Астана - международный аэропорт: история, текущее состояние, перспективы

Казахстан занимает выгодное с точки зрения транспортной системы местоположение, связывая Европу и США с Азией. Вторым по размеру в стране является международный аэропорт Астана. Далее рассмотрена его история, современные параметры и перспективы.

История

Аэропорт в г. Астане появился в 1930 г., тогда он назывался Акмолинском. Аэропорт включал квадратное взлетно-посадочное поле, вокзал, представленный зданием на 8 комнат, также саманную маслогрейку, двухкомнатное сооружение для пилотов, подвальное бензохранилище. С городом его связывали пешеходная тропа и паром. На время паводков аэропорт закрывали.

Первым населенным пунктом, с которым было установлено регулярное воздушное сообщение Астаны, в следующем году стал Семей (тогда Семипалатинск). Перевозку осуществляли самолеты К-5, П-5, К-4, ПР-5, П-2.

С 1946 г. здесь стали постоянно базироваться ПО-2 Карагандинского авиапредприятия. На основе этого через 2 года сформировалось звено из трех приписных специалистов ПО-2, включенное в Карагандинский авиаотряд.

К тому времени значительно улучшили оснащение и расширили аэропорт: возвели финский домик для радиостанции, гараж и 3 саманных дома. Количество обслуживающего персонала увеличили с 40 до 50 человек. Начали принимать тяжелые самолеты Ли-2.

В 1951 г. удлинили взлетно-посадочное поле и стали садить Ил-12 и Ил-14. В 1954 г. сформировали эскадрилью, а парк пополнили Ан-2 и Як-12. С 1956 г. началась круглосуточная работа, и был создан Акмолинский объединенный авиаотряд. В 1959 г. значительно увеличили сеть воздушных линий с появлением самолетов АН-2. В следующем году аэропорт обрел класс 3.

В 1961 г. он получил первые самолеты ЛИ-2. В 1963 г. началось функционирование нового аэропорта, сменившего название вместе с городом на Акмолинск. В 1969 г. значительно повысился объем перевозок, и расширилась транспортная сеть с получением АН-24.

С 1975 г. начал полеты рейс из Алма-Аты через Целиноград (Астану) в Москву и обратно на ТУ-154.

Большое значение имело то, что статус столицы вместо Алма-Аты обрела Акмола (Астана). Международный аэропорт после этого реконструировали: увеличили взлетно-посадочную полосу, перрон, рулежные дорожки, заменили радионавигационное и осветительное оборудование, реконструировали аэровокзал, возвели здание VIP.

С 2002 по 2005 г. была проведена еще одна реконструкция, включающая создание нового пассажирского терминала.

С 2013 г. международный аэропорт Астана находится под управлением подразделения Қазақстан Темір Жолы Airport Management Group. Сейчас производится его реконструкция.

Современное состояние

АО «Международный аэропорт Астаны» является вторым в стране по внутренним авиаперевозкам после Алма-Аты. Он имеет одну взлетно-посадочную полосу, способную принимать любые самолеты. Казахстан характеризуется ежегодно возрастающим пассажирооборотом авиаперевозок, в том числе и Астана. Международный аэропорт достиг в 2015 г. данного показателя около 3,4 млн человек. Количество вылетов составляет до 40 в сутки. Пропускная способность равна 750 человек и 600 т груза в час. Аэропорт обслуживает 14 авиакомпаний и обеспечивает связь со всеми районными центрами Казахстана, а также с различными городами мира.

Проблемы

Airport Management Group с получением управления над несколькими аэропортами Казахстана провела исследование их состояния и функционирования для последующей реконструкции. Был изучен и АО «Международный аэропорт Астана». Отзывы посетителей, журналистов и акима, Адильбека Джаксыбекова, свидетельствовали о таких проблемах, как большие очереди на паспортном контроле, нестабильная работа программы, высокие цены, незнание персоналом иностранных языков и пр. Особо критично это проявилось в контексте того, что в 2017 г. в Казахстане будет проходить выставка ЭКСПО. Местом проведения является Астана. Международный аэропорт, следовательно, будет принимать большинство ее посетителей. Это увеличит пассажиропоток, с которым уже возникают трудности.

Реконструкция

На основе этого был разработан уже реализуемый проект реконструкции аэропорта "Астана". Международный аэропорт прежде всего получит новый терминал, пропускная способность которого будет составлять 4 млн человек в год. С введением его в эксплуатацию общий пассажирооборот увеличится вдвое (до 7 млн человек в год), а старый терминал переведут на внутренние рейсы. Заменена система паспортного и таможенного контроля для упрощения их прохождения. К тому же планируется повысить качество сервисных услуг. Для этого Airport Management Group сотрудничает с мировыми лидерами в предоставлении пассажирских услуг (Swiss Post) и обеспечении бортового питания (Gate Gourmet). Благодаря этому будет повышено качество обслуживания и еды как в аэропорту, так и в самолетах. При этом предполагается уменьшить цены в магазинах и кафе аэропорта. Кроме того, планируют организовать работу такси и улучшить транспортное сообщение с городом.

Наконец, возможно внедрение правила «открытого неба», за счет которого доходы аэропорта повысятся от обслуживания зарубежных авиакомпаний, которые смогут летать без согласований и ограничений.

Кроме того, рассматривается целесообразность создания в Астане международного авиахаба.

Комментарии