Картина «Париж» и другие работы Константина Коровина

Родившись в Москве (1861 г.) и впервые посетив столицу Франции в 1887 году, К. А. Коровин навсегда полюбил этот праздничный город и искусство импрессионистов. Иногда создается ощущение, что перед глазами Константина Алексеевича всегда стояла шумная и веселая картина – Париж. Он приезжал в него в 1892, 1893 году, затем неоднократно в первом десятилетии XX века, а с 1923-го жил в нем. Город занимал его воображение в любое время суток.

Пробуждение парижан

Художник смотрит на город сверху. Это картина «Париж. Утро» (1907). Без огней город освещается только оранжевым пятнышком солнца. Все затянуто серым туманом, сквозь который с трудом проглядывают стены, окна с карнизами, узкая улочка с редкими прохожими. Из труб поднимаются клубы дыма. Все дома утратили четкость. Картина «Париж. Утро» создает впечатление зябкости и неуютной трудовой жизни. Совсем иное настроение вызывают вечерние и ночные пейзажи Парижа.

Воспоминания современников о К. Коровине

Это был веселый и обаятельный собеседник, который своими рассказами мог увлечь и романтических тургеневских барышень и их тетушек и бабушек. Он был душой и любимцем любой компании. Этот балагур с веселым характером неслучайно нашел свой художественный почерк. Любая картина «Париж» (1907, 1933 гг.) расскажет о живописце больше, чем все воспоминания. Поздним вечером и ночью яркий свет заливает площади и бульвары, на которых гуляют или возвращаются из театров и ресторанов парижане. А как хорош «Мулен Руж» – источник радости и наслаждения бурной жизнью.

Какими контрастными красками наполнено это плотно! Яркая, освещенная, как солнцем, вечерними огнями зелень деревьев обрамляет красную мельницу, лопасти которой усеяны огоньками. Ультрамариновый фасад левой части здания гармонично сливается с переливчатым зеленым колоритом крон деревьев и контрастирует с боковой стороной, покрашенной в радостный алый. Под плоским кровом «Мулен Руж» нестерпимо светло от огромного количества огней. Этот свет заливает, чуть слабея, всю площадь перед ним. На ней с трудом просматриваются контуры людей и автомобилей. Великолепный, созданный для веселья «Мулен Руж» затягивает зрителя.

Вечерний город

Полна грусти и уныния картина «Париж после дождя». Невольно вспоминаются строки Поля Верлена: «Небо над городом плачет, плачет и сердце мое». Город темен, тускл, едва видны контуры стволов без листвы и силуэты домов. А рядом по контрасту можно поставить ночной «Парижский бульвар», который уходит вдаль, где открывается невыразимо синее небо.

Его отблески голубеют на мостовой и покрывают иссиня-черным цветом края домов вдали. От света фонарей и рекламных огней в маленьких кафе хорошо видны красные кирпичные фасады домов со светящимися окнами, яркие автомобили на мостовой. Она под их светом играет красновато-золотистыми оттенками. Перед нами открывается в очередной раз город-праздник, город-мечта, где будет счастлив погулять каждый человек, особенно если в его руках блокнот для зарисовок или мольберт.

Романтика Парижа

Полное эмоций и возвышенных восторженных чувств настроение создают картины К. Коровина вечернего и ночного Парижа: яркий свет и отблески его огней, суета или неспешное движение нарядных прохожих, мелькание автомобилей. Мы смотрим на картину и видим зрелище как на сцене, хотя постановочного эффекта художник перед собой не ставил. Реальной картине Париж придает зрелищность и фантастичность. Вид из окна или с балкона открывает театральный спектакль прямо на улице. В нем постоянно что-то происходит. Только художник останавливает пред нами мгновение прекрасного.

Романтическое мироощущение живописца передается зрителю силой цветовых контрастов. Осенний «Париж» (1933 г.) залит золотым светом. Сверкает золотисто-рыжая листва на деревьях. На серебристом вечернем небе появляются лиловатые оттенки. Скрываются и растворяются очертания домов, но ярко светятся кафе и ресторанчики под тентами, переходят дорогу многочисленные пешеходы, бойко ездят автомобили, жизнь полна неведомых нам приключений и внезапных или запланированных встреч.

После очередного дождя

И вновь прошел дождь, но какую радость он принес! Париж многолик.

Перед вами картина «Париж после дождя». Фотография вряд ли может передать все праздничные оттенки нарядной улицы, отсутствие обыденности во всем. Голубовато-лиловатое небо, все в сложных оттенках, кладет отблески на мостовую. Они смешиваются со светом, идущим из многочисленных кафе, рефлексируют на красно-оранжевых кирпичных стенах жилых домов. Окна, обрамленные синими ставнями, светятся теплым золотом. На трех классических цветах: красном, желтом и синем построена цветовая гамма картины. Они заставляют вспомнить излюбленные цвета ренессанса, перенесенные в XX век. Картина «Париж после дождя» (автор К. Коровин) отражает музыку души художника. Какая-то неуловимая прелесть живет в этом полотне, новое понимание прекрасного, трепетность и очарование.

«Абсолютный слух» на приметы жизни позволил мастеру видеть то, чего не замечают другие. Этому научиться нельзя. Если это дано живописцу от природы, то тогда вместе с трудолюбием и способностями рождаются шедевры, каких немало у К. Коровина.

Комментарии