Вьетнам: религия и её особенности
Если рассмотреть Вьетнам на карте вероисповеданий, то в глаза бросится несколько особенностей. Во-первых, это страна, в которой отсутствует официальная государственная религия: Вьетнам толерантен к различным вероисповеданиям. Во-вторых, религиозные конфессии представлены во Вьетнаме в широком ассортименте. Помимо трёх основных восточных учений (даосизма, буддизма и конфуцианства), здесь можно встретить христианскую и исламскую традиции. Также существуют местные религиозные учения – это хоахао и каодаизм. И хотя основная масса населения не причисляет себя к конкретной религиозной школе, во Вьетнаме сильна вера в предков и духов: практически в каждом доме можно увидеть небольшой алтарь с фотографиями усопших, подношениями и благовониями.
Буддизм Махаяны
Буддизм во Вьетнаме занимает, пожалуй, главенствующее место среди остальных религий, численность адептов составляет примерно 15% от всего населения страны. Он распространён в основном в форме Махаяны и появился благодаря индийским монахам во II веке до н.э. Во времена правления династии Ли (XI век) буддизм считался государственной религией (сейчас в стране нет официально установленной религиозной конфессии). Присутствует во Вьетнаме также буддизм Хинаяны и дзен-буддизм.
Хотя большинство населения страны настроено атеистически, буддизм покорил Вьетнам, религия распространилась среди всех слоёв населения в течение истории страны. Вьетнам отнюдь не переполнен буддийскими пагодами и молитвенными домами, но при желании можно найти весьма любопытные объекты. Вблизи знакомого туристам города Фантьета, что ближе к югу страны, располагается священный комплекс буддистов – гора Таку. До недавнего времени подняться на неё можно было только пешком, подъём занимал более двух часов. Однако он того стоит: помимо молитвенного комплекса, нескольких пагод и настоящих джунглей тут находится самая большая статуя во Вьетнаме - Будда в позе лёжа. Высота его составляет 11, а длина – 49 метров. Создан он был в 60-х годах XX века на пожертвования и силами монахов.
И всё же, Вьетнам, основная религия которого сейчас - буддизм, - малорелигиозная страна в вопросах соблюдения канонов.
Конфуцианство и даосизм
Конфуцианство пришло к XV веку во Вьетнам: религия Китая сменила буддизм, в котором к тому времени наметился раскол. Своё распространение учение получило на севере страны, где в основном и наблюдается влияние китайской культуры.
Значение конфуцианства для Вьетнама велико: в соответствии с данной идеологией закладывались основы государственного устройства и развивалась наука нового времени. Вплоть до XIX века конфуцианство удерживало статус государственной религии, широко распространённой среди знати.
Что касается учения Лао-цзы, то нельзя сказать, что оно проявило себя в полной мере как религия: Вьетнам воспринимал новые концепции и ассимилировал их в соответствии со своими местными верованиями, подразумевавшими веру в предков и духов.
Христианство во Вьетнаме
Христианская культура представлена во Вьетнаме различными направлениями, но преобладает всё же католицизм: примерно 7% всего населения являются католиками.
Влияние из Европы началось позже, чем с Востока, поэтому лишь к XVI веку христианские миссионеры достигли Вьетнама. Кстати, один из них, Александр де Род, считается изобретателем вьетнамской письменности, основанной на латинице, до этого во Вьетнаме использовали иероглифическую письменность наподобие китайской.
Уже ко второй половине XVII века во Вьетнаме появляются свои католические священники и первая Библия на вьетнамском языке. Ныне больше всего католиков насчитывается в северной провинции Ниньбинь и в южной - Донгай.
Протестантизм появился во Вьетнаме к началу XX века и распространился в основном среди малочисленных народностей. Христиане практически отсутствуют в стране, а приходы посещаются в большей степени иностранными работниками.
Ислам
Мусульман во Вьетнаме делят на две группы. Первая - это мусульмане народности Чампа (как считается, основоположники ислама во Вьетнаме). Вторая большая группа мусульман – это те, кто принял веру после вступления в брак либо является представителем смешанного брака между вьетнамцем и мусульманином.
На территории центрального и южного Вьетнама до XVI века существовало королевство Чампа. Первоначально народ чам исповедовал индуизм, затем обратился в мусульманство. Именно благодаря ему ислам распространился по Вьетнаму. На сегодняшний день около 80% всех оставшихся чамов исповедуют ислам, правда, численность их невелика.
Современные мусульмане Вьетнама немногочисленны и находятся в некоторой изоляции от своих единоверцев в других странах. Частично они населяют труднодоступные районы юга страны, где также распространены народные верования.
Религия Као Дай и Хоа Хао
Эти два культа представляют собой синтез философских учений Востока и христианской традиции с элементами спиритизма. Появились они лишь к 30-м годам XX века и скорее походили на секты, противоборствующие как между собой, так и с коммунистами. Ареал их распространения, как и большинства религий Вьетнама, - юг страны. Лишь недавно правительство начало относиться к Хоа Хао и Као Дай более лояльно, разрешив проведение некоторых ритуалов.
Культ Као Дай позиционирует себя как синтез идей буддизма, конфуцианства, даосизма, ислама и христианства, то есть как более совершенная религия. Хоа Хао также является синкретической религией, однако делает акцент скорее на буддийскую концепцию.
Религия проникала во Вьетнам как с востока, так и с Запада. Лояльное и открытое отношение народов страны к иноземным веяниям способствовало распространению многоверия и политеизма.
Религиозная карта Вьетнама
При взгляде на Вьетнам на карте можно уловить особенность распространения религиозных конфессий по территории страны: преобладающее большинство их расположено к югу страны. Тамже особо сильна вера в различных духов и божеств. Юг страны - то место, где сочетаются между собой мистический Вьетнам, религия Запада, учения Востока. Это удивительно.
Вьетнам, религия – понятия, которые при сочетании дают весьма оригинальный результат. Европейские храмы и костелы выглядят в Азии крайне необычно, так же, как и мусульманские мечети. К тому же любая религия во Вьетнаме несёт на себе следы местных веровании и памяти усопших. И в заключение – верующие вьетнамцы в основной своей массе не соблюдают строго предписаний, придерживаются, скорее, срединного пути.