Гидрокомпенсатор – что это? Стук гидрокомпенсаторов: причины, ремонт

Зазоры клапанов – довольно серьезная тема. Если их неправильно отрегулировать, мотор может выйти из строя. Ранее на автомобилях необходимо было выставлять зазоры каждые 20 тысяч километров пробега. Сделать это несложно, однако здесь важна точность – при несовпадении значений можно своими руками угробить мотор. Сейчас этим никто не занимается. Современные автомобили оснащены таким устройством, как гидрокомпенсатор. Что это за узел? Как он работает? Обо всем этом и не только – далее в нашей статье.

Гидрокомпенсатор – что это?

Данный элемент являет собой гидравлический узел, позволяющий устранить последствия расширений клапанного привода, на которые оказывается воздействие температуры. Во время работы двигатель сильно нагревается. Соответственно, все существующие зазоры под температурой увеличиваются.

Клапана не являются исключением. В результате зазор между соприкасаемыми поверхностями сильно уменьшается. Чтобы это компенсировать, нужны гидрокомпенсаторы клапанов.

Как работает

Гидрокомпенсаторы (ВАЗ-2170 в том числе) являют собой маленькое подобие ручного насоса. Внутри есть шариковый клапан. Через него протекает масло. Под давлением оно начинает выталкивать поршень вверх. Зазор между клапаном и кулачком уменьшается. Отметим, что количество смазки, что подается внутрь, строго дозируется. Малейшее несоответствие произведет больший или меньший подъем поршня, из-за чего зазор отклоняется от нормы.

В ходе работы двигателя возникает выработка, из-за которой данное расстояние вновь увеличивается. Уровень давления в таком элементе, как гидрокомпенсаторы («Приора» – не исключение), падает. Чтобы восстановить это значение, в системе открывается шариковый клапан. Выпускается нужный объем масла под давлением – зазор вновь становится нормальным.

Таким образом, гидрокомпенсаторы («Приора» это или «Гранта» – не имеет значения) выполняют автоматическую регулировку расстояний между кулачком и клапаном. Наличие механической регулировки здесь вовсе не нужно.

Преимущества

Какими плюсами обладает гидрокомпенсатор? Что это за деталь, мы уже рассмотрели. Исходя из вышеописанного, следует сделать вывод, что они значительно продлевают ресурс двигателя. При этом звук работы силового агрегата (в том числе газораспределительного механизма) значительно тише. Это достигается за счет подбора оптимального зазора. В итоге машина не теряет в динамике, отсутствует потеря компрессии, и самое главное – никаких ручных регулировок.

Недостатки

Казалось бы, какие могут быть минусы у детали под названием гидрокомпенсатор? Что это за факторы? Основной недостаток гидрокомпенсаторов – применение исключительно высококачественного масла. Эти маленькие детали настолько капризны, что даже при использовании хорошей смазки (которая уже выработала свой ресурс) могут выйти из строя. Поэтому масло на таких автомобилях следует менять строго по регламенту и не покупать сомнительные продукты. Некоторые автомобилисты надеются на машинные присадки. Заливают их в мотор и ездят по 20 тысяч километров без замены масла.

Это крайне опасно. С каждым километром, пройденном на масле сверх предназначенного ресурса, ремонт мотора становится на порядок дороже. В первую очередь это касается элементов газораспределительного механизма, так как данная деталь тесно связана с его работой. Наличие малейшей соринки в виде выработки колец и вкладышей прекращает работу такой детали, как гидрокомпенсатор. Что это значит? Отверстия, выведенные для масла, забиваются, и поршень не в состоянии выполнять прежнюю работу. В итоге элемент перестает функционировать, не вырабатывая должный зазор.

Проверяем работоспособность

Как мы уже отметили, данная деталь может запросто выйти из строя из-за нарушения правил эксплуатации. Однако предотвратить дальнейшее разрушение мотора вполне возможно, и для этого не нужны специальные инструменты и оборудование. По каким признакам можно определить их поломку? Стук гидрокомпенсаторов – первый «звонок», указывающий на то, что с деталью произошла поломка.

Если во время работы на холостых оборотах возникает характерное «цокотание», значит, один из элементов пришел в негодность – забился или просто вышел срок эксплуатации.

Что делать в таком случае?

Сперва необходимо достать щуп и посмотреть на уровень масла (разумеется, при выключенном двигателе – при работе оно будет разбрызгано по всему щупу). Если он на минимуме, обязательно долейте. Причем только той марки, что использовали ранее. Соблюдайте вязкость. Если использовалась полусинтетика 15w40, лить масло с другой вязкостью и уж тем более иного производителя крайне опасно. Долив до нужно уровня, снова запустите двигатель.

Характерное «цокотание» должно пропасть. Из-за низкого количества масло не поступало в компенсаторы. Соответственно, их поршни оставались в прежних положениях.

Стук не пропал

Более плачевный случай – если при нормальном уровне слышна работа компенсаторов. В такой ситуации возможны два варианта. Первый – машина прошла много километров, и компенсаторы просто исчерпали свой ресурс. Второй – было залито некачественное масло, которое и спровоцировало поломку. Возможно, образовалась закоксовка двигателя – часть нагара осела в гидрокомпенсаторы. Цена новых элементов для отечественных автомобилей составляет 2 тысячи рублей за комплект.

Замена и ремонт

Выполнять ремонт данных устройств, самостоятельно восстанавливать зазор и продувать его крайне не рекомендуется. Специалисты советуют менять детали на новые. Тем более что стоят они относительно недорого.

Итак, для начала необходимо снять декоративную накладку двигателя. Далее извлекается ресивер. Все впускные отверстия герметизируются куском чистой ветоши, чтобы грязь не попала в дальнейшем в камеру сгорания. Затем производится демонтаж модуля зажигания и шланга вентиляции картера. После этого откручиваем болты кронштейна проводов питания инжектора. Если это 16-клапанный мотор, откручиваются 15 болтов клапанной крышки. Ее следует положить в чистое место, дабы грязь не попала в дальнейшем в масло. После этого перед нами видны гидрокомпенсаторы. Чтобы проверить работоспособность каждого, потребуется отвёртка. Плавными нажатиями на верх элемента проверяем движение поршня. Исправный элемент сжимается с большим усилием. Если для этого не приходится сильно надавливать, гидрокомпенсатор вышел из строя и его необходимо заменить. С распредвала (на 16-клапанном моторе их два) демонтируются приводные шестерни, отключается датчик давления масла. Откручиваем крепежные болты корпуса подшипников и гайки кронштейна задней опоры распределительных валов.

Затем извлекаем опору вместе с направляющими свечей зажигания. Извлекаем наружу распределительные валы (обратно устанавливаться они будут по меткам) и кладем их в чистое место. При помощи магнита вынимаем гидрокомпенсатор и толкатель. Устанавливаем на его место новый элемент. Сборку следует производить в обратной последовательности, учитывая метки распределительных валов. После такого ремонта стук гидрокомпенсаторов точно будет устранен.

Итак, мы выяснили, что собой представляет данный механизм, как он устроен и как заменить своими руками.

Комментарии