Культурная среда: определение, составляющие, функции и задачи

В статье пойдет речь об основных компонентах культурной среды человека.

У Робинзона Крузо, когда он попал на необитаемый остров, первоначально не могло сформироваться никакой культурной сферы, несмотря на то, что сам Робинзон принадлежал в английской культуре 17 века. На острове не было никого, с кем он мог вступить в общение и взаимодействие, что и стало бы началом процесса образования новой среды.

Таким образом, культурное пространство – это явление общественное, для его возникновения требуется социум и социальная ситуация, которая образуется только в результате устойчивых контактов нескольких людей. Только с появлением на острове Пятницы началось формирование культурного пространства острова. Среда – это процесс взаимодействия двух и более человек.

Понятие о культурном пространстве

Культурная среда - это явление общественное, для ее формирования требуется социальная ситуация, которая образуется только в результате контактов между людьми. Но она не является результатом суммарного взаимодействия и общения. В повседневной жизни общение и взаимодействие могут быть игровыми, ситуативными, нормативными, девиантными.

Культурная среда – это культура, но рассматриваемая в ее пространственном воплощении; это комплекс предпочтений населения, сосредоточенных в границах определенного пространства. Данные культурные предпочтения проявляются в социальном поведении людей.

Развитие культурного пространства

Развитие культурной среды – это был длительный процесс, причем нет точной даты возникновения и становления его. Но, несмотря на это, хронологические границы вполне явные. Если считать, что человек возник примерно 40 тысяч лет назад (согласно новым данным – 80 тысяч лет назад), то первые элементы культурного взаимодействия возникли примерно 150 тысяч лет назад. А так как под культурой мы понимаем, прежде всего, духовные проявления, то именно эта дата является более приемлемой. То есть, иными словами, культура значительно старше человека. В этот период времени и шел процесс становления и эволюции культурной среды человека.

История культуры

Условно выделяют пять больших периодов формирования культурной среды:

  • Первый. Начался 150 тысяч лет назад и завершился в 4 тысячелетии до нашей эры. Это культура первобытного человека или период младенчества человечества. Человек учится говорить, но еще не умеет писать. Он сооружает первые жилища - пещера. Человек создает первые произведения искусства: скульптура, живопись, рисунки, основная черта которых наивность. В это время складывались первые религиозные культы. Например, культ мертвых, ритуалы, связанные с охотой и погребением. Человек во всем видел чудо, все, что его окружало, казалось ему магическим и загадочным. Даже окружающие предметы воспринимались им как живые, именно поэтому с ними у человека устанавливались тесные связи.
  • Второй период с 4 тысячелетия до нашей эры по 5 век нашей эры. Это самый плодотворный этап эволюции культуры человечества. Она развивается на основе цивилизации, имеет не только магический, но и мифологический характер, так как основополагающую роль в ней начинает играть мифология, в которой вместе с фантазией присутствует рациональное зерно. Основные культурные центры – Древний Египет, Китай и Индия, Двуречье, Древний Рим и Греция, народы Америки. Все эти центры отличались самобытностью и внесли весомый вклад в развитие культуры человечества. Это период возникновения и развития математики, философии, медицины, астрономии. Достигают классических форм скульптура, архитектура, барельеф.
  • Третий период (V-XIV века). Это культура Средневековья, время рассвета религий – буддизма, христианства, ислама. Это период первого кризиса самосознания человечества. В данное время наряду с уже существующими цивилизациями появляются новые: Западная Европа, Византия, Киевская Русь. Ведущими культурными центрами этого периода становятся Китай и Византия. Интеллектуальное и духовное господство над человеком имеет религия.
  • Четвертый период охватывает XV-XVI века и называется Эпохой Возрождения. Этот период характерен в основном для европейских стран. Это переходное время от Средневековья к Новому времени. Для него характерны глубокие изменения. Главной идеей становится гуманизм, вера в Бога уступает место вере в разум и в человека. Высшей ценностью в обществе становится жизнь человека и он сам. Все жанры искусства переживают невиданного расцвета. Это эпоха великих географических открытий, открытий в астрономии, анатомии.
  • Пятый период начинается с середины XVII века. Это период рождения естествознания, главными ценностями человека становятся наука, интеллект, разум. Это эпоха капитализма и экспансии западноевропейской культуры на другие континенты и на Восток.

Культурная среда была предметом философского анализа еще с эпохи античности. Но особую остроту вопрос приобрел в XIX веке, когда культура человека стала связанной с социально-политическими, правовыми, экономическими и нравственными проблемами народов Западной Европы, которые претендовали на первенство во всем мире. В это время сформировались две точки зрения на культуру:

  • Одна ее рассматривает как средство облагораживания человека, превращение его в творческую, гармоничную личность, носителя цивилизационного зерна.
  • Вторая точка зрения считает культуру средством, превращающим человека в покорное послушное орудие.

Структура

Культурная среда состоит из четырех составляющих:

  • Символическая деятельность, которая выполняет функции обучения людей нормам поведения, принятого в обществе.
  • Нормативно-социальное поведение - форма взаимодействия.
  • Язык, с его помощью осуществляется социальное взаимодействие.
  • Нравы, с их помощью осуществляется регулирование социальных взаимодействий.

