Русский генерал Куропаткин Алексей Николаевич: биография, награды
Генерал Алексей Николаевич Куропаткин родился 17 марта 1848 года в усадьбе Шешурино в Псковской губернии. Его отец был отставным капитаном. Военный дал сыну соответствующее образование, отправив его сначала в Первый кадетский корпус, а затем в Павловское военное училище, которое тот окончил в 1866 году.
Карьера военного
Выпустившись в чине поручика, будущий генерал Куропаткин направился в Туркестан, где проходил службу в 1-м Туркестанском стрелковом батальоне. Уже в юном возрасте он принял участие в боевых вылазках в Кокандском ханстве и Бухарском эмирате. Серьезным испытанием для него стал Хивинский поход. Первый боевой опыт только закрепил желание молодого человека продолжить карьеру в армии.
В 1871 году штабс-капитан Алексей Куропаткин поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Окончил он это учебное заведение первым в списке. Автоматически попав в Генштаб, Куропаткин поехал в международную командировку, во время которой посетил Францию, Германию и даже Алжир. В Африке офицер поучаствовал в экспедиции в Сахару. Он помогал французской армии в подавлении сопротивления местных повстанцев. За это военный получил орден Почетного легиона. Впечатления от путешествия легли в основу книги «Алжирия», изданной в 1877 году.
На службе Отечеству
После Николаевской академии Куропаткин уже не штабс-капитан, а капитан. Вернувшись на родину из Алжира, он добровольно отказался от карьеры в Генштабе и в 1875 году вновь отправился в Туркестан. Там тем временем начался Кокандский поход против Путал-бека. Будущий генерал Куропаткин первым вошел в крепость Уч-Кургана, за что получил орден Святого Георгия 4-й степени. Его руководителем был полковник Михаил Скобелев, командовавший силами Ферганской области.
Во второй раз им пришлось встретиться на полях Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В это время Алексей Николаевич Куропаткин уже носил чин подполковника. Он командовал штабом 16-й пехотной дивизии, а самой дивизией руководил все тот же Скобелев. Вместе они приняли участие в сражениях под Плевной и Ловечей. После знаменитого перехода через Балканы Куропаткин благодарно писал, что многому научился у Скобелева, в первую очередь дерзости и решительности. В битве под Плевной Алексей Николаевич получил тяжелое ранение (рядом с ним взорвался полный зарядов ящик) и выбыл из строя.
После лечения и выздоровления Куропаткин недолго работал в Генеральном штабе. В 1879 году он принял командование 1-й Туркестанской стрелковой бригадой. Затем последовал период дипломатических и военных миссий во Франции, Иране и Китае. В 1880-1881 гг. Куропаткин участвовал в Ахал-Текинском походе. После этого начался семилетний период работы в Главном штабе, где военный занимал разные важные должности.
От администратора до министра
С 1890 года Куропаткин – генерал-лейтенант. В этом чине он командовал войсками, расположенными в Закаспийской области. Здесь военному пришлось проявить свои администраторские способности – край переживал серьезную русификацию. Под его руководством в области стала процветать промышленность, торговля, земледелие, росли селения и города. Началась колонизация Закаспия русскими поселенцами, для чьих детей строились специальные русские школы.
Административная эффективность Куропаткина не осталась незамеченной. В 1898 году его назначили военным министром России. Эту должность генерал Куропаткин занимал шесть лет, вплоть до начала войны с Японией. Кампанию Алексей Николаевич встретил в чине генерал-адъютанта.
Война с Японией
Именно Русско-японская война 1904-1905 гг. стала для Куропаткина главным вызовом всей его карьеры. До последнего момента ходили слухи о том, что его сделают главнокомандующим в самом начале конфликта. Однако на эту должность царь Николай II назначил адмирала Алексеева.
Куропаткин никогда не был своим человеком при императорском дворе. Начавшаяся война позволила сделать его отставку более почетной и гладкой. В феврале 1904 года уже бывший военный министр стал командующим важной Маньчжурской армией, а в октябре – главнокомандующим на Дальнем Востоке вместо потерпевшего фиаско Алексеева.
