Политический режим – природа понимания
Среди категорий политологии одно из центральных мест занимает понятие политический режим. Прежде чем рассматривать содержание данной категории, следует сделать одну оговорку, без которой выяснение сущности политического режима будет ошибочным и научно необоснованным.
Дело в том, что политический режим органично связан с такой важнейшей категорией политической науки, как политическая система. В рамках обыденного мышления, в публицистике и других околонаучных трактовках сложился определенный стереотип понимания политического режима как чего-то, что имеет явно оценочный характер. То есть, если говорят о чем-либо позитивном в политической реальности, например, о политической системе, которую необходимо преподнести читателю (слушателю) позитивно, как правило, в контексте употребляют понятие политической системы.
И другой подход, при описаниях политических реалий с заданно негативным отношением, используется категория политический режим. Этот взгляд совершенно ошибочен, он не имеет ничего общего с научным подходом к политологическому анализу. Дело в том, что современная политическая наука трактует политическую систему в двух значениях. В рамках одного из них политическая система представляет собой реально существующий механизм реализации власти в том или ином государстве, на том или ином уровне.
В соответствии с общепринятыми признаками политические системы классифицируются, и одной из наиболее распространенных классификаций является выделение демократического типа политической системы, авторитарного и тоталитарного. На протяжении своего существования политическая система может находиться в различных состояниях, то есть, быть более демократичной или приобретать черты авторитарно-тоталитарного типа. Так вот, именно такое конкретное состояние политической системы конкретного государства в конкретный исторический период и характеризует категория - политический режим. При этом она не несет никаких оценочных нагрузок, а только фиксирует состояние политической системы данного общества в конкретный момент времени. К примеру, мы долгое время жили в рамках советской политической системы, которая была практически неизменной на протяжении всего своего исторического времени. Однако, в зависимости от того, кто стоял у власти, и какая политическая атмосфера формировалась в обществе, мы выделяли режим «оттепели» (Н. Хрущев, сталинский режим, режим застоя (Л. Брежнев), режим перестройки (М. Горбачев).
Исходя из данного подхода, режим выступает производным явлением от политической системы и понимается как определенная совокупность конкретных параметров политического, идеологического, экономического и социального укладов, обеспечивающих осуществлению власти в данном обществе в данное время.
На протяжении становления современного политического знания, сформировался достаточно адекватный и, в какой-то мере, универсальный перечень критериев, по которым осуществляется классификация политических режимов. Однако ключевым принципом при классификации того или иного режима является понимание того, что он отражает свойства политической системы, а потому к нему могут и должны применяться те же методики выделения типов, которые используются в классификации политических систем.
Основные современные политические режимы классифицируют на основании таких критериев, как мера осуществления власти, способы рекрутирования власти, характер взаимодействий власти и общества, свойства запретов, которые существуют в обществе, роль идеологии, тип политического лидерства, роль партий, место органов подавления в системе власти и иные. В соответствии с этими критериями, наиболее часто принято делить политические режимы на демократические, тоталитарные и авторитарные. Следует иметь в виду, что нет практически ни одной политической системы, которая бы существовала в «чистом виде», то есть обладала характеристиками какого-то одного типа режима. Как правило, все существующие в политической реальности режимы имеют интегративный характер и сочетают в себе признаки разных типов.