Уровни методологии науки
Методология представляет собой учение, в рамках которого исследуется процесс организации деятельности. Изучение осуществляется последовательно. В структуре познания выделяются уровни методологии исследований. Рассмотрим их подробнее.
Общие сведения
Э. Г. Юдин выделил:
- Философский уровень методологии. Он считается высшим.
- Общенаучный уровень методологии. В его рамках формируются теоретические положения, которые применяются практически во всех дисциплинах.
- Конкретно-научный уровень. Здесь образуется комплекс методов и принципов, используемых в конкретной дисциплине.
- Технологический уровень. Здесь создается набор процедур, обеспечивающих поступление достоверного материала и первичную обработку данных.
Все уровни научной методологии определенным образом взаимосвязаны друг с другом. Все они обладают спланированным самостоятельным движением.
Философский уровень
Он выполняет функцию содержательного фундамента. Его суть формируют общие принципы познавательной деятельности и категориальный строй всей отрасли в целом. Он представлен в виде философского знания и разработан с использованием специфических методов. Здесь отсутствует жесткая система технических приемов либо норм, приводящая к догматизации познания. Структура состоит из ориентиров и предпосылок к деятельности. К ним относят:
- Содержательные факторы. Они представляют собой мировоззренческие основы мышления.
- Формальные предпосылки. Они относятся к общим формам мышления, историческим образом определенному категориальному аппарату.
Функции
Философия играет двоякую роль в методологии:
- Она выражает конструктивную критику знания в плане границ и условий его использования, адекватности его фундамента и общих направлений развития. Она стимулирует внутридисциплинарную рефлексию, обеспечивает постановку новых проблем, способствует поиску подходов к объектам изучения.
- В рамках философии создается мировоззренческая интерпретация результатов познания с точки зрения конкретной картины мира. Она выступает в качестве отправной точки любого серьезного изучения, необходимой содержательной предпосылки для существования и развития теории и ее воплощения в нечто целостное.
Системный подход
Он отражает всеобщую связь и взаимную обусловленность процессов и явлений окружающей реальности. Системный подход ориентирует теоретика и практика на необходимость рассматривать события как структуры, имеющие собственные закономерности функционирования и свое строение. Его суть заключается в том, что относительно обособленные элементы рассматриваются не автономно, а во взаимосвязи, в движении и развитии. Такой подход позволяет обнаружить интегративные свойства системы и качественные характеристики, отсутствующие у элементов в отдельности.
Уровни методологии педагогики
Для использования системного подхода необходима реализация принципа единства образовательной теории, практики и эксперимента. Педагогический опыт выступает в качестве действенного критерия истинности положений, знаний, разработанных и проверенных на эмпирическом уровне. Практика также становится источником новых проблем образования. Следовательно, теоретический и экспериментальный уровни методологии науки позволяют найти правильные решения. Однако глобальные проблемы, которые возникают в практике образования, порождают все новые вопросы. Они, в свою очередь, требуют фундаментального изучения.
Актуальность проблем
Методологические вопросы педагогики и психологии всегда считались самыми актуальными. Изучение явлений, происходящих в образовательном процессе, с позиции диалектики позволяет выявить качественное их своеобразие, взаимосвязи с другими событиями. Согласно принципам теории, обучение, развитие, воспитание будущих специалистов изучаются в привязке к конкретным условиям профессиональной деятельности и социальной жизни.
Интеграция знаний
Рассматривая уровни методологии, нельзя не сказать подробно об их роли в определении перспектив развития дисциплины. В первую очередь это обусловливается наличием заметных тенденций к интеграции знаний, комплексной оценке явлений объективной действительности. Сегодня границы, которые разделяют уровни методологии, зачастую достаточно условны. В социальных дисциплинах, например, используются данные математики, кибернетики. Применяются сведения и других наук, которые ранее не претендовали на реализацию методологических задач в конкретном общественном исследовании. Существенно укрепились связи между дисциплинами и направлениями. Все большую условность приобретают границы между образовательной теорией и общепсихологической личностной концепцией, между педагогикой и физиологией и так далее.
Усложнение дисциплин
Уровни методологии сегодня претерпевают качественные изменения. Это обусловлено развитием дисциплин, формированием новых граней предмета изучения. В данной ситуации необходимо выдерживать баланс. С одной стороны, важно не потерять предмет изучения – непосредственно психолого-педагогические проблемы. Вместе с тем необходимо направить конкретное познание на решение фундаментальных вопросов.
Отдаление направлений
Сегодня становится все более очевидным разрыв между философско-методологическими вопросами и непосредственной методологией психолого-образовательного познания. В результате специалисты все чаще выходят за пределы изучения конкретного предмета. Таким образом, возникают своего рода промежуточные уровни методологии. Здесь существуют достаточно актуальные проблемы. При этом они еще не решены философией. В этой связи возникает необходимость заполнить вакуум концепциями и положениями. Они позволят продвинуться в совершенствовании непосредственной методологии психолого-педагогического познания.
Применение математических данных
Психология и педагогика сегодня выступают в качестве своеобразного полигона для применения методов, используемых в точных дисциплинах. Это, в свою очередь, является сильнейшим стимулом для развития математических разделов. В ходе этого процесса объективного роста неизбежно внедрение элементов абсолютизации количественных способов исследования в ущерб качественным оценкам. Такая тенденция особо выражена в зарубежных образовательных дисциплинах. Там математическая статистика зачастую выступает в качестве универсального решения всех проблем. Обусловливается это следующим. Качественный анализ в рамках психолого-педагогических исследований зачастую приводит к выводам, неприемлемым для властных структур. При этом количественный подход позволяет достичь конкретных результатов на практике, дает широкие возможности для идеологического манипулирования как внутри этих дисциплин, так и за их пределами.
Роль человека
В профессиональной деятельности субъект выступает в качестве определяющего звена. Это положение вытекает из общесоциологической закономерности повышения роли человеческого фактора в истории, общественном развитии в рамках социального прогресса. При этом, принимая это утверждение на уровне абстракции, ряд исследователей отрицают его в той либо иной ситуации. Все чаще в последнее время выражается мнение, что в системе "человек - машина" менее надежным элементом выступает специалист. Нередко это обстоятельство приводит к односторонней трактовке соотношения индивида и техники в трудовом процессе. В таких тонких вопросах истину необходимо искать и на психолого-образовательном, и на философско-социальном уровнях.
Заключение
Методология педагогики реализует дескриптивную, то есть описательную, и ипрескриптивную (нормативную) функции. Их наличие определяет дифференциацию оснований дисциплины на две категории. К теоретическим относят:
- Определение методологии.
- Общую характеристику дисциплины.
- Описание уровней.
- Характеристику источников обеспечения познавательного процесса.
- Предмет и объект анализа.
Нормативные основания охватывают:
- Научное познание в рамках педагогики.
- Определенные принадлежности образовательной деятельности к дисциплине. В частности, имеются в виду характер целеполагания, использование специальных познавательных средств, выделение объекта изучения, однозначность понятий.
- Типологию исследований.
- Свойства познаний, по которым можно сверять и анализировать работу.
- Логику исследования.
Данные основания очерчивают объективную область познавательного процесса. Полученные результаты могут выступать в качестве источников пополнения содержания непосредственно самой методологии и методологической рефлексии специалиста.