Еще до этого назначения Куропаткину предстояло серьезнейшее испытание, которое он бездарно провалил. Им стало сражение при Ляояне, завязавшееся 24 августа и закончившееся 3 сентября 1904 года. Началось оно с артиллерийского обстрела русских позиций, устроенного передовыми частями маршала Оямы. Затем японцы предприняли стремительный бросок и захватили несколько важных высот.
Новая атака произошла в ночь на 26 августа. Японцы ударили по 3-му Сибирскому и 10-му армейскому корпусам. Массированный и яростный штурм японцев закончился неудачей. Очень большие потери они понесли на горе Кустарной, где значительное число солдат попало под обстрел русских артиллеристов.
В сложившейся обстановке Куропаткин мог предпринять эффективный удар в тыл по оробевшему противнику. Однако генерал решил отступать. Его войска покинули удобную с точки зрения обороны гористо-холмистую позицию. Место битвы утопало под проливным дождем, солдаты двигались по колено в липкой грязи, теряя артиллерию и умирающих лошадей.
Сражение при Ляояне показало высокий уровень японской разведки. Пользуясь точными данными о движении противника, маршал Ояма не стал мешать русским, ожидая, что их тактический просчет пойдет ему только на пользу. Японцы пережидали страшный ливень в палатках.
Однако в последующие дни, несмотря на неудобные позиции, русские части успешно отбивали все новые и новые атаки. 20 сентября Ояма начал готовиться к отступлению. Куропаткин опередил его на несколько часов. Он боялся флангового охвата, о котором японцы даже не могли мечтать, и первым покинул свои позиции, двинувшись к Мукдену.
Ояма не стал преследовать русских, испугавшись, что те подготовили какой-то сложный и не до конца ясный маневр. Однако вскоре японцы удивились еще больше, когда им ни за что достался оставленный Куропаткиным Ляоян. Здесь они захватили значительные запасы снаряжения, одежды, продовольствия, снарядов. Все эти вещи были привезены на Дальний Восток из Европейской России и должны были помочь при операции по деблокировке Порт-Артура. Однако из-за нерешительности генерала Куропаткина все эти стратегические планы остались в прошлом.
Сражение на Шахе
Следующим крупным сражением для генерала Куропаткина стало сражение на реке Шахе (также его называют Шахэйским сражением). Бой начался 5, а закончился 17 октября 1904 года. Царь был недоволен неудачей при Ляояне и потребовал от Куропаткина наступления на силы маршала Оямы.
Атака длилась два дня. Затем японское командование решило перехватить стратегическую инициативу. 10 октября оно начало собственное контрнаступление. Основной удар пришелся по 10-му и 17-му армейским корпусам. Бои шли с переменным успехом. После нескольких дней противостояния обе армии начали укреплять занятые позиции. Образовавшийся фронт растянулся на 60 километров. Для военного искусства это было совершенно новое явление, позже ставшее обыденностью в период Первой мировой. В результате атак и контратак ни одна из сторон поставленных перед собой задач не выполнила.
Сражение около Сандепу
Сражение на реке Шахе привело к тому, что недалеко от Мукдена сконцентрировалась русская армия величиной в 320 тысяч человек. Этим войском безраздельно управлял ставший главнокомандующим на Дальнем Востоке генерал Куропаткин. В Русско-японской войне уже было достаточно поражений и загубленных операций. Теперь военное руководство не имело права на ошибку.
Именно при таких обстоятельствах 25 января 1905 года началось сражение при Сандепу. Русская армия организовала свое очередное наступление даже вопреки тому, что в то время было не принято вести активные военные действия в зимнее время. К концу первого дня операции Сибирский стрелковый корпус захватил Хейгоутай – важнейший опорный пункт армии маршала Оку. Туда двинулись японские резервы. Сибирскому стрелковому корпусу пришлось остановиться и занять оборонительные позиции.
