Социальная память: определение, особенности, примеры
Помнить свой прошлое очень важно для каждого человека. История является той областью, в которой должны быть сведущи все, ведь она даёт ключ к пониманию событий далёкого прошлого. Это, в свою очередь, может уберечь человечество от ошибок в будущем. Социальная память человечества – это громадная живая система, которая растёт каждый день, «питаясь» воспоминаниями, литературой, музыкой и т. д.
Культурное наследие общества
Социальная память, определение которой будет дано ниже, считается предметом для междисциплинарных исследований, поскольку очень многогранна. Она представляет собой важную систему, позволяющую передавать культурное наследие, которое очень объемно, разнообразно и хаотично. Благодаря тому, что человечество изобрело множество способов передавать свои знания, впечатления и мысли будущим поколениям, социальная память общества огромна, из неё может черпать каждый человек.
Культурное наследие очень важно, ведь оно объясняет прошлое и помогает разобраться в будущем. Исчезнуть всеобщая память не может, но, к сожалению, её очень легко исковеркать. Вопросами истинного сохранения истории занимаются не только специалисты, но и обычные люди. Они пишут биографии, мемуары, которые нигде не печатаются, а просто лежат в старом доме, в пыльном шкафу и ждут своего часа. Всё тайное рано или поздно становится явным, поэтому человечество познает свою истинную историю.
Истоки
Для того чтобы понять, что означает понятие социальная память, следует немного углубиться в психологию и философию. Обе эти науки говорят о том, что существует некое коллективное бессознательное, которое направляет всё общество. Конкретно описать эту систему очень трудно, но то, что она действительно существует, было доказано уже неоднократно. Термин трудно поддаётся вразумительному определению по ряду причин. Во-первых, следует понимать, что мы говорим о чисто теоретическом понятии. Во-вторых, привести пример достаточно сложно. Однако хочется отметить, что современные учёные продвинулись намного дальше своих предшественников и смогли дать определению этому понятию и привести конкретные примеры.
Развитие идеи о социальной памяти человечества имеет достаточно длинную традицию в истории психологии. Отечественные психологи активно занимались этим вопросом, пытаясь найти ему подтверждение. Л.С. Выготский, А.Р.Лурия и другие учёные смогли доказать, что поворотные политические и исторические события в жизни общества могут влиять на психику человека и его память, подымая их на новый уровень.
Социальная память
Термин представляет собой некоторую форму передачи «капитала памяти» социальных групп, а также выражает определённые идеи, положения и ценности. Социальная память человечества выступает носителем моральных, культурных норм и ценностей. Благодаря ей накопленный «капитал» памяти можно использовать в процессе общения, а также воссоздавать его.
Стоит отметить, что термин «социальная память» является предметом изучения учёных из разных областей знаний. поэтому важно разуметь, что понятие очень многогранно. Тем не менее, современная научная литература не объяснит систему социальной памяти, её структуру и содержание. В целом же существует множество определений данного понятия, так как всё зависит от методологического подхода конкретной науки.
К примеру, информационный подход определяет социальную память как передачу информации временными каналами. С другой стороны, психологи объясняют термин как совокупность всей информации, которая есть в обществе. Также не следует забывать, что с данным понятием связаны такие концепты, как исторический опыт человечества, историческая правда, контрпамять, общая память.
Историческая память человечества
Историческое сознание подразумевает память о всех событиях истории человечества. Это отдельная категория, которая входит в большой комплекс социальной памяти. Первыми использовать понятие "историческая память" начали учёные-историки, которые стали замечать похожие витки одних и тех же событий через определённые промежутки времени. Историческое сознание общества - это совокупность сообщений, мифов, историй, передающихся из поколения в поколение. Если говорить о том, насколько достоверной является историческая память общества в целом, то следует сказать, что она в большей мере представляет собой набор искаженных рефлексий о событиях прошлого.
Ярче всего историческая память передаёт негативно окрашенные события, которые имели значительные последствия. Чаще всего передаются рассказы о несправедливости, угнетении, издевательствах, если речь идёт об исторической памяти конкретного народа.
Историческую память часто ошибочно путают с культурной, однако, различие между понятиями велико. Культурная память представляет собой набор общих базовых представлений всего общества о прошлом, которые строятся на памятниках культуры, литературе и т.д. При этом не стоит недооценивать влияние всех культурных факторов на восприятие человеком прошлого.