Символическая деятельность

Важнейшей составляющей культурной среды является символическая деятельность и ее продукция, которая не производится природой, а только людьми.

Всю символическую продукцию человечества делят на типы:

  • Вербальная: фольклорные и религиозные тексты, философские и научные произведения, литературные и публицистические труды.
  • Невербальные произведения: скульптурные, изобразительные, музыкальные, архитектурные, хореографические, кинематографические и другие.
  • Религиозное искусство и ритуалы.
  • Военные ритуалы.
  • Социальный этикет.
  • Политические символы: флаги, гербы печати, униформы.
  • Мода, прическа, макияж.
  • Ордена и медали.
  • Знаки принадлежности к организациям или политическим партиям.
  • Украшения.

Символическая деятельность и ее продукция необходимы обществу в первую очередь для обучения правилам поведения (формирует культурно-образовательную среду).

В животном мире обучение правилам поведения осуществляется путем автоматического повтора детенышами поведения взрослых особей. У человеческих детей в младенчестве происходит то же самое. Но социальное поведение с возрастом меняется, в зависимости от ситуации и реакции на нее. Именно поэтому человек учится социальному поведению всю свою жизнь, корректируя эмоциональные реакции.

Кроме того, символическая деятельность и ее продукция играют весомую роль в формировании психики человека, в интеллектуальном и нравственном его развитии.

Социальное поведение

Другим фактором культурной среды, без которого невозможно ее становление, является социальное поведение людей. Оно может быть игровым, ситуативным, нормативным. Культурным является именно нормативное повседневное поведение: обычаи (поддерживаются исторической традицией), церемониальный тип поведения (утверждается властными структурами), рациональное нормативное поведение (определяется разумом человека).

Нормативное поведение регулирует не производственные, а бытовые взаимодействия между людьми.

Поведение играет важную роль в становлении культуры и культурной среды. Благодаря ему люди осуществляют социальное взаимодействие, обретают общие интересы, устанавливают иерархические порядки. Но главное то, что социальное поведение придает взаимодействию людей ритуальный тип общения. То есть культура – это ритуал социальных взаимодействий.

Значимость ритуала в жизни общества очевидна. Множество примеров тому события, когда миллионы людей подвергались жестокому наказанию за неверное исполнение религиозных обрядов, за вольное толкование господствующей идеологии или иные нарушения социальной нормы поведения.

Язык

Язык и его словарный состав является примером культурного порядка. С помощью языка определяется устойчивый порядок словосочетания и словоупотребления. Язык – это форма культуры, которая воплощает свойственные ей черты: социальная распространенность, повторяемость, устойчивость.

Корпусом культуры является словарный запас. Он отражает то, что есть в культурном пространстве. Язык является основным средством общения, он способствует пониманию информации. Культурная среда формируется только в ситуации интенсивного, постоянного и свободного общения группы людей.

Нравы

Комплекс средств, благодаря которым осуществляется культурная регулировка социального общения, очень большой.

Ниже приведены средства, которые принимаются специально и с помощью которых осуществляется культурное и социальное регулирование поведения людей под угрозой применения насилия:

  • Идеология.
  • Законы.
  • Официальные обряды, церемонии, этикет, ритуалы.
  • Этические, нравственные и моральные ценности.

Все эти средства культурной регуляции можно назвать термином «нравы». Они занимают ту нишу, в которой практически не действует контроль со стороны властных структур. В наши дни нравы регулируют групповые отношения. С их помощью происходит управление поведением людей без угрозы и наказания, а из-за опасности ограничения общения. Именно психологическая зависимость человека от интенсивного общения настолько высока, что данная угроза является достаточно действенной.

Специфическое пространство

Итак, культурная среда - это специфическое пространство социального ритуализированного поведения людей, которое функционирует и формируется в ходе осуществления коллективной жизнедеятельности:

  • Обучение – освоение приемов и правил ритуального поведения в обществе на примерах образов героев литературных, религиозных, фольклорных, художественных произведений.
  • Практическое применение – то есть осуществление ритуалов в форме повседневного поведения.
  • Информационный обмен – обобщение результатов социального поведения, обмен информацией, который осуществляется с помощью языка.
  • Культурное регулирование - управление поведением с помощью нравов.

Проблемы коллективного сосуществования

Система осуществления и обеспечения социального поведения обеспечивает решение следующих задач (проблем):

  • Облегчает взаимодействие людей в обществе.
  • Упрощает общение.
  • Поддерживает порядок ценностей в обществе.
  • Демонстрирует лояльность людей к социальным порядкам, которые господствуют в обществе.

Вместо заключения

Культурная среда – это динамическое образование, которое меняется с сознанием общества. Она является сферой социального сознания людей. Культурное пространство – это не просто территория культурных взаимодействий, а особая среда общественных ритуалов, социального поведения. Сохранение культурной среды - очень важный аспект развития общества. Это сбережение не только традиций, ритуалов и нравов, а, прежде всего, самосознания человеческого общества.

Комментарии