Коломенский завод тепловозостроительный им. В. В. Куйбышева

Индустриализация страны началась с появлением железнодорожного сообщения. А первые отечественные паровозы были собраны в Коломне. Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева - одно из старейших предприятий России. История компании насчитывает более 150 лет, и за это время основное направление производства не менялось.

История создания

Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева начал свою историю со строительства мостов. К 1862 году прокладка железнодорожного сообщения Москва - Саратов была приостановлена, причиной тому послужила необходимость строительства моста через реку Оку. На помощь был призван инженер и руководитель строительства ветки Струве Аманд Егорович. Ранее им уже был построен мост для Московско-Казанского участка дороги. Взяв подряд на строительство железного моста, в целях обеспечения производственных процессов в 1863 году он арендовал земельный участок у крестьян села Боброво. На участке было организовано небольшое производство. Литейный цех производил до 300 пудов литья в день, тут же была обустроена кузня, механический цех и навесы для сборки мостовых ферм и деревянных деталей моста.

С первоначальной задачей, построением моста через Оку, Струве успешно справился. После этого получил заказы на строительство множества мостовых сооружений. Так, им были возведены все мосты по линиям Коломна – Воронеж, Серпухов – Курск – Киев. Мост через Днепр в районе украинской столицы стал самым знаменитым строением Струве. На тот момент мост был самым протяженным в Европе и превышал длину в 1 километр. Заказов было хоть отбавляй, так были построены московские мосты – Бородинский, Москворецкий, Краснохолмский и другие. Петербургский Литейный мост постройки 1879 года до сих пор находится в строю и поражает своей красотой и изяществом. Последним мостом Коломенского завода считается Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, построенный в 1915 году.

Новые задачи для фабрики

В 1865 году Струве решает освоить еще одну специальность – назрела насущная необходимость в железнодорожном транспорте российского производства, закупка иностранных машин и вагонов обходилась очень дорого. Фабрика по производству мостов была переориентирована на выпуск товарных платформ, вагонов, кругов для разворота ж/д транспорта. Дополнительно производилось оборудование для водоснабжения на железной дороге – баки для водонапорных башен, разборные колонки. В планах значилась организация производства паровозов. Так на базе мостостроительной фабрики появился Коломенский завод (тепловозостроительный).

Обеспечить реализацию главного потенциального направления паровозостроения должны были компаньоны. Аманд Струве пригласил в качестве директора своего брата Густава, который имел опыт и славу специалиста по строительству объектов военного назначения и имел соответствующее инженерное образование. Финансовую поддержку проекту обеспечивал еще один член команды – купец первой гильдии А. И. Лессинг, главным козырем которого были обширные связи на биржах и в банковской системе. Фабрика получила новое название – «Механический и литейный завод инженеров Струве». Административный состав сотрудников состоял из иностранных специалистов. Первый паровоз был собран по французским чертежам и увидел свет в 1869 году.

Вплоть до революции 1917 года Коменский завод (тепловозостроительный) был ведущим предприятием по строительству и разработке новых типов локомотивов (139 новых проектов). С 1987 года на заводе строятся речные суда, первым из которых стал пароход «Кулебаки».

Советский период

В период становления советской власти Коломенский завод (тепловозостроительный) выпускал ограниченный объем продукции по основным направлениям – трамваи, паровозы, вагоны. С 1932 года на предприятии наладили первый серийный выпуск тепловозов серии Э и электровозы с маркировкой ВЛ19. Эта продукция была совместным производством с заводом «Динамо». В 1934 году на предприятии был освоен выпуск подлодок типа «Щука», которые были в 1937 году перенаправлены буксировкой на Нижегородский завод «Красное Сормово».

В дальнейшем до начала Великой Отечественной войны Коломенский завод (тепловозостроительный) наращивал темпы производства, выпускались тюбинги для метрополитена, дизели, паровозы, электровозы и многое другое.

Период военных действий внес существенные коррективы в работу предприятия. Производственные мощности были ориентированы на оказание помощи фронту. В цехах ремонтировались танки, строились бронированные поезда, производились боеприпасы. Основное производство возобновилось с 1943 года. Юбилейный, десятитысячный паровоз вышел с завода осенью 1953 года.

Коломенский тепловозостроительный завод имени Куйбышева начиная с 1956 года выпускает дизели для электростанций, тепловозов, судов и подводных лодок. Серийные тепловозы, выпущенные на предприятии, успешно работают на украинских, белорусских, казахских железных дорогах. Завод выпустил самые скоростные по мировым меркам тепловозы марки ТЭП80, уникальные пассажирские электровозы ЭП200 и много другой продукции.

На сегодняшний день Коломенский завод (тепловозостроительный) входит в состав холдинга «Трансмашхолдинг».

Структура производства

Производственный комплекс состоит из 28 цехов, где размещены основные мощности, и 15 вспомогательных производств. Вся структура завода замкнута на полный производственный цикл, предприятие занимает территорию около 124 гектаров.

Основные производства:

  • Механосборочное.
  • Сборочно-сварное.
  • Металлургическое.
  • Конструкторско-технологический цех.

Для обеспечения деятельности и разработки новой техники на предприятии действуют конструкторско-технологическая и экспериментально-исследовательская службы. Также работает конструкторское бюро с большим опытом работы, что позволяет заводу не привлекать сторонние учреждения для организации исследований, проектирования, испытаний и производства опытных образцов новой продукции, которыми гордится Коломенский тепловозостроительный завод.

Продукция

Коломенский завод тепловозостроения производит:

  • Дизели (проектирование, изготовление, обслуживание). Предназначаются для локомотивов, тепловозов, судов, электростанций и пр.
  • Тепловозы (пассажирские - ТЭП70БС, ТЭП70У; грузовые - 2ТЭ70).
  • Электровозы (магистральный постоянного тока ЭП2К).
  • Дизель-генераторные установки для АЭС (среднеоборотные двигатели, тип - Д49 (ЧН26/26)).
  • Судовые дизельные агрегаты.
  • Электростанции и автономные электроагрегаты.
  • Запасные части для всей производимой предприятием продукции.

Традиции

День машиностроителя – праздник, когда приглашаются гости и открываются двери для всех желающих посмотреть на производства, входящие в состав такого предприятия, как Коломенский тепловозостроительный завод. День открытых дверей-2016 состоялся 29 сентября. В программе праздника состоялся конкурс мастерства, в котором принимали участие молодые рабочие, победители получили грамоты и ценные подарки.

Посетители завода имели возможность пройти в цеха, где происходят производственные процессы. Администрация приглашала любознательных экскурсантов познакомиться с историей завода в музее, где выставлены макеты паровозов, тепловозов, подробнее узнать об основателях предприятия и его лучших сотрудниках. На территории завода каждый желающий мог забраться внутрь тепловоза и почувствовать себя машинистом.

Музей

Одно из старейших предприятий России и Подмосковья – Коломенский тепловозостроительный завод. Музей, созданный при предприятии, работает с 1923 года. В первой экспозиции демонстрировались исторические документы, коллекция фотографий и отчеты о достижениях. Проработал он недолго, второй раз открытие произошло в 1963 году. Событие было приурочено к юбилею завода, которому исполнялось 100 лет.

Современная экспозиция состоит из макетов производимой в разные годы продукции, куда входят тепловозы, теплоходы, тракторы, электростанции и многое другое. На стендах в исторической перспективе демонстрируются документы, фотографии, отражающие историю развития завода. Посещение музея требует предварительной договоренности и записи.

Комментарии