Высокое Средневековье: искусство и культура

Высокое Средневековье - один из определяющих периодов в истории человечества. В те далёкие и тёмные времена формировалась современная цивилизация. Исчезали древние устои и появлялись новые. Значительно увеличилась численность населения. Произошёл культурный переворот.

Племена объединялись в народы, которым затем суждено было создать современные европейские страны. Средневековое искусство до сих пор является предметом исследования историков.

Исторические события

Высокое средневековье началось с масштабных завоеваний. Государства древнего мира канули в Лету, а на их месте появилось множество новых. В одиннадцатом веке началось завоевание Британии. До этого она контролировалась различными языческими племенами. Первыми в Англии высадились норманны. Местные бритты оказывали им ожесточённое сопротивление. Но примитивное оружие не могло победить сталь и железо. За несколько лет была освоена Англия и почти вся Ирландия. Затем завоеватели подчинили себе и Шотландию.

На севере Европы также произошли серьёзные изменения. Древний уклад жизни викингов был разрушен. Население приняло христианство. Скандинавские королевства были объединены в одно государство. Началось освоение Прибалтики. Однако к тринадцатому веку единая держава распалась на несколько княжеств. Аналогичные процессы происходили и на территории современных Германии и Франции. Началось зарождение династий, которые последующие столетия восседали на тронах западной Европы.

Славяне

Высокое Средневековье оказалось благоприятным периодом для развития древнерусского государства. На тот момент оно было одним из самых больших в мире. Культура и ремесло превосходили европейские. Это связано с более ранним этногенезом восточных славян, которые ещё в пятом веке перестали вести племенной уклад жизни и объединились в один русский народ. Те же процессы происходили и на Балканах. Однако естественному развитию помешало, не виданное до этих пор, нашествие малоразвитых кочевых племён - монголов. Ослабление центральной власти помешало русским князьям объединиться и все они пали под натиском орды. После этого процесс развития культуры, архитектуры и ремесла был сильно замедлён.

Развитие христианской культуры

Высокое Средневековье охарактеризовалось полной победой христианства в Европе. Ещё в более ранний период многие влиятельные страны перешли в единобожие. Однако к одиннадцатому веку древние языческие верования были всё ещё сильны. В Британии и Скандинавии население крайне медленно переходило в новую веру. Способствовала этому изолированность этих регионов. Отсутствие сухопутной связи с материком делало миграцию крайне проблематичной.

Однако этот фактор помог избежать нашествий кочевников, которые ввиду своей неразвитости не могли строить корабли в достаточном количестве.

Нова вера оказала определяющее влияние на культуру. Отныне появлялись строгие запреты и моральные принципы, в соответствии с которыми нужно было жить. Больше всего на жизнь европейцев повлияли изменения института семьи. К началу данного исторического периода во многих краях (особенно в Скандинавии) сохранялись устойчивые полигамные отношения. Христианство же запрещало подобное. Институт брака привёл к изменению роли женщин в обществе. Твёрдые патриархальные принципы определяли отношения в семье. Сама же семья, состоящая из мужа, жены и детей, разрушила родовые связи. Властные структуры в виде церкви имели высокое влияние на повседневную жизнь населения.

Культурные перемены: развитие иерархической системы

Культура Высокого Средневековья предопределила разделение народа на классы и касты. Чётко выделялись касты правителей, военных, духовенства, крестьян, рабов. У бедного и необразованного населения появилась культура осознания и переосмысления личностной свободы. Во многих странах изменяются системы управления. В Англии и Священной Римской Империи появились свои парламенты. Привилегированный класс имел свои традиции и ритуалы. Но подобные явления были и в ранних исторических периодах. Культура Высокого Средневековья была серьёзно подвержена влиянию схоластики.

А её блюстителями был как раз новый класс - духовенство.

Живопись

В изобразительном искусстве наибольшее развитие получила живопись. Отныне чётко выделялось несколько направлений и способов написания картин. Романский период высокого средневековья был охарактеризован слабым развитием живописи. Этому виду искусства отводилась роль малярства, то есть вспомогательной обработке стен храмов. Но к началу тринадцатого века отношение к художникам изменилось. Во Франции создавались ордена живописцев. Они разукрашивали престолы в храмах и создавали панно, фрески, иконы.

Художники занялись систематизацией своих умений. Появились новые приёмы. Например, понятие глубины и перспективы. Придание объектам объёмности и реальности стало самой сложной задачей для средневековых мастеров. В полной мере овладеть навыком глубины им так и не удалось. Это способствовало созданию общепринятого стиля, который позже назовут готическим. Живопись и иконопись постепенно вытесняли фрески. Этот вид искусства был крайне трудным и долгим. Кроме того, на создание одной небольшой фрески требовались значительные ресурсы. И многие, исповедующие смиренность и жизнь в нищете, ордены просто не могли себе такого позволить.

Скульптура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось кардинальными переменами в скульптуре. Если другие виды изобразительного искусства развивались относительно плавно, то скульптура получила настоящий рывок. Основным мотивом были библейские сцены. Высокая концентрация скульпторов была на территории современной Италии. Появившиеся в эпоху Возрождения знаменитые и сегодня скульптуры были прямым продолжателями готического стиля.

