Водородная бомба РДС-37: характеристики, история

Первое десятилетие после Великой Отечественной войны (ВОВ) легло тяжелым бременем на плечи советского народа. Восстановление промышленности, сельского хозяйства, переход с военного положения обратно на общегражданское происходили под постепенно нарастающим гнётом гонки вооружений и молчаливого противостояния двух великих супердержав того времени: СССР и США.

Инженерные гении обеих стран с каждым годом разрабатывали и воплощали в металле всё более страшное оружие массового уничтожения людей. В этой леденящей кровь гонке Советский Союз вырвался в лидеры еще во время ВОВ, и не отпускал свои позиции вплоть до так называемого "Карибского кризиса". Именно наша страна впервые явила миру двухступенчатую термоядерную водородную бомбу мощностью более 1 Мт, а именно РДС-37.

Новое оружие

Инженерные изыскания по созданию новой супермощной водородной бомбы начались в Советском Союзе еще в 1952 году в сверхсекретном и закрытом конструкторском бюро КБ-11. Однако основная проработка теоретических исследований и моделирование рабочих характеристик началась лишь двумя годами позже.

В том же 1954 году к делу подключились величайшие умы того времени: Я. Б. Зельдович и А. Д. Сахаров. РДС-37 - водородная бомба нового поколения - должна была сказать абсолютно новое слово в военной мощи Советского Союза. И уже 31 мая 1955 года министром среднего машиностроения и заместителем Председателя Совета Министров СССР Завенягиным А. П. было вынесено решение об одобрении предложенной КБ-11 экспериментальной схемы нового оружия.

РДС-37, расшифровка аббревиатуры которой, по разным источникам, звучит как: "Россия делает сама" или "Реактивный двигатель Сталина", а на самом деле это "Реактивный двигатель специальный", получила свою путёвку в жизнь.

Разработка

Эволюционировав из РДС-3, новая технология забрала основные теоретические идеи имплозии, так называемого взрыва, направленного внутрь, гравитационного коллапса. Часть выкладок была позаимствована в том числе и от РДС-6с, параллельно разрабатываемой супербомбе, правда, одноступенчатого типа, которая была успешно испытана в августе 1953 года на полигоне в Семипалатинске.

За основу РДС-37 был выбран принцип гидродинамической имплозии двухстадийного заряда. Прецизионно рассчитать последовательный механизм реакции в то время было довольно сложно. Инженерно-вычислительные возможности начала пятидесятых годов нельзя даже сравнивать с существующей вычислительной техникой. Моделирование режима сжатия вторичного модуля, близкое к сферически-симметричному режиму (имплозия, от англ. implosion - "внутренний взрыв") проводились на отечественном "суперкомпьютере" того времени - на электронно-вычислительной машине "Стрела".

Отличия РДС-37

Характеристики нового оружия свято держали в тайне от простых обывателей. Даже сегодня порой трудно найти достоверные материалы о её параметрах. Точно известно, что главным отличием новой бомбы стало использование ядер изотопов урана-238. Заряд был изготовлен из дейтерия лития-6, очень стабильного вещества, исключающего самопроизвольную детонацию.

Энергия вторичного взрыва, исходя из принципов гидродинамической имплозии, не должна была быть ниже энергии первичного взрыва. Наблюдатели отмечали двойной хлопок при прохождении ударной волны со звуком, напоминающим сильнейший и резкий треск грозового разряда. Световое излучение было такой интенсивности, что на расстоянии трёх километров от эпицентра взрыва моментально воспламенялась и сгорала бумага.

Полигон

Для испытания новой термоядерной бомбы РДС-37, мощность которой оценивалась приблизительно в 3 Мт, был выбран 2-й Государственный центральный испытательный полигон (2 ГЦИП) в закрытом г. Курчатове, на 130 км северо-западнее г. Семипалатинска (территория современного Казахстана). В некоторых картах и секретных материалах этот город также обозначался как "Москва-400", "Берег" (рядом протекает река Иртыш), "Семипалатинск-21", "Конечная" (по названию ж/д станции), а также "Молдары" (село, вошедшее в состав г. Курчатова). Мощность заряда во время испытаний было решено сократить вдвое, приблизительно до 1,6 Мт.

Подготовка

Для уменьшения радиационного воздействия на окружающую инфраструктуру было принято решение активировать заряд РДС-37 на высоте 1500 метров над уровнем земли. Для снижения пагубных воздействий взрыва на самолёт-носитель были приняты меры по увеличению дистанции и меры по снижению теплового воздействия на него. В качестве самолёта-носителя был выбран Ту-16. С нижней части фюзеляжа был смыт лак, все тёмные поверхности были закрашены в белый цвет, уплотнения заменены на более огнестойкие. Саму бомбу укомплектовали парашютом, для снижения выхода на запланированную высоту взрыва.

Советский Союз очень тщательно подготовился к тесту новой бомбы РДС-37. Испытания проводились при закрытом лётном пространстве, самолёт-носитель охраняли истребители МиГ-17, управление полётом и оборудованием велось с командных пунктов ВС.

Для забора проб воздуха от последствий взрыва и наблюдения за перемещением радиоактивного облака было специально выделено несколько Ил-28. 20 ноября 1955 года, утром, в 9 часов 30 минут, самолёт с установленной на специальных подвесах бомбой стартовал с аэродрома Жана-Семей. Однако всё пошло не так, как было запланировано.

Нештатная ситуация

За сводку прогноза погоды на время испытаний отвечал лично главный метеоролог страны Е. К. Федоров. День должен был быть ясным и солнечным. Однако у природы на этот счет имелись свои планы. Во время холостого захода на цель погода испортилась, а небо заволокло тучами. Было решено осуществлять наведение по радиолокационной установке на борту самолёта, но и она вышла из строя. На все запросы диспетчера центр посылал лишь одну команду: "Ждите".

Возникла серьёзная нештатная ситуация. Еще ни разу не была осуществлена вынужденная посадка самолёта с термоядерной бомбой на борту. Центром рассматривались различные варианты, в том числе сброс РДС-37 вдали от населённых пунктов в горах, в режиме "НЕ ВЗРЫВ", т. е. без инициирования ядерного взрыва заряда. По разным причинам они все были отклонены.

Когда топливо было уже практически на нуле, самолёту была разрешена посадка. Это было сделано лишь после того, как Зельдович и Сахаров лично подписали письменное заключение о безопасности посадки самолёта с водородной бомбой на борту.

Взрыв

Спустя два дня испытания были удачно проведены. С самолёта-носителя на высоте 12 км была успешно сброшена РДС-37, которая взорвалась на высоте 1550 м. Двигаясь со скоростью 870 км/ч, Ту-16 был уже на расстоянии 15 км от эпицентра взрыва, однако ударная волна достигла его ровно через 224 секунды. Экипаж ощутил сильное тепловое воздействие на открытые участки тела.

Через 7 минут после взрыва РДС-37 диаметр "гриба" достиг 30 км, а его высота составила 14 км.

Комментарии