Вербальные и невербальные средства общения как показатель профессионализма сотрудника.
В настоящее время коммуникативные компетенции специалистов различных областей играют решающую роль в определении их профессионализма. Умение эффективно общаться с клиентами, партнерами по бизнесу, сотрудниками высоко ценится работодателями.
Коммуникативность как профессиональное качество включает различные параметры общения, в том числе и умение использовать и понимать вербальные и невербальные средства общения.
Вербальные и невербальные средства общения позволяют повысить эффективность делового общения.
К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Умелое использование лингвистических особенностей того или иного языка, правильное употребление слов и выражений, стилей языка выражают образованность говорящего, способствуют достижению целей общения, формируют социальный статус собеседника.
Невербальные средства общения включают позы, жесты, мимику, взгляды, запахи, положение человека в пространстве, организацию межличностного пространства и т.д.
Роль невербальных средств в общении стала изучаться в психологии сравнительно недавно, однако популярность этих исследований сегодня высока. Многие бизнесмены, политики, руководящие работники на собственном опыте убедились в необходимости использовать в деловом общении невербальные средства общения. Психология человека такова, что он неосознанно дополняет свою речь различными жестами и мимикой, выражает негативные или позитивные настроения через взгляды, позы, движения. «Прочитать» этот язык иногда довольно трудно, но необходимо.
Специалистами, изучающими вербальные и невербальные средства общения, выявлена решающая роль невербальных средств общения в передаче информации: около 70% информации воспринимается собеседником зрительно (визуально); звуки и интонация доносят 38% смысла передаваемой информации, а позы и жесты – 55%.
Невербальные средства общения позволяют увидеть и показать точный смысл слов и выражений, а также отношение собеседника к партнеру по общению и к получаемой (передаваемой) информации.
Например, позиция и дистанция между участниками общения говорит о многом. Расположение лицом к лицу двух собеседников (или размещение по кругу нескольких партнеров по общению) создает более доверительную атмосферу.
Умение выбирать позу при приватном разговоре, на совещании, при переговорах тоже немаловажный элемент общения. Закрытость или открытость позы человека свидетельствует об отношении к собеседнику, о психологическом состоянии партнера, о заинтересованности в информации. Скрещивание рук или ног характеризует закрытые позы. Плавное изменение положения тела, умение одним движением подчеркнуть сказанное может снять напряжение в процессе беседы и достичь желаемого.
Огромное значение в коммуникации имеет использование мимики. В первую очередь собеседники стараются понять выражение лица друг друга. Лицо человека -- это богатейший источник информации, который показывает внутреннее состояние, настроение, отношение. Одна и та же фраза, сказанная с различным выражением лица, будет иметь в каждом случае совершенно другое (и даже противоположное) значение. Улыбка, сдвинутые брови, сжатые челюсти, приоткрытый рот, опущенные уголки губ говорят собеседнику о доброжелательности или агрессивности, заинтересованности или игнорировании, принятии или непринятии.
Однако глаза человека считаются наиболее информативными по сравнению с другими невербальными средствами общения. Даже улыбка не может скрыть отчужденность, а рукопожатие не прикроет страх, которые проявлены во взгляде собеседника. Коммуникативные способности специалиста позволяют одним только взглядом поставить точку в деловом общении.
Умело используя вербальные и невербальные средства общения, профессионал позволяет деловому общению состояться именно в том русле, которое необходимо для эффективного бизнеса.