Трезубец Посейдона: история и фото оружия
Трезубец Посейдона является неотъемлемым атрибутом этого древнегреческого бога – повелителя морей. О каком бы его изображении ни шла речь, перед зрителем всегда предстаёт немолодой бородатый атлет, держащий в руках своеобразное оружие, состоящее из древка, увенчанного наконечником с тремя зубцами.
Рыболовная снасть, ставшая грозным оружием
Его пристрастие к трезубцу вполне объяснимо, ведь изначально тот предназначался исключительно для рыболовства, то есть любимого занятия бога морей, и уж гораздо позже обитатели суши сообразили, что им можно с успехом протыкать не только зазевавшихся сомов, но и животы своих недругов. С этой целью они несколько изменили конструкцию трезубца, удалив крючки, предназначавшиеся для удержания рыбы, поскольку в бою после удачного удара удерживать никого уже не требовалось.
С этих пор достаточно безобидный прежде трезубец Посейдона, фото которого представлены в этой статье, стал грозным и универсальным оружием. Он использовался и для ближнего боя, и как метательное копьё, и для захвата оружия противника.
Жители древнего Рима, отличавшиеся любовью к кровавым зрелищам, вооружали им гладиаторов-ретиариев. Это была особая категория смертников, выходивших на арену с трезубцем и рыболовной сетью, изображая, таким образом, рыбаков, задачей которых было поразить вооружённого мечом и щитом противника, игравшего в этой сцене роль «рыбки».
Путь трезубца в глубину континентов
У исследователей нет общего мнения по поводу того, где впервые появился, ставший впоследствии столь популярным, трезубец Посейдона. Поскольку он начал своё шествие по свету в качестве рыболовной снасти, то вполне логично предположить, что его породила какая-то цивилизация, связанная с водными просторами, причём не обязательно морями – это могли быть участки разливов рек.
Принято также считать, что в более поздний период, когда народы начали расселяться вглубь континентов, они стали вооружать трезубцами богов, повелевавших иными стихиями, но так или иначе, связанными с водой – дождями, грозами, наводнениями и так далее.
Примером может служить древнеиранский бог Апам-Напат, в силу своего географического положения, лишённый возможности хозяйничать в морях, но зато всецело повелевавший реками. На местных рыбаков и случайных купальщиц он наводил страх, потрясая в воздухе таким же трезубцем, как и тот, что мы видим в руках его греческого коллеги.
Трезубцы древнешумерских богов
Трезубец Посейдона или нечто, очень на него похожее, исследователи обнаружили на изображениях древнешумерской богини Инанны, известной также под её аккадским именем Иштар. Из мифологии известно, что, посвятив себя в юности исключительно любви и плодородию, она со временем переключилась на распри, ссоры и, как следствие, военные конфликты (женскому характеру с годами свойственно портиться). С этих пор на изображениях богини появился трезубец, но, так сказать, в его дамском варианте – больше похожий на цветок тюльпана, чем на боевое оружие.
Совсем иначе трезубец Посейдона выглядел в руках её близкого знакомого – бога Ишкура, также знакомого нам по шумерско-аккадской мифологии. С момента появления на свет он повелевал громом, бурей и ветром, отчего приобрёл вспыльчивый и скандальный нрав. Не исправило положение даже вмешательство его отца – бога неба Ану, поручившего сыну приглядывать за водными стихиями, в число которых входили дожди, столь нужные людям в этих жарких и засушливых землях. В его руках трезубец выглядит безжалостно разящим оружием.
Грозное оружие хеттского бога Тешуба
Не мог обойтись без трезубца и хеттский бог грозы Тешуб, почитавшийся когда-то во всей Малой Азии. Прочие обитатели местного пантеона воздавали ему особые почести, так как он занимал среди них главенствующее положение. Однажды первенство Тешуба попытался оспорить отец богов Кумарби, натравив на него одного из своих сыновей – гиганта Улликумме, сделанного не из живой плоти, а из чистого нефрита.
Поскольку трезубцем тут было не справиться, Тешуб распилил своего врага священной пилой, той самой, которой когда-то была отделена земля от неба, после чего охотно позировал на его обломках, держа в одной руке молоток, ударами которого он вызывал гром, а в другой, свой могучий трезубец. Этот жезл Посейдона фигурирует в большинстве его изображений, одно из которых можно увидеть в нашей статье.
