Пол Фейерабенд: основные идеи

Двадцатый век принес человечеству множество разочарований: обесценилась человеческая жизнь, потеряли привлекательность идеалы свободы, равенства и братства, за которые так истово боролись раньше. Понятия добра и зла приобрели новую окраску и даже оценку. Все то, в чем люди были уверены, стало относительно. Даже такое абсолютно стабильное понятие, как «знание», подверглось жесткой критике и сомнению. С того момента, как философия стала активно вмешиваться в науку, в жизни ученых наступили тревожные времена. Методологический анархизм Пола Фейерабенда сыграл в этом немаловажную роль. О его философских взглядах расскажет наша статья.

Провокатор научного сообщества

Пол Карл Фейерабенд в традиционном философском мире был настоящим исчадием ада. Мало того что он поставил под сомнение все общепринятые нормы и правила научного познания. Он сильно пошатнул авторитет науки в целом. До его появления наука была оплотом абсолютного знания. По крайней мере это касалось тех открытий, которые уже были доказаны. Как можно подвергнуть сомнению эмпирический опыт? Фейерабенд показал, что это вполне реально. Он не чурался и откровенного эпатажа. Любил при случае ввернуть высказывание Маркса или Мао Дзэдуна, сослаться на достижения шаманов Латинской Америки и успехи их магии, всерьез доказывал необходимость не проходить мимо силы экстрасенсов. Многие философы того времени воспринимали его просто-напросто как хулигана или клоуна. Тем не менее его теории оказались одними из самых интересных достижений человеческой мысли двадцатого века.

Мама-анархия

Одной из самых известных работ, которые написал Пол Фейерабенд, является книга «Против методологического принуждения». В ней он убедительно доказывает, что абсолютное большинство научных открытий произошло не с использованием общепринятых понятий, а как раз благодаря их отрицанию. Философ призывал взглянуть на науку чистым взором, не замутненным старыми правилами. Нам часто кажется верным то, что привычно. На поверку же оказывается, что к истине ведут совсем другие предположения. Поэтому Пол Фейерабенд провозгласил принцип «возможно все». Проверяй, а не доверяй — таков основной посыл его философии. На первый взгляд ничего экстраординарного в этом нет. Но философ решил проверить даже те теории, которые давно стали столпами в своей области. Чем незамедлительно вызвал острое неприятие к себе в среде классического ученого мира. Он подверг критике даже принцип мышления и поиска истины, которому веками следовали исследователи.

Альтернативный способ мышления

Что же предлагает взамен Пол Фейерабенд? Против способа построения выводов из уже имеющихся наблюдений и доказанных истин он призывает использовать несовместимые, на первый взгляд абсурдные гипотезы. Такая несовместимость способствует расширению научного кругозора. В результате ученый сможет лучше оценить каждую из них. Философ советует также не брезговать обращением к давно забытым теориям, словно следуя поговорке, что все новое - это хорошо забытое старое. Объясняет это Фейерабенд очень просто: ни одну теорию невозможно полностью обезопасить от возможности опровергнуть ее каким-либо утверждением. Рано или поздно найдется факт, который поставит ее под сомнение. Кроме того, не стоит отметать и чисто человеческий фактор, ведь факты ученым отбираются уже исходя из личных предпочтений, из одного желания доказать свою правоту.

Пол Фейерабенд: философия науки

Еще одним немаловажным требованием философа к научному познанию было наличие множества конкурирующих теорий, то есть пролиферация. Взаимодействуя друг с другом, они будут постоянно совершенствоваться. При доминировании же одной теории она рискует закостенеть и превратиться в некое подобие мифа. Фейерабенд был ярым противником идеи о таком развитии науки, когда новые теории логически вытекают из старых. Он считал, что, напротив, каждая следующая гипотеза отменяет действие предыдущей, активно ей противоречит. В этом он видел динамику развития человеческой мысли и будущее человечества.

Клуб знатоков

Некоторые высказывания Фейерабенда можно принять как отрицание состоятельности науки вообще. Но это не совсем так. Он просто указывает нам, что не стоит безоговорочно полагаться на непогрешимость науки. К примеру, в отличие от своего современника Поппера, который предлагал ученому опровергать собственные теории, Пол Фейерабенд настаивал на том, что необходимо обеспечивать свои гипотезы сразу несколькими объяснениями. Желательно построенными на разных основаниях. Только так, по его мнению, можно избежать слепой уверенности в своей правоте. Это немного похоже на игру «Что? Где? Когда?», в которой знатоки прорабатывают на всякий случай несколько гипотетических ответов, экспериментально выбирая наилучший.

Вопросы, оставшиеся без ответа

Одна из самых скандальных книг, которые написал Пол Фейерабенд, - «Против метода». Идею для ее создания подал философу его друг Имре Лакатос. Смысл работы заключался в том, что каждую гипотезу, сформулированную в этой книге Фейерабендом, Лакатос подвергнет жесточайшей критике и создаст свою — опровергающую. Конструкция в виде своеобразной интеллектуальной дуэли была как раз в духе основоположника методологического анархизма. Помешала претворению этой идеи смерть Лакатоса в 1974 году. Однако Фейерабенд все равно выпустил книгу в свет, пусть и в таком половинчатом состоянии. Позже философ писал, что своими нападками на рационалистическую позицию в этом произведении хотел вызвать Имре на их защиту.

Пол Фейерабенд. «Наука в свободном обществе»

Пожалуй, это произведение философа произвело еще больший скандал, чем «Против метода». В нем Фейерабенд предстает как откровенный антисциентист. Он разбивает в пух и прах все то, во что многие поколения ученых верили, как в Священный Грааль. Вдобавок ко всему в предисловии к этой вызывающей книге философ признается, что все это он просто выдумал. "Жить на что-то надо," - доверительно говорит он. Вот Фейерабенд и создал всю эту теорию, чтобы по возможности больше эпатировать публику. И тем самым вызвать ее горячий интерес, что не может не сказаться на продажах книги. Мало кто из серьезных ученых может честно признаться, что все его изыскания надуманы. Хотя частенько именно так и оказывается на самом деле. С другой стороны, возможно, это очередная провокация?

Шут гороховый или право имеет?

Чего хотел добиться своими теориями Пол Фейерабенд? Направление философской мысли в 20 веке весьма трудно описать одним термином. Различные «измы» расцвели пышным цветом не только в искусстве, но и в науке, а эпатаж как способ высказывания и позиционирования себя миру стал одним из самых действенных. Вызывая возмущение и раздражение у людей своими провокационными гипотезами, Фейерабенд хотел спровоцировать на опровержение их. Вы не согласны? Считаете мой подход неправильным? Переубедите меня! Приведите свои доказательства! Он словно бы стимулирует человечество не доверяться слепо давно известным истинам, а находить ответы самостоятельно. Возможно, если бы книга «Наука в свободном обществе» увидела свет в ее первоначально задуманном варианте, многие вопросы по поводу творчества Фейерабенда отпали бы сами собой.

Был ли Пол Фейерабенд антисциентистом или создал новую концепцию познания? Читая его работы, трудно ответить на этот вопрос. Несмотря на то что формулировал свои идеи он предельно четко, даже резко, возникает впечатление, что все это - лишь нагромождение провокационных высказываний. Пожалуй, главной заслугой философа стало его указание на непогрешимость науки и на необходимость поиска альтернативных путей познания мира. В любом случае познакомиться с творчеством этой интереснейшей личности точно стоит.

Комментарии