Почему вибрирует руль при торможении на ВАЗ-2110, "Шевроле Лачетти", "Опель Астра"? При торможении на скорости вибрирует руль
Автомобиль – транспортное средство повышенной опасности. При движении все элементы управления должны быть исправными. Однако случается, что вибрирует руль при торможении. «Опель Астра» тоже не застрахован от такой проблемы. Давайте рассмотрим причины данной неисправности и способы их устранения.
Балансировка колес
Если у вас при торможении на скорости вибрирует руль, первое, на что следует грешить, – ведущие колеса. Они могут быть откручены или не отбалансированы. Проверьте наличие грузиков на диске – если один из них отвалился, проблему можно решить одним визитом в шиномонтаж. Самостоятельно эту операцию вы не выполните. Да и стоит она недорого, поэтому сперва обращаем внимание на балансировку. Бывает, что грузики остались на месте, но диск погнулся при наезде на яму. В таком случае поможет ремонт. В случае со штампованными изделиями выровнять их можно без сварки.
Покрышки
Иногда биение возникает из-за неравномерного износа протектора. Такое возможно при неправильно выставленном развале колес. В некоторых случаях автомобилисты намеренно «заваливают» задние колеса, если они не помещаются по диаметру в арку. В таком случае ставить их на перед уже не получится, разве что с таким же отрицательным градусом развала.
Колодки
Далее осматриваем тормозную систему, а именно колодки. Так как руль управляет передними колесами, смотрим состояние колодок на них. Почему вибрирует руль при торможении в данном случае? Колодки сильно изнашиваются. Фрикционный материал стирается до накладок, а дальше металлическая часть трется о диск. В итоге при торможении вибрирует руль.
ВАЗ-2110 оснащается надежной тормозной системой, но и она может потребовать ремонта при несвоевременной замене расходных материалов. Колодки нужно менять раз на 20-25 тысяч километров. Если у вас агрессивная манера езды, делите эту цифру на 2. После установки новых колодок произведите обкатку – на протяжении 200 километров тормозите плавно и без рывков. Это нужно для того, чтобы новый материал притерся к рабочей поверхности. Помните, что передние колодки изнашиваются в несколько раз чаще, нежели задние.
Определить износ можно по выемкам: когда колодки стерлись до них, нужна замена. Ну а если фрикционный материал стерся до металлических накладок, срочно покупайте колодки, так как при очередном торможении суппорт может попросту заклинить, и автомобиль пойдет юзом. Также о замене говорит характерный скрип при торможении. Иногда это случается из-за плохого фрикционного материала или при попадании на его поверхность воды. После мойки автомобиля тщательно просушите тормоза кратковременными нажатиями на педаль.
Диски
Имеются в виду не колесные, а тормозные диски. Они тоже имеют свой ресурс и считаются расходным материалом. В зависимости от стиля езды они служат от 150 до 200 тысяч километров. Со временем толщина диска уменьшается. Когда рабочая часть полностью изнашивается, колодка начинает биться об основание.
Как проверить диск?
Для этого нужно поддомкратить автомобиль и вращать вывешенное колесо. Машина не должна стоять на передаче – только ручной тормоз, иначе вы не сдвинете диск с места. Если при вращении он издает характерные звуки, разберите колесо и осмотрите состояние тормозных элементов.
Также рекомендуется проверить подшипник ступицы. Для этого нужно пошатать колесо вперед-назад. Если имеется большой люфт, его следует затянуть. Но помните, что подшипнику нужен небольшой свободный ход. При сильной затяжке вы рискуете повредить деталь. Если колесо туго вращается, возможно, закис поршень суппорта. Проверьте его состояние и при необходимости замените.
Ремонт диска
В некоторых случаях данный элемент можно восстановить. Он поддается ремонту при отсутствии трещин. Вся процедура восстановления заключается в расточке рабочей поверхности диска. Она выравнивается до идеально ровного состояния.
Грязь внутри
Иногда песок и пыль, которая попала на рабочую поверхность тормозных элементов, может спровоцировать вибрации. Особенно часто это бывает в дождливую погоду, когда вместе с водой на диск налипает грязь. Со временем она засыхает и образует твердый слой. Он может служить как противобалансировочный грузик, из-за чего у вас при торможении вибрирует руль. Иногда грязь попадает на внутреннюю часть диска или на полку колеса. Решение проблемы – качественная промывка элементов тормозной системы под высоким давлением воды.
Рулевые тяги
При наличии вибраций осмотрите рулевые тяги. При износе и выработке наконечников данные элементы начинают вибрировать при торможении. Как их проверить? Для этого вам понадобится помощник. Он должен крепко держать руль. В это время вы дергаете рулевые тяги из стороны в сторону (на поддомкраченном автомобиле). Никаких люфтов быть не должно.
При наличии свободного хода эту тягу необходимо заменить. Также признак неисправности элемента – плохая управляемость автомобиля. Руль становится «вялым». После замены рулевых тяг обязательно нормализуйте развал-схождение, чтобы исключить неравномерный износ резины.
Рейка
При наличии люфтов руля проверьте состояние рейки. Она может протекать сквозь пыльник. Чтобы это устранить, покупается ремкомплект. Если все сухо, то люфт можно устранить регулировочным болтом. Но сильно затягивать его не нужно. Если люфт сильно большой, лучше заменить рейку на новую. После этого также отбалансируйте развал-схождение колес.
Шаровая опора
Для ее диагностики вывесите переднее колесо и возьмитесь руками за верхнюю и нижнюю части шины. Если имеется люфт, возможна неисправность шаровой опоры. Здесь никаких регулировочных болтов нет, как на рейке или ступичном подшипнике. Решение – замена элемента на новый.
Карданная передача
На многих автомобилях в рулевой колонке присутствует небольшой карданчик. Его тоже необходимо осмотреть. Добраться до него можно, сняв защитный кожух колонки. Находится элемент в месте, где она заходит в кузов. Если карданчик шатается, на нем есть выработка. После замены данного элемента больше не вибрирует руль при торможении. Это случается не часто, но исключать такую неисправность не стоит.
Другие элементы
В редких случаях вибрирует руль при торможении из-за сгнивших опор амортизатора. Это случается на автомобилях возрастом более 20 лет. Также на таких машинах изнашиваются сайлентблоки подвески. В результате наблюдаются люфт и вибрация. Рабочие элементы не должны иметь следов коррозии и потеков.
Заключение
Итак, мы выяснили основные причины, по которым вибрирует руль при торможении. Как видите, в большинстве случаев проблема некритична и решается за один световой день. Но это не значит, что ее нужно откладывать на потом. Помните, что исправная рулевая – это залог безопасности водителя и его пассажиров.