Нарушения речи. Классификация основных дефектов

Как известно, в раннем возрасте у детей могут наблюдаться те или иные нарушения в сфере изложения мысли. Чтобы ребенок получил возможность для нормальной социализации, такие недостатки нуждаются в устранении. Давайте же рассмотрим, какие могут быть нарушения речи. Классификация распространенных дефектов будет представлена далее.

Классификация

Дети с нарушениями функций речевого аппарата относятся к особой категории индивидуумов. У них нет отклонений в интеллектуальном развитии по сравнению со сверстниками. Однако дефекты в устной, как и нарушения в письменной речи, непременно негативным образом отражаются на формировании отдельных сторон психики.

Сегодня в сфере логопедии используется несколько классификаций, согласно которым, идентифицируют определенные дефекты в изложении мысли. Первая – психолого-педагогическая. Вторая – клинико-педагогическая.

Какие же положения более объективны при идентификации нарушения речи? Классификация того и другого плана успешно применяется логопедами. Разные точки зрения на одну проблему не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

Клинико-педагогическая классификация

Представленная классификация имеет уклон на содружество с медициной. Однако идентифицируемые дефекты здесь не привязываются к конкретным заболеваниям.

Согласно клинико-педагогической классификации, логопеды выделяют в целом 11 форм нарушений. Две формы касаются нарушения письменной речи. Остальные позволяют идентифицировать недостатки в устном изложении.

Здесь выделяют следующие виды нарушения речи:

  1. Афония – расстройства, которые возникают в результате патологий голосового аппарата. В данном случае могут наблюдаться фоноторные дефекты, искажения голоса, вокальные нарушения.
  2. Тахилалия – ускоренный темп речи.
  3. Брадилалия – патологическое замедление речи.
  4. Заикание – сбои в ритме и темпе речи. Причиной являются периодические судорожные состояния мышц, которые формируют речевой аппарат.
  5. Ринолалия – дефекты в произношении отдельных звуков, что чередуются с изменением тембра голоса. Причиной выступают анатомические дефекты речевого аппарата.
  6. Дислалия – затрудненное произношение звуков при нормальном развитии мышц речевого аппарата и здоровом слухе.
  7. Дизартрия – дефект, суть которого состоит в неправильном произношении отдельных звуков и слов.
  8. Алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи. Причиной чаще всего выступает поражение соответствующих участков коры головного мозга на внутриутробном либо раннем этапе развития ребенка.
  9. Афазия – частичная или полная утрата способности к воспроизведению звуков. Обусловливается наличием локальных поражений мозга.
  10. Дисграфия – специфические, характерные для определенного индивида, нарушения письменной речи.
  11. Дислексия – проявление частичных дефектов в ходе чтения.

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

Идентификация дефектов здесь строится, в основном, на психологических критериях. Согласно классификации, выделяют следующие нарушения:

  1. Фонетико-фонематическая недоразвитость речи – нарушения в произношении звуков и слов родного языка.
  2. Общая недоразвитость речи – проблема системного характера, наличие которой может быть обусловлено умственной отсталостью ребенка. Это, в свою очередь, сказывается на неосознании индивидом смысловых и звуковых сторон компонентов речи.
  3. Заикание – согласно психолого-педагогической классификации, рассматривается как дефект коммуникативных способностей при правильном формировании речевого аппарата.

На что может повлиять недоразвитие речи?

Дети с недоразвитием речи часто страдают от затрудненной, замедленной адаптации в обществе. В целях обеспечения социализации логопедами применяется целенаправленная коррекция дефектов. Без этого у малышей в будущем могут наблюдаться определенные недостатки в интеллектуальной, сенсорной и волевой сферах.

Обладая достаточно развитым мышлением, дети с логопедическими проблемами нередко испытывают затруднения в формировании мысли, построении логических связей. При недостаточном внимании родителей к имеющимся проблемам в речевой сфере позже у ребенка могут возникать сбои и в двигательной сфере. В частности дети с отставанием в развитии речевого аппарата часто неспособны выполнять настолько же скоординированные движения по команде, как их сверстники.

Отклонения могут наблюдаться и в эмоциональной сфере ребенка с нарушением речи. Таким детям присуща неуверенность в себе, отсутствие интересов, повышенная раздражительность, трудности в установлении контактов с окружающими.

Эти и другие проблемы могут коснуться в будущем детей, которые имеют нарушения речи. Классификация и идентификация имеющихся дефектов позволяет своевременно начать работу над устранением недостатков.

В заключение

Вот мы и рассмотрели основные нарушения речи. Классификация отклонений психолого-педагогического плана ранее использовалась в логопедической практике лишь для выявления проблемы. Окончательное заключение принимали неврологи. Сегодня врачи все чаще применяют обе классификации параллельно, поскольку такой подход способствует постановке более точного диагноза и разработке эффективных методов коррекции речи.

Комментарии