ИСОГД - что это такое? Особенности и их технологии
Свод в системе документированных сведений, которые необходимы для обеспечения органов местного самоуправления, юридических и физических лиц наиболее достоверной информацией для осуществления инвестиционной, хозяйственной и градостроительной деятельности - вот ответ на вопрос: ИСОГД - что это такое. Эта информационная система организована в соответствии с основаниями Градостроительного кодекса России и имеет все сведения о земельных участках, застройке территорий и иные. Теперь заинтересованные лица могут обратиться за любой справкой и узнать, как работает ИСОГД, что это такое, и всегда получить желаемое, поскольку материалы здесь содержатся и в виде карт, и в текстовой форме.
История
Информационная система создана в декабре 2004 года на базе ГГК (Государственный градостроительный кадастр). Для этого сведения ГГК в необходимом объёме были переданы в городские округа и в органы самоуправления на местах в течение времени до июля 2006 года. Именно тогда стало известно об ИСОГД, что это такое, и функцональнее ли новшество в сравнении со старой системой ГГК.
Для введения в пользование сведений ГГК были использованы следующие нормативные акты: глава 11 Градостроительного кодекса от 1998 года, постановление Правительства от 29 июля 1998 года, свод правил СП от 1996 года, СНиП (постановление Министерства строительства РФ от 1996 года, Инструкция о порядке согласования, разработки, утверждения и экспертизы градостроительной документации (приказ Госстроя 2002 года).
Юридический подход
Сегодня всё ещё существует несколько трактовок понимания ИСОГД, что это такое. Прежде всего это система только для муниципальных районов и городских округов, ведущаяся с минимальным набором функций в объёме предписанного Градостроительным кодексом учитываемых системой сведений. Смысловое же содержание - без юридической составляющей - этого термина понимается как информационная система для любого человека, участвующего в градостроительной деятельности, обеспечивающая всей информацией для её осуществления.
ИСОГД Московской области, например, является единой базой о застройке и развитии всей её территории, о земельных участках и расположенных в их границах инженерных сооружениях и коммуникациях, о каждом объекте капитального строительства, а также и многих других необходимых сведений. Там предоставляются любые государственные услуги в виде информации, касающейся градостроительства. Цель регистрации и размещения информации в ИСОГД Московской области - систематизирование и актуализация сведений о застройке территорий, об их развитии.
Разделы
В 2006 году вышло Постановление Правительства РФ, согласно которому Информационная система обеспечения градостроительной деятельности приняла удобную для пользователей форму. Разделы ИСОГД должны быть следующими.
1. Документы, касающиеся муниципального образования - территориальное планирование.
2. Документы планирования территорий субъекта РФ в муниципальном образовании.
3. Документы и материалы по обоснованию их, касаемо территориального планирования в муниципальном образовании.
4. Правила застройки и землепользования с внесением изменений в них.
5. Документы планировки территорий.
6. Документы по состоянию условий природных и техногенных.
7. Документы по изъятию и резервированию участков для муниципальных или государственных нужд.
8. Документы по застроенным и подлежащим застройке земельным участкам.
9. Материалы картографические и геодезические.
Кроме того, дополнительно постоянно по решению органов местных самоуправлений создаются и ведутся новые разделы, чтобы любая справка ИСОГД была доступна для нуждающихся в ней.
Функции и процедуры
Для утверждения документов по ведению ИСОГД в 2007 году вышел Приказ Министерства регионального развития, согласно которому утверждены книги и документы для выполнения следующих процедур.
1. Учёт документации, которая поступает для размещения в ИСОГД, проектная документация сюда тоже входит.
2. Регистрация документации, которая будет размещаться в информационном фонде.
3. Размещение документации в информационном фонде.
4. Предоставление сведений ИСОГД любым заинтересованным лицам.
Сведения же о всей градостроительной документации размещены в специальных книгах, которые имеют свою классификацию, определённую разделами и функциями. Документы ИСОГД представляют собой книги учёта, регистрации заявлений на предоставление сведений, по одной книге на каждый раздел, составленные по реестру. Дела о земельных участках и проекты планировок имеют отдельную книгу на каждый случай. Классификатор насчитывает более пятидесяти типов документов.
Регистрация
Регистрация документов ведётся при оказании следующих госуслуг в градостроительстве.
- Разрешение на строительство - выдача документа.
- Извещение о начале строительства - подача документа.
- Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - выдача документа.
- План земельного участка - выдача документа.
- Документация по планировке территории - согласование и утверждение документа.
Регистрация документации оператором предполагает обязательную тщательную проверку её комплектности, вместе с тем не увеличивает сроки предоставления госуслуг на выдачу разрешений и ввод в эксплуатацию готового объекта. В случаях, когда сведения из ИСОГД при получении проектной документации присутствуют в полном составе, повторного предоставления документации заявителем не потребуется при получении разрешении на строительство, не нужно и подачи извещения о начавшейся работе на строительном объекте.
Автоматизация
ИСОГД ведётся и как ручная обработка бумажных документов, и в компьютерном варианте автоматизированной системы АИСОГД. Объём автоматизации определяет степень внедрения и конкретного использования программного обеспечения.
Он может представлять из себя либо минимальное исполнение в виде автоматизации учёта сведений бумажного архива, либо как хранение и обработка электронных документов, карт данных в базе и отображение их с использованием ГИС (геоинформационных систем) либо в самом развитом исполнении как автоматизированный процесс всех производственных и административных функций в градостроительстве.