На следующий день (26 января) японцы отбили атаку 14-й пехотной дивизии. С наступлением ночи два полка еще раз двинулись к соседней деревне, приняв ее за ключевую цель – Сандепу. Однако в темноте маневр не удался. Русские войска захватили совсем другую деревню и в итоге были вынуждены отступить.
Очередная попытка овладеть Сандепу была назначена на 28 января. Японцы, однако, не собирались уступать инициативу и сами перешли в контрнаступление. Главной целью их атаки был неугомонный 1-й Сибирский корпус. К концу дня упорные бои завершились успехом русской армии, а точнее 31-й пехотной дивизии. Ее солдаты заняли несколько деревень в окрестностях Сандепу. Более того, они вышли в тыл к японцам, поставив их в крайне неудобное положение. Фактически противник оказался на грани окружения и поражения.
В этот самый решающий момент между русскими военачальниками вспыхнул конфликт. Куропаткин считал действия своей армии слишком рискованными. Одна из удачных атак вообще была проведена вопреки его указаниям. Инициатива младших генералов главнокомандующего не обрадовала. Он отстранил нескольких ключевых лиц, в том числе стоявшего во главе 2-й Маньчжурской армии Оскара-Фердинанда Гриппенберга. Этот генерал от инфантерии был настолько возмущен действиями Куропаткина, что обвинил его в срыве операции и уехал в Петербург.
Из-за штабных разногласий сражение при Сандепу фактически закончилось ничем. Русская армия вновь не смогла разбить японцев и изменить ход войны. Статус-кво сохранился.
Мукденская катастрофа
Какими бы крупными и обидными ни были прежние неудачи русской армии в войне с Японией, самый главный для нее бой оставался впереди. Этой кульминацией всей кампании стало сражение при Мукдене (19 февраля – 10 марта 1905 года). Кровопролитие велось на фронте длиной в 150 километров. С обеих сторон в него было втянуто около полумиллиона человек. Использовалось 250 новых для военного дела пулеметов и еще 2500 артиллерийских орудий. Боевые действия унесли жизни 24 тысяч человек (еще более 130 тысяч получили ранения).
Мукденское сражение не было одним сражением в классическом понимании этого слова. Оно состояло из множества небольших столкновений, происходивших на разных участках огромного фронта. Мясорубка началась с японского наступления, и именно японцы на протяжении месяца задавали ход всему бою. Несмотря на мужество русских солдат, натиск противника продолжал увеличиваться. После обходного маневра 3-й японской армии Алексей Куропаткин отдал приказ об отступлении. Вскоре противник занял Мукден. Произошедшее в России расценили как катастрофу.
Неутешительные итоги сражения вывели из себя власть. Алексей Куропаткин был лишен звания главнокомандующего. Остаток войны он провел во главе 1-й Маньчжурской армии. На его место пришел Николай Линевич. Кампания, впрочем, к тому времени уже была проиграна. Вскоре Япония смогла навязать удобные для нее условия мирного договора.
Анализ ошибок
Закончившаяся Русско-японская война 1904-1905 гг. стала причиной первой российской революции. Позорный Портсмутский мир заставил многих военных задуматься о причинах небывалого в истории страны поражения от противника, которого еще совсем недавно никто не воспринимал всерьез. На волне этих настроений генерал Куропаткин уединился в своем имении и принялся за сочинение книги о прошедшей кампании. Его четырехтомник «Записки о Русско-японской войне» был издан в 1906 году.
Конфликт с восточным соседом продемонстрировал, что прежний тактический и стратегический опыт XIX столетия стал неактуальным. В своем труде бывший военный министр России отметил ключевые организационные недостатки русской армии, которые в итоге и привели к крайне болезненному поражению. Они заключались в неправильной подготовке солдат, мобилизации, техническом оснащении и т. д. Война с Японией привела к катастрофе, но весь мир спешно готовился к еще более крупномасштабной войне. В этих условиях Россия нуждалась в комплексной реформе армии. Хотя Куропаткин и подал в отставку, он оставался членом Государственного совета и старался способствовать модернизации вооруженных сил.
