Дуополия - это... Модели Курно, Штакельберга, Бертрана
Дуополия – это структура рынка, при которой два субъекта, защищенные от появления других продавцов, выступают в качестве единственных производителей стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Рассмотрим эту модель подробнее.
Дуополия: значение
Данная структура позволяет проиллюстрировать воздействие предложений отдельного продавца на равновесный выпуск по отношению к ответу конкурента. Эта модель была предложена французским ученым Курно. Дуополия в экономике представляет собой следующую схему. Каждый из двух субъектов предполагает, что конкурент будет сохранять свой выпуск на текущем уровне без изменений.
Дуополия: что это такое?
Рассмотрим, как действует схема. Дуополия – это модель, которая основывается на 2 предположениях о поведении предприятия. В первую очередь каждая компания ориентируется на получение максимальной прибыли. При этом фирма полагает, что если она изменит объем своего выпуска, другая организация сохранит собственный на текущем уровне. В таких условиях равновесие на рынке достигается следующим способом. Допустим, в регионе присутствуют продавцы А и Б. Они реализуют идентичный товар. Для других субъектов вход на рынок закрыт. Предположим, предприятие А начинает выпускать товар первым. Оно захватывает весь рынок и предполагает, что на нем не появится конкурентов. В такой ситуации компания ведет себя как монополист. Однако сразу после начала производства на рынке появляется предприятие Б. Оно полагает, что компания А не будет менять тот объем выпуска, который был достигнут. Компания Б увеличит предложение. Это, в свою очередь, спровоцирует снижение цены продукции. Предприятие Б будет периодически увеличивать объем, а фирма А – уменьшать. Итоговый равновесный выпуск у каждой компании достигнет 1/3, а общий производственный объем 2/3 конкурентного.
Выводы
Из приведенного выше описания видно, что дуополия – это такая ситуация, при которой одна из фирм выбирает объем выпуска, максимизирующий ее доход. После этого второе предприятие, полагая, что уровень производства будет неизменен, устанавливает собственный, направленный на получение как можно большей прибыли. Данный процесс протекает поэтапно до момента достижения компаниями равновесия.
Специфика
Дуополия – это некооперативное равновесие. Каждое предприятие принимает решения, предполагающие максимально возможные доходы при определенных действиях конкурентов. Равновесие можно представить с помощью кривых реагирования. Линия показывает максимизирующие объемы производства, которые будут реализовываться одной компанией, если известен уровень другой фирмы. Основная модель предсказывает тенденцию уменьшения цены до предельных издержек по мере увеличения количества продавцов. Добавление вероятных изменений будет ранжировать олигополистические модели образования стоимости от конкуретных до монопольных.
Схема Штакельберга
Эта модель является развитием структуры Курно. В схему добавлено асимметричное поведение предприятий. Другими словами, предполагается, что какая-то из фирм будет вести себя агрессивно, то есть станет лидером. Другое предприятие будет последователем (пассивное поведение). Лидер выбирает объем производства первым. Он будет максимизировать прибыль с учетом того выпуска, который будет осуществлять последователь. Первое предприятие полагает, что вторая фирма тоже хочет получить высокий доход, но при уже существующем предложении. Это позволяет лидеру с большой точностью предсказывать объемы выпуска последователя. Это рыночное взаимодействие обладает характером количественной (неценовой) дискриминации со стороны активной фирмы. Ключевое значение при этом имеет "первый ход" – выбор объема производства и, соответственно, стоимости товара.
Альтернативный вариант
Достоинством схемы Штакельберга выступает то, что компании конкурируют по количественным показателям. Между тем в действительности фирмы стараются бороться по ценам. Эти соображения вызывают сомнения в результатах реализации модели установления равновесного объема. С критикой структуры Курно выступил французский экономист Бертран. Он предложил альтернативный вариант, который базируется на следующих предположениях. Если компании реализуют однородную продукцию, то потребители будут ее приобретать у той фирмы, которая устанавливает более низкую стоимость. Кроме этого, предприятия определяют цены, а рынок – объем выпуска. В соответствии с моделью каждая компания устанавливает стоимость, максимизирующую прибыль. При этом она полагает, что цена товара конкурента будет неизменной. Именно за счет этого рынок движется к равновесному состоянию, при котором ни одно из предприятий не хочет корректировать стоимость продукта.