Манипулирование социальной памятью
Способы и формы сохранения исторической памяти весьма разнообразны, особенно в условиях быстро развивающейся науки. Перед тем как рассматривать способы сохранения исторической памяти, следует отметить, что все они имеют огромное влияние на восприятие человеком себя в истории, а также на трактовку прошлого. Умелое манипулирование прошлым на уровне государства способно привести к ошеломляющим последствиям, ведь нация не сможет обратиться к своим истинным истокам. К сожалению, манипулирование историей со стороны власти встречается очень часто, что крайне негативно сказывается на восприятии молодежью прошлого своего народа. Многие факты умело и нарочно скрываются, а что-то вовсе исчезает из исторической хроники. Повлиять на это очень сложно, ведь составляют учебники историки. Однако уверены ли они в правдивости тех знаний, которые получили в высшем учебном заведении? Этот вопрос продолжает быть открытым.
Способы сохранения памяти человечества
Способы и формы сохранения исторической памяти создавались постепенно. Первой формой сохранения памяти общества были наскальные рисунки, по которым молодое поколение узнавало о том, как жил их предок. Зодчество имело очень большое влияние на людей до того, как появилась письменность. Развитие письменности положило начало огромному процессу, которые длится по сегодняшний день. Благодаря рукописям, свиткам старшее поколение передавало важную и тайную информацию своим последователям. Не зря говорят: что написано пером - не вырубишь топором. Почему же письменность так резко захватила всех и вся? Начнём с того, что зодчество было доступно только мастерам своего дела. Они делали свою работу по заказу богатых вельмож, ведь большинство архитекторов были бедны, но талантливы. Можно возразить, что грамотными тоже были единицы, и это действительно так. Но грамоте можно было обучиться гораздо быстрее, и она не требовала особых разрешений – пиши, что хочешь. Священнослужители получили возможность передавать свои мысли, наблюдения и учение из рода в род. Более того, грамотные люди начали писать художественную литературу, описывая в ней всю скорбь своего положения. Старшее поколение получило возможность накапливать мудрость и передавать её своим детям. Собственно, литература – это мощный инструмент сохранения социальной памяти общества. Также к важным, но менее значительным формам сохранения социальной памяти относятся: музыка, архитектура, празднества.
С появлением общеобразовательных школ важное место в формировании исторического сознания человечества стало принадлежать учебникам. Именно им ученики верят беспрекословно, и именно оттуда они черпают всю информацию. Фольклор, мемуары, учебники, биографии, праздники, дни памяти, архитектура оказывают огромнейшее влияние на формирование цельной культурной памяти. В современном мире влияние только усилилось, так как быстро развивались СМИ, радио, телевидение, интернет. Обществу следует понимать, что реальные исторические факты редко лежат на поверхности, поэтому информацию из любого источника следует критиковать и подвергать логическому сомнению.
Особенности
Если вас интересует вопрос, в чем состоят особенности социальной памяти, следует ещё раз вернуться к определению термина, но мы не будем этого делать. Особенности социальной памяти (в отличие от памяти конкретного отдельного человека) в том, что память любого человека конечна, она имеет начало, но неизменно придёт к концу. Отдельный человек не может быть носителем исторической памяти. Говоря о социальной памяти, никогда нельзя выделить несколько человек или группу людей, которые являются ее носителями. В определении говорится о группе людей, но о самой большой группе людей – обществе всего мира. Именно каждый отдельный человек, являющийся членом общества, представляет собой маленькую составную социальной памяти. Культурное наследие невозможно без общества, без группы людей, которая по-своему его трактует и передаёт.
Многие учёные делают акцент на том, что если социальная память – это совокупность памяти отдельных людей, то целое превышает по значимости свои отдельные составляющие. Это очень важный вывод, который приводит к понимаю важности общности людей, взаимного обмена знаниями и всемирном взаимодействии.
Особенности социальной памяти сводятся к одному глобальному пониманию - она не имеет границ. Она может прекратить существовать только в том случае, если исчезнет всё человечество, до единого человека. Ибо даже один человек может воссоздать всё прошлое своего рода. Да, это будет неполноценно и неточно, но даже в таком виде социальная память продолжит своё существование.
Кто занимался этим вопросом?
Важно заметить, что впервые термин «социальная память» был употреблен учёным из Эстонии Я. Ребане в одной из советских книг по психологии. Активно развивали данное понятие, а также были причастны к его введению в обиход учёные В.А. Ребрин и Ю.А. Левада. Именно эти исследователи поспособствовали тому, что термин был признан в научном сообществе.
