Кинематографист Александр Бородянский
Написано множество интересных книг, не меньше создано экранизаций. Чтобы литературное произведение перевести на кинематографический язык, следует иметь специальное образование, опыт и, самое главное, талант. В России немало одаренных сценаристов. Один из лучших – Александр Бородянский.
Краткая биография
Немного известно о личной жизни такого выдающегося кинематографиста, как Александр Бородянский. Биография героя этой статьи началась в 1944 году. Родной город – Воркута. Сочинять Александр начал с ранних лет. Уже в начальных классах он писал небольшие эссе и рассказы.
Любовь к кинематографу пришла, когда будущему сценаристу исполнилось тринадцать лет. На экраны тогда вышла военная драма «Летят журавли». Александр множество раз смотрел великую киноленту Михаила Калатозова и понял, что создание фильмов – это то, чем он хочет и будет заниматься всю жизнь. Однако как именно будет называться его профессия, он тогда точного представления не имел: режиссер или сценарист?
После окончания школы Александр Бородянский определился с выбором дальнейшего пути. Все эти годы он развивал свои литературные способности, сочиняя небольшие произведения. А потому поступил во Всесоюзный кинематографический институт на сценарное отделение.
После получения диплома Александр Бородянский приехал в Москву и устроился работать на Мосфильм. Известный кинодраматург женат, имеет сына и дочь. Проживает в Москве, на улице Мосфильмовской, недалеко от родной киностудии.
Творческий путь
Бородянский Александр Эммануилович создал несколько десятков сценариев. Фильмы, снятые по ним, в большинстве своем стали классикой отечественного кино. Он сотрудничал со многими выдающимися советскими и российскими режиссерами. Знаменитые фильмы одного из лучших отечественных кинематографистов Карена Шахназарова сняты именно по его сценариям.
«Афоня»
Бородянский Александр – сценарист, создавший первое свое произведение для кинематографа в 1974 году. На экраны спустя годы вышел фильм Георгия Данелия. Его посмотрели миллионы жителей страны. Фильм, созданный по сценарию Бородянского, вошел в золотой фонд советского кино.
История Афони чрезвычайно проста. Он любит выпить, помечтать. Однако отличается от коллег ленью и безалаберностью. Афоня тратит свои лучшие годы впустую. И даже не знает, что единственный близкий человек, который вырастил его, уже год как в сырой земле, а девушка, что появляется время о времени, любит его со школьной скамьи. Но фильм имеет счастливый конец. Афоня меняет свои взгляды на жизнь, а в последнем эпизоде картины встречается с любящей его девушкой.
Таково краткое содержание сценария, с которым дебютировал в кино Александр Бородянский. Фильмы, созданные по его произведения, представляют собой незамысловатые истории из жизни простых людей. В сценариях Бородянского грусть и юмор присутствуют ровно в той пропорции, которая необходима для создания выдающейся картины.
«Мы из джаза»
До 1982 года Бородянский написал шесть сценариев. Серди них:
- «Инспектор ГАИ».
- «Душа».
- «Смотри в оба».
А в 1983 году состоялась премьера фильма Шахназарова, который был признан лучшей музыкальной картиной. Называется фильм «Мы из джаза». Главные роли исполнили Александр Панкратов-Черный и Игорь Скляр. Эти имена известны многим. Мало кто из зрителей интересуется тем, кто является автором сценариев к известным фильмам. А ведь именно от кинодраматурга зависит во многом успех картины.
Над сценарием к этому фильму Бородянский работал вместе с Шахназаровым. В этом тандеме создано несколько ярких выдающихся картин: «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Американская дочь».
Бородянский и Шахназаров
«Зимний вечер в Гаграх» повествует о жизни одинокого, всеми забытого немолодого человека. Алексей Беглов – мастер чечетки. Однажды к нему подходит странноватый молодой человек и просит научить танцевать степ. Зовут его Аркадий. И у него нет никаких шансов стать профессиональным чечеточником, но Беглов привязывается к нему. Даже тогда, когда по телевидению по ошибке объявляют о смерти Беглова, о старом артисте никто не вспоминает. Рядом в тяжелые минуты оказывается лишь Аркадий.
«Курьер»
Спустя несколько лет после премьеры картины «Зимний вечер в Гаграх» Шахназаров написал повесть «Курьер». Произведение следовало адаптировать, чтобы затем снять по нему фильм. Александр Бородянский написал сценарий. Главной задачей его было создать интересные живые диалоги. Ведь характеры и мировоззрение героев фильма «Курьер» раскрываются именно благодаря, казалось бы, незначительным репликам. Бородянский с этой задачей справился. В 1986 году на экраны вышел фильм, который стал настоящим событием в отечественном кино. За эту работу сценарист был удостоен Государственной премии.
«Цареубийца»
Нетипичной работой для творческого союза Бородянского и Шахназарова стала кинолента, повествующая о психиатрической лечебнице. Драма, главную роль в которой сыграл Олег Янковский, рассказывает историю последних дней врачевателя душ человеческих. Доктора направляют в провинциальную больницу, где одним из его пациентов становится человек, убежденный в том, что именно он убил царя. После долгих бесед герою Янковского начинается казаться, что он и есть жертва своего пациента, то есть Николай I.
Бородянский также написал сценарии к следующим фильмам:
- «Американская дочь».
- «Ворошиловский стрелок».
- «Олигарх».
- «Палата №6».