Индийские божества, неравнодушные к трезубцам
Однако настоящий ажиотаж трезубец вызвал среди богов и богинь Древней Индии. Его пожелали иметь сразу несколько обитателей местного ведического пантеона, главным из которых являлся бог мировых вод Варуна. Когда и где зародился его культ, не знает никто, но со временем на полуострове Индостан он укрепился настолько, что перед ним почтительно расступились все прочие божества.
Всеобщее поклонение и потоки лести настолько притупили бдительность Варуны, что он даже не заметил, как был свергнут коварным Шивой, многоруким богом скотоводческих племён, не связанным с водной стихией, но также поспешившим обзавестись трезубцем. Его почитатели и сегодня носят на лбу знак, называемый трешула и выполненный в виде трёх острых зубцов.
Примеру Шивы последовала также его жена – богиня-воительница Дурги. Но она-то украсилась этим оружием не из пустого тщеславия, а в силу, так сказать, «профессиональной необходимости». С трезубцем в руках был замечен и древнеиндийский бог огня Агни. Морская атрибутика в руках этого поджигателя явилась, по мнению учёных, трансформацией символов, связанных с ливнями, грозами и молниями.
Ещё более глубокое осмысление этот атрибут древних богов получил у буддистов, которые придали ему философско-мистическое значение, обозначив его словом "триратна", что означает – «три драгоценности» Будды. Не углубляясь в суть их мудрёного учения, заметим лишь, что изображение трезубца по сей день используется ими в тантрической йоге – системе буддийских и индуистских методов самосовершенствования человека.
Изображения трезубца, ставшие государственными символами
В древнем мире изображение трезубца часто бывало связано не только с отдельными мифическими личностями, но и с культурами целых народов, реально существовавших на земле. Например, его изображения были найдены при раскопках, проводимых на территориях древнейших городов острова Крит – Кносса, Феста и Закроса.
Когда-то они являлись центрами ушедшей в века крито-минойской цивилизации, частью эмблемы которой был трезубец Посейдона. Оружие морского бога неспроста сделалось символом культуры, просуществовавшей на острове с 2700 по 1400 год до нашей эры, то есть в течение тринадцати веков. Древние критяне, являясь безраздельными хозяевами Средиземноморья, своим процветанием были обязаны морской торговле, таким образом, атрибут морского божества имел для них не только символическое, но и сугубо сакральное значение.
В качестве государственного символа трезубец использовало и древнее Беспорское царство, обладавшее некогда обширными землями в Северном Причерноморье. Во время раскопок археологи обнаружили монеты, выпущенные ещё в III веке до нашей эры, на которых портретам царей всегда сопутствовали изображения трезубца. Оказалось, что беспорские монархи считали себя прямыми потомками бога морей Посейдона, и свою родословную вели от его сына – мифического героя Евмолпа.
Оружие Посейдона в славянских землях
И, наконец, не обошла мода на трезубцы и наши славянские земли. На протяжении многих веков он являлся династическим знаком рода Рюриковичей. Несмотря на то что каждый из его представителей пытался внести в него какие-то собственные изменения, пририсовывая крестики, кружочки, изгибы и линии, в целом сохранилось хоть и стилизованное, но вполне отчётливое изображение, напоминающее Трезубец Посейдона. Фото этого династического знака наших древних правителей предшествует данному абзацу.
Как свидетельствуют результаты археологических раскопок, княжеский, а начиная со времён Ивана Грозного и царский знак трезубец ставился не только на официальных грамотах, но и на самых различных предметах. Например, его можно увидеть на кирпиче, сохранившемся от Десятинной церкви, возведённой в Киеве в 996 году, на плитах, которыми устлан пол Успенской церкви во Владимире-Волынском (XII век), а также на многих кирпичах и камнях, из которых были сложены храмы, замки и дворцы той давней эпохи. В музеях страны экспонируется множество медальонов, перстней, монет, а также образцов оружия, посуды, и всякой домашней утвари украшенных изображением трезубца. В наши дни трезубец украсил собой герб Украины.
