Аэродром Сиверский, Ленинградская область: перспективы и фото
Когда-то аэродром Сиверский считался элитным, причем абсолютно заслуженно. В 40-е годы в его окрестностях велись ожесточенные бои с гитлеровскими войсками. Аэродром Сиверский был местом прохождения службы знаменитого космонавта Германа Титова. А весной 1981 года здесь произошел инцидент, навсегда прославивший майора Нестерова. Именно он ценой своей жизни увел в сторону воздушное судно после его возгорания.
Сегодня об элитности летной части, некогда базирующейся в поселке Сиверский (Гатчинский район, Ленинградская область), напоминает только постамент устремляющегося в небо самолета и памятник именитому космонавту Герману Титову.
К сожалению, в настоящее время аэроплощадка пустует, а жильцы окрестных домов вынуждены терпеть неудобства, поскольку зимой в их апартаментах жутко холодно, и полностью отсутствует горячая вода.
Исторический экскурс
Аэродром Сиверский был возведен во второй половине 30-х годов прошлого столетия для военных нужд. Изначально проект аэроплощадки не предусматривал асфальтового покрытия, взлетная полоса была грунтовой. Но данный факт никак не мешал работе истребителей И-16 и И-153.
Осенью 1941 года аэродром Сиверский был захвачен немцами. Спустя три года, когда армия Гитлера отступала, аэроплощадку заминировали, но через некоторое время наши войска смогли отреставрировать взлетную полосу. В период с 1950 по 1960 год ее территория существенно увеличилась. Здесь базировался легендарный истребитель СУ-7. В конце 60-х Сиверский военный аэродром стал главным местом сосредоточения истребителей-бомбардировщиков. Вскоре на аэроплощадке сконструировали арочные укрытия для воздушных суден, а в 1977 году появилась еще одна взлетная полоса с искусственным полотном.
В начале 90-х штурманов аэродрома Сиверского стали переучивать летать на СУ-24 М. Спустя некоторое время летчики научились дозаправляться горючим в небе. В 2006 году воздушные судна Сиверского аэродрома обеспечивали безопасность саммита «Большой восьмёрки», который проходил в городе на Неве. Летчики участвовали в совместных учениях сил ПВО СНГ. Некоторые могут задать вполне резонный вопрос: «А чей аэродром Сиверский?» До 2009 года он принадлежал 6-ой армии ВВС и ПВО, а потом был расформирован.
Масштабы проблемы
Как и во многих российских регионах, сегодняшнее состояние аэродрома Сиверского иначе как плачевным не назовешь. Многие военные городки в настоящее время уже не находятся на балансе Министерства обороны, а местных властей зачастую их судьба не заботит. Естественно, денег на благоустройство военных городков в муниципальной казне нет.
Удручающая картина видна сразу: помойка, каменные тумбы с незатейливыми металлоконструкциями, выполняющие функцию ворот, покосившаяся наблюдательная вышка за забором. В ангарах уже давно нет никаких самолетов. Один гараж для воздушных судов вообще не имеет ворот. Единственный объект, который охраняется на аэродроме, – это парк резервных машин, да и тот не застрахован от дождя и ветра.
«Нелетная» полоса
Оставляет желать лучшего и быт местных жителей. В квартирах нет отопления. Отсутствует горячая вода, холодная льется тонкой струей, а ее запах попросту отвращает. Нередко отключают и электричество. Чиновники отделываются отписками на многочисленные обращения граждан, которые не хотят оплачивать катастрофически дорогие услуги ЖКХ, в итоге им грозят выселением. Но другого жилья у них нет. А численность Сиверского составляет 4 000 человек. Причем жители прекрасно осведомлены, как чиновники отчитываются наверху о социально-экономическом развитии их населенного пункта. Они жалуются, что не только аэродром Сиверский, фото которого ужасают и удручают, но и военный городок являются де-факто бесхозными.
Никому нет дела…
Инженерные коммуникации, котельные и дома юридически расположены на территории, принадлежащей военному ведомству.
При этом, когда дают о себе знать перебои с электричеством и отсутствие отопления, между жителями вспыхивают жаркие дебаты на предмет того, кто виноват и что делать. Естественно, параллельно идут споры о том, кто будет ремонтировать и чинить. Обращения в органы, курирующие сферу ЖКХ, не имеют никакого эффекта. Даже история названия улицы, где построены дома, для жителей поразительна. Ее называли и в честь летчика Куприянова, и в честь немецкого города Бранденбурга. И потом она переименовалась в улицу Военного городка, что оказалось полной неожиданностью для жителей. Один из них обреченно сказал: «Вся жизнь у нас без электричества и «на потом». Сгущает картину и обшарпанная, невысокая постройка, в прошлом занятая под прачечную. Но сегодня здесь никто не стирает.