Снова на фронте
В 1914 году началась Первая мировая война. Алексей Николаевич Куропаткин, военные чины которого сохранились, несмотря на обидные поражения, сразу же попросился в действующую армию, на что получил отказ от великого князя Николая Николаевича. Первые месяцы конфликта он занимался организацией помощи тяжелораненым офицерам.
Только в сентябре 1915 года, когда главнокомандующим стал Николай II, Алексей Куропаткин был назначен командовать гренадерским корпусом. В следующем феврале генерал был поставлен во главе всего Северного фронта, расположенного на берегах Западной Двины. На этой должности он сразу же принялся за подготовку к наступлению. Операция развернулась недалеко от Риги, где действовала 12-я армия. Солдаты овладели несколькими линиями тщательно охраняемых окопов, однако из-за давления на флангах отступили на прежние позиции.
Несмотря ни на что, генерал Куропаткин, биография которого состояла из множества взлетов и падений, не терял надежды добиться успеха в борьбе с немцами. С 21 по 26 марта 1916 года продолжалось наступление его сил в окрестностях Якобштадта, где образовался плацдарм. В ходе этой операции русским войскам удалось продвинуться всего лишь на несколько километров.
14 апреля Куропаткин участвовал в совещании Ставки, на котором председательствовал император. Генерал выступил с докладом об обстоятельствах неудачи недавнего наступления. Причинами провала операции были названы плохие погодные условия, разбитые дороги и ошибочное использование артиллерии.
Летом на юге начался знаменитый Брусиловский прорыв. Куропаткин, остававшийся в Прибалтике, бездействовал несколько недель и только в июле предпринял атаку на Бауск, в которой приняла участие все та же 12-я армия. Соединение потеряло 15 тысяч человек, однако даже после шестидневных боев не смогло завладеть городом. Неудача Куропаткина осталась незамеченной на фоне эйфории от Брусиловского прорыва.
Конец службы и последние годы
В июле 1916-го Куропаткин был отправлен в уже знакомый ему Туркестан, где он стал генерал-губернатором и командующим войсками. В этом чине он встретил Февральскую революцию. Новое правительство сохранило ему должность, подтвердив ее специальной телеграммой. Однако на свою беду генерал Куропаткин, награды которого уже мало кого интересовали, вступил в конфликт с советом солдатских и рабочих депутатов Ташкента. Командующего сначала поместили под домашний арест, а после, лишив должности, отправили в Петроград.
Летом 1917 года во всю силу работал Александровский комитет о раненых. Имея опыт заботы о офицерах-инвалидах, туда вступил и генерал Куропаткин. После революции он вернулся в родную Псковскую губернию, где прожил остаток старости. Алексей Николаевич организовал сельскую школу и управлял местной библиотекой, в которую поместил свои собственные значительные фонды. Позже его материалы, оставшиеся в том числе после работы над книгой о Русско-японской войне, были перенесены в Российский государственный военно-исторический архив. Алексей Куропаткин скончался 16 января 1925 года в возрасте 76 лет.
Награды
За героизм и мужество под Плевной в 1878 году Куропаткин получил золотую саблю с пометкой «За храбрость», а также ордена Святой Анны и Святого Станислава 2-й степени. После войны с Турцией он также удостоился многих иностранных наград. В их числе был врученный сербскими властям орден Таковского креста. Тогда же Куропаткин получил медаль «За храбрость» от Черногории. Позже от балканских стран ему достался еще и орден Звезды Румынии, а также орден «Святой Александр» Болгарии.
За провальную Русско-японскую войну Куропаткин наград не получил. А вот в 1890-е ему были вручены орден Белого Орла и орден Святого Александра Невского. Накануне войны с Японией к этой награде добавились специальные алмазные знаки, демонстрировавшие особенные заслуги генерала перед государством.