Памятник Черепановым, Нижний Тагил: описание, история и интересные факты

Памятник Черепановым, русским инженерам-изобретателям, строителям первого паровоза в России, – это самый известный монумент Нижнего Тагила. Он был воздвигнут на центральной площади по решению Совнаркома СССР (22 августа 1945 года). А само открытие состоялось 4 ноября 1956 г. Монумент обошёлся городу в 251 тысячу «старых» рублей. В этой статье мы рассмотрим некоторые факты о памятнике Черепановым (Нижний Тагил).

Задумка автора

Работу по созданию монумента поручили скульптору А. С. Кондратьеву. Он начал с изучения быта и жизни Черепановых. Вскоре у автора сформировалась основная концепция памятника. Сидящая фигура в лице отца Е. А. Черепанова олицетворяла силу русской старины, которая идёт как бы из самой земли. В руках Ефима Алексемовича находится свиток, а лицо обращено к сыну. Тем самым он бросает призыв молодому поколению для окончательного решения возникшей технической проблемы. А стоящая фигура сына – Мирона Ефимовича – выражает силу духа, упорство, спокойствие и уверенность. Вполне понятно, что он решит появившуюся проблему. Именно это, по мнению Кондратьева, должны видеть люди, которые смотрят на памятник Черепановым (Нижний Тагил).

Несоответствие реальности

Тут стоит отметить, что автор скульптуры, видимо, был преисполнен романтизма и не полностью вник в биографии героев своего монумента. Если бы он это сделал, то памятник Черепановым получился бы совсем другим. По свидетельству Любимова (управляющий домом паравозостроителей), Ефим Алексеевич лишь считался грамотным. На самом же деле он даже не научился толком читать к тридцати годам. Единственная осиленная им книга – Псалтырь. Также Черепанов-старший не умел писать. Максимум, на что он был способен – расписаться в ведомостях.

Впоследствии количество прочитанных им книг увеличилось. Но, по свидетельствам современников, делал он это с огромной неохотой. Переводами и написанием текстов занимался его сын Мирон, а чертежами – племянник по имени Аммос. Так что в запечатлённой скульптором сцене Ефим Алексеевич, скорее всего, просит сына прочитать ему свиток.

«Два жида»

Именно так прозвали памятник Черепановым в народе после его открытия. Всё дело в том, что в торжественный день выпал первый снег, украсивший головы сына и отца белыми ермолками. Но потом тагильчанам полюбился монумент пионеров паровозостроения, и они стали называть памятник просто – «Черепановы» или «Черепа».

С сооружением связано два интересных факта. Со временем они превратились в городские легенды.

Факт первый: лица

Молодые люди вряд ли заметят данную особенность. А вот у представителей старшего поколения при внимательном рассмотрении монумента появляются смутные догадки: где-то эти лица они уже видели. По меньшей мере два раза в год.

Чтобы понять, почему так происходит, необходимо обратиться к истории. В те далёкие времена члены Союза художников зарабатывали в основном изготовлением скульптур и бюстов культовых персонажей. Конечно, главными из них были теоретики научного коммунизма – Энгельс, Маркс и Ленин. В этом плане скульптор Кондратьев, создавший памятник Черепановым, не был исключением. То ли он решил не утруждать себя работой над портретами сына и отца, то ли рутина наложила определённый отпечаток, но Мирон очень похож на Маркса, а его отец – на Энгельса.

Факт второй: легенда о циркуле

Эта история о чертёжном инструменте, который должен был находиться в руке Мирона Ефимовича. Кстати, памятник Черепановым (Нижний Тагил) связан исторической нитью с другим известным сооружением – монументом в честь Н. Н. Демидова. И объединяет их не что иное, как циркуль.

Всё началось в 1830 году, когда сыновья Демидова решили соорудить ему памятник. Спустя семь лет их заказ был готов. Монумент установили в 1837 году рядом с ещё недостроенной Выйско-Никольской церковью. Там располагалась усыпальница Демидовых. Спустя какое-то время Нижний Тагил посетил Александр II и распорядился, чтобы памятник перенесли на главную площадь.

Монумент получился впечатляющим. На мраморном пьедестале находилось две фигуры: одетый в придворный кафтан Демидов протягивал руку коленопреклонённой женщине в древнегреческом костюме и короне. Ниже центральной пары по углам находились четыре бронзовые группы, изображавшие разные периоды жизни промышленника: ученик, просветитель, защитник и покровитель.

Спустя несколько лет приказчик Белов обнаружил кражу некоторых элементов памятника. Со скульптурной группы, где Демидов был изображён учеником, пропали циркуль и книга. Приказчик сообщил владельцам, и на заводе быстро восстановили нужные предметы. Но через два месяца история повторилась. Белов с перепугу распустил слухи о том, что в посёлке появились масоны. Кто же ещё мог так нагло украсть книгу и циркуль с памятника на глазах у сторожей плотины, храма и заводоуправления? Только масоны…

Чтобы предотвратить дальнейшее разграбление монумента, управляющий приказал скрутить с конструкции все мелкие детали, а потом сдать их на склад по описи. В 1891 году открылся горнозаводской музей, и все элементы от монумента Демидова передали в его экспозицию. В итоге до наших дней дошёл только знак Меркурия. Ну а само сооружение ждала незавидная участь. В 1919 г., после окончания революции, монумент Демидова вместе с четырьмя аллегориями отправили в Москву на переплавку.

История повторяется

В 1956 году был открыт памятник Черепановым (Нижний Тагил), описание которого представлено выше. По проекту, руку Мирона Ефимовича нельзя было отлить вместе с циркулем. Поэтому данный чертёжный инструмент сделали отдельно, а потом прикрепили с помощью болта. На фотографиях памятника в день открытия и через десять суток после циркуль находился в руке. Но спустя две недели таинственно исчез. Неужели и впрямь в этом поучаствовали масоны?

Городские власти попросили изготовителей сделать ещё несколько циркулей. Но в течение 2-3 лет и этот запас был использован. Горисполкому порядком поднадоела мания горожан, про циркуль решили забыть. Так монумент и простоял без этого чертёжного инструмента вплоть до наших дней.

В середине нулевых Николай Диденко (мэр) решил отреставрировать памятник Черепановым (Нижний Тагил), история которого известна почти каждому жителю города. Зная тягу земляков к бронзовым циркулям, он заказал про запас целых пять штук. Но после реставрации монумент поставили на место, сняли сюжет для новостей и скрутили чертёжный инструмент, решив не искушать любителей цветных металлов. В итоге Мирон Ефимович остался без циркуля. Большинство жителей ничего не знало о чертёжном инструменте, поэтому данный предмет перешёл в категорию городских легенд.

Комментарии