Рубен Симонов: биография и личная жизнь
Рубен Симонов, фото которого есть в данной статье, - советский режиссер и актер. В 1946 г. ему было присвоено звание народного артиста СССР. Р. Симонов – лауреат Государственной и Ленинской премий и звезда отечественной сцены.
Детство
Рубен Николаевич Симонов родился двадцатого марта 1899 года (по новому стилю д. р. 1 апреля) в Москве, в армянской семье. Отец, Симонянц Николай Давидович, был владельцем магазина ковров. Из-за политических настроений в стране его фамилия была русифицирована. И Николай Давидович стал Симоновым.
Уже в детстве у Рубена была обнаружена музыкальность, данная от природы. Окружающая обстановка поспособствовала развитию чувства ритма и слуха, так как дома постоянно играла музыка. Еще будучи совсем маленьким, Рубен хорошо пел, играл на скрипке и рояле и писал стихи.
Образование
После школы, в 1918 г., Симонов поступил в Московский университет, на юридический факультет. Но окончил только первый курс. А в 1919 г. поступил в студию имени Шаляпина. Потом увидел объявление Вахтангова о наборе в Мансуровскую театральную студию. В то время она была в составе Художественного театра. И в 1920 г. в нее и поступил Рубен Симонов. В 1946 г. он стал профессором.
Выбор жизненного пути
Именно в студии Шаляпина Рубен Николаевич окончательно определился в выборе жизненного пути, решив стать актером. Затем познакомился лично с режиссером Вахтанговым и стал его учеником. Сначала он играл в спектаклях как простой актер. Но с 1924 г. стал начинающим режиссером. В 1926 г. студия стала называться Театром имени Вахтангова. И Рубен Николаевич продолжил в ней работать в качестве режиссера.
Первые сценические шаги
Вахтангов, впервые взглянув на игру Симонова на сцене, причем в драматической роли, сразу определил, что из него получится отличный комедийный актер. В «Принцессе Турандот» Рубен Николаевич играл роль Труффальдино. Вахтангов пригласил к себе Симонова в качестве ассистента по движению и ритму. Уроки известного режиссера положили основу для формирования таланта Рубена Николаевича. Так, из простого актера он стал режиссером.
Творческая деятельность
С 1928 по 1937 г. Рубен Симонов был руководителем студии-театра. Он работал с такими известными личностями, как Лобанов и Рапопорт. Творил вместе со многими знаменитыми художниками: Вильямсом, Матруниным и др. Работал с известными актерами: Барским, Габовичем, Дорониным и т. д. Многие спектакли Симонова получили широкую известность: «Бесприданница», «Поднятая целина» и др.
В 1937 г. студия-театр, в которой работал Рубен Николаевич, была объединена с Московским государственным молодежным театром. Через год он назывался МДТ имени Ленинского комсомола. С 1939 г. и до конца своей жизни Рубен Симонов работал главным режиссером в Театре им. Вахтангова. Поставил множество незабываемых спектаклей. А в Большом театре СССР – несколько оперных постановок.
Одновременно Рубен Николаевич работал преподавателем в Щукинском театральном училище. Руководил первой, второй и третьей Армянской и Узбекской студиями в Москве.
Мастерство актера
Он владел широким сценическим диапазоном. Рубен Симонов – актер, которому с легкостью удавались романтическая приподнятость, комедийные роли и проникновенный лиризм. В спектаклях, в которых он играл, всегда доминировал. У Симонова были безграничные актерские способности: пластика, музыкальность и голос.
Последняя роль
Роль Доменико Сориано была соткана из противоречий: доброты, зла, фальши и искренности. И Рубен справился с ней великолепно. Это была одна из его последних работ. Завораживали мгновенные переключения на разные ритмы и переходы от комедии к драме. Со стороны казалось, что Рубен Николаевич прощается со сценой.
Невозможно было смотреть на его игру без душевного волнения. А музыка, которую Симонов играл на гитаре, казалось, завораживает зрителя. Вместе с Рубеном Николаевичем в спектакле играла Мансурова. Их встреча на сцене, как оказалось, была последней.
Режиссерская деятельность
Режиссерский путь был для Симонова не менее увлекательным. Акцент в этой профессии он делал на выявление актерских способностей, их раскрытие и потом уже – полное использование «распустившегося» таланта. Рубен Николаевич, как и его учителя – Вахтангов и Станиславский - был не только режиссером, но и актером. Поэтому тонко чувствовал технику и органику мастерства.
В спектаклях, которые ставил Рубен Симонов, актеры были соавторами его творческих находок. Поэтому неслучаен факт, что он открывал все новые имена, которые впоследствии стали незабываемыми творческими личностями.
Покорность Симонову жанров
Когда Симонов занялся режиссурой, он старался раздвинуть жанровые и тематические рамки. Мало кто мог, как Рубен Николаевич, придать реальной жизни оттенок романтики, а мечте – жизненный прагматизм.
Относительно политической конъюнктуры Симонов обязан был быть чутким и выдавать спектакли согласно выдержанной идеологии. Но между ними умудрялся вставлять и не очень проходные, не совсем подходящие под цензуру. Специальное сочетание различных жанров могло быть противоестественно художнику, но не Рубену Николаевичу. Он от этого только выигрывал.
Последние работы Симонова
Театр Рубена Симонова поставил множество великолепных спектаклей. И последние работы – это «Конармия», «Варшавская мелодия» и «Принцесса Турандот». Поставить ее Рубен Николаевич мечтал давно. Но из-за космополитической кампании, когда были закрыты многие театры (даже Камерный), Симонов хотел действовать наверняка.
Это были времена, когда искусство Вахтангова было под запретом. Нарушившим его грозило ограничение творческой деятельности. И постановка «Принцессы Турандот» могла иметь непредсказуемые последствия. Но именно этот спектакль Симонов рискнул поставить в начале 60-х гг., к 80-летнему юбилею Вахтангова. Рубен Николаевич поставил спектакль, не нарушив его старое построение. И вскоре «Принцесса Турандот» снова вышла на сцены.
Итогом творчества Симонова можно назвать «Варшавскую мелодию». Этот спектакль был поставлен по пьесе Зорина в 1967 г. Пьеса о запретах на браки между разными национальностями. В ней затрагиваются многие нравственные и политические проблемы. За свою творческую деятельность Рубен Николаевич не только поддержал традиции Театра Вахтангова, но и осветил своим талантом его путь в будущее.
Рубен Симонов: личная жизнь и смерть режиссера
Симонов Рубен Николаевич был женат дважды. Первая супруга, Елена Берсенева, работала в Театре Вахтангова актрисой. Но умерла очень рано. Второй раз Симонов женился на Светлане Джимбиновой, работавшей театральным режиссером. У Рубена Николаевича родился сын, которого назвали Евгений. Он стал народным артистом Советского Союза.
Симонов успел при жизни стать дедушкой. В его честь и назвали внука. Причем и он сохранил уже ставшую семейной традицию. Рубен-младший тоже стал актером. Симонов умер в Москве, пятого декабря 1968 г. Был захоронен на Новодевичьем кладбище, на участке номер два.
Награды и звания
Симонов Рубен Николаевич был награжден Сталинской премией трижды – первой (2 раза) и второй степени. А также получил Ленинскую за поставленные в МАДТ современные и классические пьесы. Рубену Николаевичу были вручены несколько орденов (в т. ч. Ленина) и медалей. Симонов Р. Н. получил звание народного артиста Советского Союза.