На сегодняшний день социальная память человечества представляет интерес для огромного количества учёных по всему миру. Стоит отметить, что в последние годы заметно вырос интерес к памяти как к феномену мозга. Новые исследования позволяют создавать программы обучения, которые помогают запоминать информацию в больших объёмах и за приемлемое время. Поскольку информационный бум обрушился на общество очень стремительно, многие люди стали задумываться о фильтрации получаемой информации. Ведь информационный мусор просто безграничен. Если пропускать через себя все, можно потеряться в потоке и привести мозг в шоковое состояние.
Очень актуально изучать только нужную специфику, которая не содержит в себе лишних сведений или пространных размышлений. Всё большее количество учёных из разных сфер обращают своё внимание на уникальные возможности человеческой памяти. При этом исследователи акцентируют внимание на том, что ещё не изучена даже половина.
В прошлом веке вопросами социальной памяти занимались: Морис Хальбвакс, Ж. Ле Гофф, Б. Гене, Пьер Нора, П. Хаттон и Алейда Ассман. Эти учёные внесли большой вклад в развитие понятия общей памяти. Благодаря тому, что они обратили внимание на этот значительный и сложный вопрос, его изучение продолжается по сей день. На данный момент вопросами социальной памяти в России занимаются следующие учёные: И.М. Савельев, А.И. Филюшкин, Л.П. Репина, О.Б. Леонтьев, Н.Е. Копосов. Это лишь малая часть большой группы учёных, которые посвятили свою жизнь изучения феномена коллективной памяти мира. Проблематика данного вопроса также включена в учебную программу в высших учебных заведениях. Это сделано не только для того, чтобы просветить молодежь в этом вопросе, но и чтобы она, заинтересовавшись данной темой, привносила свежие идеи. В США, к примеру, регулярно выпускается научный журнал "History & Memory", который подробно освещает данную тему, а также все новые замыслы, идеи и открытия.
Социальный менталитет
Социально-историческая память общества очень ярко выражается в менталитете народов или отдельных социальных групп. Менталитет представляет собой небольшую, но важную составляющую огромного комплекса социальной памяти. Любой менталитет – это живая, изменяющаяся, активная форма памяти общества, или, проще говоря – бытовое культурное наследие. Неосознаваемая часть социального менталитета общества состоит из установок, которые называют архетипами. Они представляют собой набор каких-либо стереотипов, мнений, суждений в любой сфере, и оказывают большое влияние на осознание человеком любого события. На самом деле архетипы во многом определяют реагирование общества на определённые события. Это также открывает огромные возможности для манипуляций, ведь мнением и поступками народа или общества можно ловко управлять, ссылаясь на якобы истинные события прошлого.
В современном мире это делается очень легко, ведь доступа к первичной информации у простых людей нет. Узнавать о событиях можно только из Интернета или телевидения, которые подают информацию в определённом видении, которое полностью субъективно и неистинно.
Примеры социальной памяти
Яркий пример социальной памяти народа можно увидеть в совершенно простых вещах: в том, как нация относится к другим народам, как выбирает политического лидера, как строит свою культуру, как воспитывает молодое поколение. Отдельно каждый из этих факторов не покажется столь значительным, чтобы влиять на социальную память общества. Однако эта видимость обманчива, ведь сумма частей превышает себя, представляя нечто большое. Пример социальной памяти отдельного человека ярко виден в его бытовых привычках, суждениях и решениях, которые он принимает. Влияние среды, а также знаний о прошлом, даже если они не систематизированы, оказывает огромное влияние на поведение человека в сегодняшних условиях. Зная о своих великих предках, гражданин активнее проявляет себя на политической, экономической и социальной арене государства. А граждане, привыкшие к тому, что ими помыкают, становятся пассивными и апатичными, даже не предприняв попытки исправить положение вещей.
Для каждого народа очень важен вопрос независимости, именно по отношению к данной проблеме можно многое сказать о том, какими архетипами живёт определённый народ. Многие этносы воспевают своё плачевное положение, сетуя на негодных правителей и плохую удачу. Но так это на самом деле, или просто укоренившаяся привычка страдать из поколения в поколение и быть подчиняемыми?
Подводя итоги статьи, следует акцентировать внимание на том, что каждый отдельный человек - это часть чего-то большего. Об этом стоит помнить, уча своих детей, выбирая страну, принимая важное решение. Именно сегодняшними вашими поступками будет руководствоваться следующее поколение. И хотя вопросы ещё недостаточно изучены, можно с уверенностью сказать, что культура, социальная память будут развиваться быстро и перспективно.