Альт - это что такое?

Альт – это не только вид оперного голоса, но и музыкальный струнно-смычковый инструмент. В этой статье мы разберем оба значения этого слова.

Музыкальный инструмент

Альт - это музыкальный инструмент, видом и устройством похожий на скрипку, однако отличается от нее большим размером. Именно из-за своих габаритов альт звучит намного ниже, чем скрипка.

Долгое время этому инструменту отводилась очень незначительная роль в оркестрах, так как он предназначался для исполнения только средних голосов, которые не пользовались у композиторов популярностью.

Возникновение

Как и большая часть скрипичных инструментов, альт возник в 15-16 веках. Советский музыкальный теоретик Струве полагал, что он и стал родоначальником всего струнно-смычкового семейства и первым вошел в состав оркестров во 2-й половине 16 века. В это время ведущее место среди мелодических голосов занимали высокие виолы. Альт же был близок к этому инструменту по своему звучанию и размеру, это и стало одной из главных причин того, что он вошел в оркестр в роли среднего голоса, гармонично слившись с более высокими. Так альт стал неким мостиком между угасающей славой семейства виол и появлением скрипичных инструментов.

История развития

Итак, альт долгое время оставался на позиции соподчиненного голоса в оркестре. Это стало причиной того, что музыканты также проявляли к инструменту пренебрежение. Специально играть на альте не учились, а в оркестре в альтисты шли скрипачи-неудачники, которые не могли толком играть ни на том, ни на другом инструменте. Это только усугубляло ситуацию, подтверждало скептическое и снисходительное мнение композиторов об альте.

Однако все эти обиды были совершенно незаслуженными. Инструмент обладал очень большими возможностями, требовался только человек, который смог бы их разглядеть и не побоялся представить на суд публики. Им стал Этьен Мэюль (1763-1817), который написал оперу Uthal, в которой основная и самая высокая струнная партия была отдана альтам.

В 1834 году большой поклонник и ценитель недооцененного инструмента Эктор Берлиоз создал целую симфонию под названием «Гарольд в Италии», в которой главная партия досталась альтам. Согласно легенде, Берлиоз рассчитывал, что на премьере ее сыграет Паганини, однако смерть музыканта этому помешала.

Причины непопулярности

Альт (фото инструмента см. в статье), стоящий между скрипкой и виолончелью, больше тяготеет к первой. Кроме похожего строения и манеры игры, у этих инструментов есть также три общие струны, совершенны одинаковые по звучанию. Однако в 17-18 веках утвердилось мнение о том, что альт звучит гнусаво и тоскливо. Почему же он так сильно отличался от своей мелодичной и яркой "сестры"?

Дело в том, что инструменты, построенные с соблюдением всех правил и стандартов, в те годы в оркестрах не использовались, так как музыканты-неудачники просто не смогли бы на них играть. Поэтому скрипичные мастера были вынуждены подстраивать инструменты под исполнителей, которые не желали прилагать никаких усилий для овладения новым навыком игры. Так родился альт-недомерок, который, вопреки своему искаженному звучанию, стал пользоваться популярностью не только у музыкантов, но и у композиторов. Показательно в этом отношении то, что этот инструмент был признан даже Парижской консерваторией.

И только в конце 19 – начале 20 века настоящий альт вернулся в оркестр, окончательно вытеснив свою уродливую копию.

Отношение музыкантов

Удивительно, но довольно прославленные музыканты, такие как Паганини, Аляр, Вьетан, Сивори, любили в квартетах исполнять партии альта и совершенно этого не стыдились. А у Вьетана даже был альт работы известного мастера Маджини, на котором исполнитель играл во время своих концертов. А Алесандро Ролла, учитель Паганини, так виртуозно владел этим инструментом, что приводил слушателей в неистовство.

Таким образом, только музыканты-профессионалы могли по-настоящему хорошо играть на альте и к тому же не ставили его ниже других скрипичных инструментов.

Отношение композиторов

Альт - это непопулярный инструмент времен зарождения оркестра, отношение к которому меняется с приходом полифонической музыки Генделя и Баха. Эти композиторы уравняли его права со второй скрипкой.

Однако под воздействием неаполитанской школы значение инструмента вновь начинает падать. И композиторы все чаще отправляли его для усиления басовых голосов. Подобное можно встретить у Гайдна, Глюка и Моцарта среди зарубежных и у Чайковского и Глинки среди отечественных композиторов.

Приход Бетховена в музыку ознаменовал расцвет альта. Инструмент наконец-то занял свое законное место, обретя два голоса.

Струны инструмента

Альт – это инструмент, струны которого настроены на квинту ниже, чем у скрипки, и на октаву выше, чем у виолончели. Самый употребительный диапазон находится в пределах до малой октавы и ми 3-й октавы, однако можно сыграть и более высокие звуки. Ноты могут быть написаны в скрипичном и альтовом ключах.

Приемы игры

Хорошему скрипачу будет легко перейти на альт. Это связано с тем, что приемы и штрихи игры у этих инструментов одинаковы. Единственное отличие - звук, он менее матовый, яркий и бархатный, даже немного гнусавый.

Столь специфический тембр – следствие размера корпуса инструмента, который не совпадает с его строем. Если же сделать альт, то его невозможно будет положить на плечо, зато на нем можно будет играть, как на виолончели.

В роли исполнителя сольной партии альт выступает очень редко. Обычно этот инструмент является частью струнного или симфонического оркестра, где он исполняет средние голоса. Также альт обязательно входит в состав струнных квартетов и различных камерных составов.

В каком возрасте начинают учить играть на альте?

С детства не становятся альтами. Отзывы музыкантов свидетельствуют о том, что для владения этим инструментом необходимо сначала научиться играть на скрипке. На альт же переходят после окончания музыкальной школы в консерваториях и училищах. Обычно музыканты с широкой вибрацией и крупным телосложением предпочитают этот инструмент.

Альтгорн

Существует еще один музыкальный инструмент, носящий название альт (фото инструмента вы видите выше), или альтгорн. Он представляет собой медный духовой инструмент, относящийся к семейству саксгорнов. Диапазон звучания – от ля большой до си-бемоль 1-й октавы. Его звучание тускло и невыразительно, поэтому альтгорн используется только в духовых, преимущественно полковых, оркестрах. Обычно ему отводятся средние голоса.

Альт: голос

Альтом называют детский голос объемом от фа малой октавы до фа 2-й октавы и низкий женский. Этот голос выше тенора, который обычно ведет основной напев. Наиболее употребительные ноты – соль малой октавы и ми 2-й октавы. В хоре выделяют два вида альтов: первый и второй.

Первый и второй альт

Первые имеют объем от ля малой до фа 2-й октавы. Нижние звуки этого диапазона звучат при этом слабо и мягко, но, двигаясь к вершине, они крепнут, обретают силу, блеск и ярость. Две верхние ноты можно назвать даже крикливыми и напряженными. Красивее всего звучат звуки от до 1-й до до 2-й октавы. В этих пределах альты могут давать различные оттенки: от нежного пиано до яркого и блестящего форте.

Также голос первых альтов называют меццо-сопрано. Он придает своим матовым тембром мелодическому рисунку выразительность и певучесть.

Вторые альты звучат в малой октаве и доходят до фа 1-й октавы. Их характерные черты - грузность и массивность звука, что сильно влияет на гибкость и подвижность. Также этот голос называют контральто.

Комментарии