, так и негативные факторы. В финансовой документации отражаются события:

  1. Удостоверяющие существование на отчетный день хозяйственных условий, в которых инспектируемый субъект вел свою деятельность.
  2. Указывающих на возникновение после контрольного календарного числа обстоятельств, в которых предприятие осуществляло работу.

После даты формирования бухгалтерской отчетности могут произойти события:

  1. Возникшие до дня утверждения акта ревизии.
  2. Появившиеся после подписания заключения и до календарного числа его предоставления заинтересованным лицам.
  3. Выявленные после передачи итогового акта пользователям.

Необходимые процедуры

Относительно событий, которые возникли до даты утверждения заключения, специалист должен провести ряд мероприятий. Они направлены на получение надлежащих и достаточных доказательств о том, что все эти факты, существование которых может потребовать корректировки финансовой документации либо раскрытия сведений в ней, установлены. Процедуры, ориентированные на определение указанных событий, реализуются как можно ближе к дню подписания заключения. Если специалист выявит факты, которые могут существенно повлиять на показатели финансовой документации, необходимо установить, были ли они отражены надлежащим образом в бухучете и адекватно ли раскрыта информация о них.

Федеральное правило № 10

В этом стандарте присутствуют требования по действиям специалиста относительно событий, которые возникли после дня подписания заключения, но до календарного числа предоставления его заинтересованным лицам. После визирования итогового акта в обязанности ревизора не входит проведение процедур либо отправка запросов, касающихся финансовой документации. Ответственность за извещение аудитора о событиях, которые могут оказать влияние на показатели отчетности, со дня утверждения заключения возлагается на руководство инспектируемого субъекта.

Действия специалиста

В случае если аудитору стало известно о событии, которое может существенно повлиять на состояние финансовой документации, после дня подписания заключения, он должен:

  1. Установить необходимость внесения изменений в бухгалтерские бумаги.
  2. Обсудить решение этого вопроса с руководителем инспектируемого субъекта.
  3. Выполнить требуемые мероприятия с учетом специфики обстоятельств, при которых специалисту стало известно об указанных событиях.

Факты, выявленные после предоставления документа пользователям

Если были обнаружены события, существовавшие на день подписания заключения после передачи его заинтересованным лицам, но до его утверждения ими, в связи с которыми необходимо было модифицировать акт, специалист решает вопрос о целесообразности пересмотра финансовой документации и обсуждает это с руководителем инспектируемого субъекта. При корректировке бухгалтерских бумаг ревизор выполняет надлежащие процедуры. В его обязанности также входит подготовка нового итогового акта с разделом, привлекающим внимание, с описанием основания для повторного исследования документации и оформленного ранее заключения.

Спорный момент

Если специалист счел целесообразным пересмотреть финансовую документацию, но руководство инспектируемого субъекта не предпринимает надлежащих мер, ему следует известить лиц, в подчинении которых находится директор предприятия о том, что пользователи будут проинформированы о невозможности полагаться на итоговый акт. При приближении дня предоставления отчетности за предстоящий период и раскрытия надлежащим образом сведений о фактах хозяйственной жизни необходимость в повторном исследовании бумаг и подготовке заключения может не появиться. Руководитель инспектируемого субъекта отвечает за информацию, присутствующую в бухгалтерской документации, и внесение в нее соответствующих изменений при выявлении событий, оказывающих существенное влияние на ее достоверность. Аудиторская компания либо частнопрактикующий специалист отвечает за адекватность мнения по оценке указанных фактов.

Комментарии