Трезубец на знамени Чингисхана
Обладателем отличительного знака, выполненного в виде трезубца, был также знаменитый Чингисхан, возглавивший в начале XIII века несметные орды степных кочевников, хлынувших на Русь. Его священное знамя – сульдэ - представляло собой вознесённый на древко трезубец, под которым укреплены девять свисающих вниз кистей, сделанных из шерсти яков. Сегодня в долине Делюн-Болдок (Монголия), на том месте, где, по свидетельству историков, родился завоеватель, установлена памятная стела, увенчанная его родовым знаком – трезубцем. После смерти Чингисхана этот символ перешёл к его прямым наследникам. В частности, он встречается на монетах, отчеканенных в период правления хана Батыя.
Европейская символика, включившая в себя трезубец
В эпоху Средневековья изображение трезубца широко использовалось в символике Западной Европы. В частности, его можно встретить на франкских, англосаксонских и чешских монетах. Древние пруссы ещё в языческий период им украшали мемориальные камни и культовые комплексы урочищ.
Не обошлись без трезубцев и скандинавы. Известен, например, исландский манускрипт XVIII века, посвящённый подвигам героя национального эпоса Одина. На его страницах многократно встречаются символические изображения трезубца, а главный персонаж представлен держащим в руках это оружие. Кстати, у него оно двустороннее, то есть разящие врага зубцы, расположены на обоих концах древка, что придаёт ему ещё более воинственный вид.
Трезубец Посейдона нашёл своё место и в христианской символике, причём порой в самых противоположных друг другу значениях. Наряду с использованием в качестве символа Святой Троицы, на многих иконах его можно увидеть в руках чертей, мучащих нераскаявшихся грешников. Таким образом, трезубец в христианстве может одновременно играть роль как символа святости, так и сатанинского знака.
Уран, Посейдон, Плутон (планета) – трезубец в звёздном небе
Упоминание греческого бога, обладателя грозного трезубца, можно встретить и на карте звёздного неба. Правда, здесь он выступает под своим вторым именем – Нептун. В 1905 году, американский астроном Персиваль Лоуэлл, обнаружив отклонения орбиты этой планеты, а также её ближайшего соседа Урана, пришёл к выводу, что на них влияет какое-то, невидимое с Земли, и неизвестное доселе космическое тело. Им оказалась открытая в 1930 году планета Уран. С тех пор оружие морского царя вписалось в космические карты, ведь нетрудно заметить, что Уран, Посейдон, Плутон (планета) – трезубец. Одним словом, греческие и римские божества в наши дни прочно завоевали звёздное небо. С развитием цивилизации многие планеты получили их имена – например, Марс, Венера, Юпитер и так далее.
Как сделать трезубец Посейдона своими руками
Морской бог древних греков уже в советский период истории нашей страны стал непременным персонажем морских праздников и связанных с ними костюмированных представлений. Для этой цели весьма несложно было изготовить трезубец Посейдона своими руками из бумаги, картона или фанеры. Аккуратно вырезали или выпиливали его контур, и затем оклеивали фольгой. В качестве древка использовалась тонкая палка или даже простая ручка от швабры. Люди старшего поколения, проводившие когда-то летние каникулы в пионерских лагерях, наверняка помнят эту нехитрую технологию.
Мода на татуировки, изображающие трезубец
В наши дни символика, включающая в себя изображение трезубца, используется представителями целого ряда молодёжных субкультур. Нередко можно встретить молодых людей, украсивших себя нанесённой на тело тату «трезубец Посейдона». Если большинство из них реализует таким путём свои эстетические потребности, то определённая часть молодёжи вкладывает в изображение конкретный смысл. Для них трезубец – это символ власти и силы. Он, по их мнению, может являться одним из элементов самоутверждения.
В последние десятилетия, когда миллионы россиян получили возможность свободно выезжать за границу, достаточно прочно вошла в обиход символика, изображающая трезубец Посейдона. Греция находится в числе наиболее частых маршрутов российских туристов, и этим во многом объясняется интерес к её истории и мифологии. Ежегодно её посещают тысячи наших соотечественников.
Одной из туристических компаний даже организована экскурсия «Трезубец Посейдона», участники которой получают возможность увидеть те места, где разворачивались события, героями которых были бессмертные обитатели Олимпа.