Местные обыватели рассказывают, что несколько лет назад полигон хотели приобрести представители бизнеса, и планировалось даже налаживание полетов малой авиации и воздушного сообщения с северной столицей. Жители воспряли духом и уже морально начали готовиться к лучшей жизни. Но спустя время эта информация не подтвердилась, и дела в городке стали еще хуже, чем раньше.
Реакция властей
Многочисленные жалобы жителей военного городка на чудовищные условия проживания не исправили ситуацию. Причем обращения направлялись представителям различных уровней власти, которые в конечном итоге «закрывали» проблему отписками.
Военные городки переживают просто ужасные времена. Сначала с большими проволочками исполняется решение правительства о передаче населенных пунктов на баланс муниципалитетов. Затем, если это все же происходит, местные чиновники заявляют о том, что накопившиеся проблемы решить практически невозможно. В военном ведомстве от людей «открещиваются», поскольку военные городки принадлежат региональным органам власти, дескать, с них и спрашивайте.
Содержание чиновничьих отписок
Проблемы с теплоснабжением, по мнению людей, произошли из-за того, что была подключена котельная №5. Такая мера была предпринята потому, что дома и школы удалены от котельной №3.
А вот как объясняет ситуацию представитель муниципалитета: «В 2003 году осуществлялись ремонтные работы системы отопления в спортзале школы, после которых в нескольких классах существенно снизился температурный режим. Для решения данной проблемы в тепловом узле школы был смонтирован циркуляционный насос, но это только усугубило положение». Почему оно усугубилось – жителям непонятно. Причем власти заявляют, что для того, чтобы в доме появилось тепло, а из крана полилась горячая вода, необходимо провести ремонт теплосети и модернизировать источник теплоснабжения.
А еще чиновники рекомендуют обратиться к инвестиционной программе ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района по реконструкции системы теплоснабжения Гатчинского муниципального района», где предусмотрено создание нового блока котельной.
Есть ли будущее у взлетной полосы?
И, безусловно, до недавнего времени было непонятно, какое будущее ждет аэродром Сиверский. Восстановят ли его?
На сегодняшний момент уже известно, что чиновники из военного ведомства пока не готовы предоставить неиспользуемую взлетную полосу для нужд гражданской авиации. Власти все же надеются, что в ближайшем будущем аэроплощадка будет местом для оказания услуг по перевозке пассажиров. Для этого будет закуплена целая партия лоукостеров. Чиновники хотят продвинуться в решении проблемы и возродить аэродром в Сиверском. Перспективы развития взлетной полосы теоретически существуют. Перевозку пассажиров на ней хотят сделать дешевой, чтобы люди могли путешествовать внутри страны без особых материальных затрат.
Проблема финансирования проекта
Однако для реконструкции объекта и закупки воздушных судов необходимы финансовые затраты, причем немалые. Уже не первый год ходят слухи о том, что финансированием проекта будет заниматься компания «Евросиб», которая еще в 2014 году заявляла региональным чиновникам о готовности к сотрудничеству. И губернатор Ленинградской области, безусловно, понимал необходимость реконструкции некогда элитного аэропорта, но проект содержит немало спорных моментов, поэтому рекомендовал не торопить события, а тщательно взвесить все за и против.
Федеральные чиновники видят препятствие
Однако, несмотря на готовность местных властей рассматривать вопрос о возрождении взлетной площадки в Сиверском, данную инициативу пока не поддерживают в Федеральном министерстве транспорта. Руководитель ведомства Максим Соколов заявил, что, согласно соглашению о ГКЧ Пулково, в радиусе четырехсот километров никакую взлетную полосу строить нельзя. Чиновник подчеркнул, что это только затруднит функционирование авиакомплекса России.
Более того, он добавил, что табу на строительство взлетных полос в определенных случаях – это нормальная международная практика, иначе крупные аэровокзалы будут испытывать финансовые трудности в связи с тем, что на рынке появились новые конкуренты. Но вот глава Ленинградской области придерживается иной точки зрения. По его мнению, новая взлетная полоса априори не станет конкурентом для Пулково.
Да или нет?
Так будет ли реконструирован Сиверский аэродром? 2016 год теоретически можно считать отправной точкой в решении проблемы. Дело в том, что осенью губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и глава структуры ДОСААФ письменно договорились, что легендарная взлетная полоса под Гатчиной все же будет осуществлять гражданские авиаперевозки. Однако, как считают эксперты, такой документ не имеет законной силы, поскольку Сиверский аэродром (Ленинградская область) является собственностью военного ведомства. В результате решение вопроса может затянуться на неопределенный срок.