Например, такова ИСОГД Москвы, где даже межведомственное информационное взаимодействие автоматизировано, плюс зафиксированы все услуги, оказанные в сфере градостроительства - полностью в электронной форме.
Структура
Автоматизированная ИСОГД состоит из разнообразных программных модулей, и функциональность многих из них такова, что может быть стандартным программным обеспечением. Для помощи в работе с уже документированной информацией существуют СЭАД (электронный архив документов) и СЭД (электронный документооборот).
Поддерживают процессы деятельности организации BPMS или ЭАР (управление электронными административными регламентами) и программы для управления проектами. Для баз данных есть СУБД (управление базами данных) и MDM — Master Data Management (управление основными данными), НСИ (нормативно-справочная информация) или СКК (система кодирования и классификации информации).
Кроме этого
Кроме вышеперечисленного программного обеспечения, существуют в системе, например, ИСОГД области электронное хранилище данных. С пространственными данными работают ГИС (географическая инфосистема) и САПР (с помощью которой делается автоматизированное проектирование).
Аналитическая обработка данных требует инструментов бизнес-анализа (Business intelligence). Интерфейс пользователей обеспечивается корпоративным порталом, геопорталом, веб-порталом в интернете. Программы взаимодействуют и между собой автоматически, для чего предусмотрены сервисо-ориентированная архитектура (SOA) и СМЭВ - межведомственное электронное взаимодействие.
Уровни
Сейчас Градостроительным кодексом России положено ведение инфосистем обеспечения деятельности градостроения на двух управленческих уровнях. Это уровень федеральный - ФГИС ТП (Федеральная гос. инфосистема территориального планирования) и уровень муниципальных районов и городских округов, которые тоже обязаны вести согласно Градостроительному окдексу и Федеральному закону собственный ИСОГД.
В информационном обеспечении деятельность градостроения осуществляется помимо двух вышеперечисленных ещё и на следующих уровнях: региональном, на уровне сельских и городских поселений и на уровне физических и юридических лиц. На каждом уровне есть свои законы и нормативные акты, ниже будут рассмотрены все эти варианты.
Уровни федеральный и региональный
В Градостроительный кодекс в 2011 году были внесены многие изменения, в том числе введена статья 57.1, определяющая ФГИС ТП, то есть Федеральную государственную инфосистему территориального планирования. Министерством экономического развития РФ с 2014 года и оперируется данная система. Ранее эту функцию выполняло Министерство регионального развития.
ИСОГД на сегодняшний день регионы ведут не повсеместно, что, однако, не ограничивает ни один субъект РФ в самостоятельных решениях относительно приёма нормативных актов, которые регулируют как создание, так и ведение ИСОГД собственного региона. Министерству экономразвития уже поручено рассмотреть и создать единое программно-техническое решение информатизации в регионах.
ЦФО
Органам исполнительной власти Центрального федерального округа по плану мероприятий Стратегии соцэкономразвития ЦАО до 2020 года нужно ежеквартально докладывать в министерство о внедрении инфосистем обеспечения деятельности в области градостроения.
Регионы, в которых уже ведутся региональные ИСОГД: Волгоградская область, Калужская область, Калининградская область, Московская область, Оренбургская область, Ярославская область, Тюменская область и некоторые другие. Готовится законопроект о новых внесениях изменений в Российский Градостроительный кодекс, где предусмотрены пункты, касающиеся создания ИСОГД.
Уровень городского округа и муниципального района
Все муниципальные районы и городские округа вести ИСОГД обязаны согласно Федеральному закону и Градостроительному кодексу РФ. Это осуществляют органы местного самоуправления путём самостоятельного сбора, обработки, документирования, актуализации, систематизации, последующего учёта и затем хранения полученных сведений, которые необходимы для градостроительной деятельности.
Городские поселения подготавливают и выдают ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) и выполняют разнообразные другие функции в градостроительной сфере. Однако ни Закон, ни Кодекс прямо на необходимость ведения ИСОГД не указывают. В январе 2015 года Закон претерпел изменения, и полномочия по ИСОГД переданы муниципальным районам из сельских поселений. Целый ряд случаев демонстрирует обратную передачу на основе прямых договоров, посему теперь требуется соответственное информационное обеспечение сельским поселениям для ведения собственной ИСОГД. Регламент работы всюду примерно одинаков, что касается обеспечения населения сведениями, справками и документами, касающимися градостроительной деятельности.
Уровень юридических и физических лиц
Научные, коммерческие, проектные, общественные, изыскательские, строительные и другие организации, а также физические лица тоже бывают участниками градостроения. Градостроительный кодекс в сегодняшней его редакции никак не регулирует, но и не ограничивает создание и ведение юридическими и физическими лицами ИСОГД, поскольку это помогает им вести нужную и полезную деятельность в области градостроения.
Информационные системы, помогающие вести такого плана деятельность физическим и юридическим лицам, могут быть разными. Самые часто используемые - современные системы Building Information Modeling или Building Information Model (информационное моделирование здания). Сведения ИСОГД остаются общедоступными и открытыми, кроме тех, которые отнесены федеральными законами к категориям ограниченного доступа. Орган, который уполномочен вести систему, соблюдает регламент ИСОГД и обязательно предоставляет системные сведения по любому запросу органов госвласти, местного самоуправления, а также юридических и физических лиц.