В романский период появились изделия из бронзы и меди. Например, двери в Гильдесгеймский собор.

Методы

Впервые были применены новые материалы для резьбы. В Германии переосмыслили резьбу по дереву. Однако из-за специфических свойств древесины эти произведения искусства практически не дожили до наших дней. Также германские народы славились изготовлением масштабных триумфальных арок. Они были в романическом стиле, но с сильным готическим оттенком. Во многих городах современной Германии эти произведения искусства до сих пор манят туристов.

Понятие рельефа на саркофагах и гробницах появилось лишь к началу двенадцатого века. За короткий срок этот способ обработки стал крайне популярен в Западной Европе. Во всех произведениях особо резко чувствовался дух той эпохи. Мистика и мечтательность, осознания бренности и конечности бытия. Конечно же, это обусловлено тем, что период Высокого средневековья был под властью схоластической философии.

Культурный переворот и ранний гуманизм

Ранние периоды Средневековья принято называть "тёмными". Религиозные гонения, безумные правители, дикие законы и прочее оставили серьёзный след на истории человечества. Но к тринадцатому веку старый уклад был полностью переосмыслен. Огромный прирост населения позволил появиться крупным городам в каждом регионе. В городах огромной популярностью пользовались эстетические виды развлечения. Одним из таких был театр. Уже к началу десятого века на богослужениях ставились небольшие пантомимы. Затем это переросло в отдельный вид искусства. Театр стал затрагивать бытовую тематику, таким образом отходя от готики и схоластики.

Появились первые труды на тему ценности человеческой жизни. Философы позволяли в своих рассуждениях отходить от схоластической предопределённости бытия. Больше внимания уделялось роли человеческого выбора. Таковыми были первые зачатки гуманизма. Городская культура более всего была подвержена таким веяниям. Развитие личности пришло на смену смиренности и покорности.

Архитектура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось новым готическим стилем в архитектуре.

На тот момент центром получения знаний являлись храмы и церкви. И любой вид искусства был неразрывно связан с богоугодными мотивами. После конца эпохи романизма были изобретены новые методы обработки камня, геометрические решения, строительные инструменты. В экономической жизни возрастает роль городского сектора. Появляются цеха и сообщества вольных каменщиков. Европейские соборы Высокого Средневековья являются наилучшими символами эпохи.

Помпезность и размах строительства удивляют современных исследователей. Постройка собора могла длиться больше сотни лет. А возле строительных площадок появлялась уникальная культурная среда рабочих коммун, которые фактически сами регулировали свою общественную жизнь.

Различные стили

Классическим отличием готической архитектуры является наличие двух вытянутых башен. Колокольни могли располагаться как внутри них, так и между. Западный фасад щедро украшался. Вход поддерживался колоннами. После разработки каркасного метода они были лишь элементом украшения. Классическим готическим стилем принято считать французскую модель. Соборы Высокого средневековья в Германии отличались строгим соблюдением пропорций. Заметный перфекционизм был и в оформлении фасада.

В Центральной Европе преобладала так называемая кирпичная готика. Соборы из кирпича имели сходство с архитектурой романического периода. Их устанавливали на площадях крупных городов. Огромные круглые башни были отличительной чертой. Собор святой Варвары и костёл святого Иакова являются классическим примером чешской архитектуры. Нидерландская готика отличалась строительством храмов с одной высокой башней-шпилем.

Своды выполнялись из древесины, что привносило романическую и даже более раннюю атмосферу.

Западноевропейская культура Высокого средневековья

Впервые, со времён Римской империи, на культуру Западной Европы стала оказывать своё влияние наука. Развитие медицины, геометрии, философии и других наук привело к трансформации в отдельные отрасли. Контроль церкви был слишком большим, поэтому учёные были вынуждены подчиняться буллам Папы Римского. Но при этом аскетическое мировоззрение ставилось под вопрос.

В народе же появилась новая феодальная культура. Появились огромные хозяйства с замкнутым циклом. Землёй владел сеньор. В качестве наместников правили феодалы. Крестьяне же были в полной зависимости от них. Они не принимали никакого участия в экономической жизни и не могли влиять на политические решения. Тем не менее развитие торговых отношений позволило "простым" людям выбиваться в элитное общество.

Во Франции, Англии и некоторых районах Испании появились институты судов. Некоторый плюрализм допускался и в кругу королевских советников.

Заключение

Высокое Средневековье в Европе имело уникальную культуру и жизненный уклад. Развитие феодализма сказалось на общественных взаимоотношениях. Контроль церкви стал ослабевать. Если раннее Высокое Средневековье характеризовалось полным отсутствием развития новых направлений в искусстве, то к тринадцатому веку появилось больше десятка таких направлений. Живопись и в особенности архитектура оказали решающее влияние на деятелей последующей эпохи Возрождения. Рост численности населения привёл к проникновению культуры в самые бедные слои.

Комментарии