Кобер Александр Павлович, пионер-герой: биография, подвиг, память
До июня 1941 года это были самые обыкновенные мальчишки, которые неукоснительно соблюдали законы пионерии. Учеба, помощь взрослым, игры и общение со сверстниками – вот что составляло основу их жизни. И когда на советскую землю пришли фашистские захватчики, в их детских сердцах сразу же вспыхивал огонь священной любви к Родине и ценой собственной жизни пионеры вставали на ее защиту. На хрупкие плечи юных мальчишек и девчонок в одночасье свалились колоссальные испытания в виде целого арсенала невзгод, бедствий, лишений. Но они не сломили их, а только сделали выносливее, сильнее и целеустремленнее. Валя Котик, Зина Портнова, Витя Коробков, Владимир Щербацевич – это лишь малая часть тех, кто наравне со взрослыми не побоялся дать отпор врагу. И конечно же, нельзя не отметить подвиг, который совершили Шура Кобер и Витя Хоменко. Их биографии похожи как две капли воды.
И тот и другой воспитывались в неполной семье, лишились нормального детства, состояли в подпольной организации и даже погибли в один день. Что же известно об этих подростках, на которых равнялся едва ли не каждый пионер? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Шура
Кобер Александр Павлович родился в городе Николаеве (Украина) 5 ноября 1926 года. Территориально он жил в рабочей слободке. Своего отца будущий пионер-герой практически не знал, поскольку тот лишился жизни еще до Великой Отечественной войны (во время апробации боевого корабля на Черном море). С детских лет Шура проявлял интерес к чтению. Его любимыми книгами были «Приключения капитана Гаттераса», «Суворов», «Овод». Кроме литературы, Кобер Александр Павлович увлекался игрой на скрипке и даже посещал музыкальную школу.
Оккупация
Беззаботное и радужное детство для Шуры закончилось в августе 1941-го. Немцы захватили Николаев. Перестали работать практически все государственные учреждения, в том числе детские сады и школы.
Фашисты разрешили функционировать только двум кинотеатрам и театру «Эрмитаж». Уже в первые дни оккупации Кобер Александр Павлович встал на защиту своего родного города, но его борьба с врагом носила засекреченный характер, причем членом подпольной организации он стал не сразу. Он сумел сплотить вокруг себя небольшой коллектив ребят и стал мешать немцам реализовывать их гнусные планы.
Так, однажды будущий пионер-герой повредил кабель связи, который тянулся в сторону военного аэродрома. Подростку тайно удалось собрать и замаскировать определенный арсенал оружия, в числе которого находились патроны, гранаты и винтовки. Нередко Кобер Александр Павлович снабжал продуктами питания горожан, которых немцы сделали узниками созданного концлагеря «Шпалаг-364».
Подполье
Попытки тайной борьбы с гитлеровскими войсками не остались незамеченными со стороны Анны Симанович и Клавдии Кривды. Именно с помощью этих людей подросток стал членом подпольной организации «Николаевский центр». Спустя некоторое время Шура уже выполнял ответственные поручения, а именно: фиксировал местонахождение фашистских подразделений, следил за местонахождением военных объектов и сообщал о всех потенциальных ЧП. Это все, если кратко о Шуре Кобер. Но подвиг, который он совершил вместе с Витей Хоменко, должен всегда излагаться во всех деталях и подробностях.
Витя
Естественно, следует остановиться и на биографии единомышленника Александра Кобера.
Витя Хоменко появился на свет 12 сентября 1926 года в украинском Кременчуге. Мальчик также рано потерял отца, который воевал на стороне красных во время Гражданской войны. Детство Вити не было легким: мать в одиночку вынуждена была растить его и двух сестер. Мальчик рано познал, что такое труд, и времени на игры со сверстниками у него оставалось немного. Он стал для матери настоящей опорой и всегда помогал ей в ведении домашнего хозяйства. В школе пионер отличался усердием, прилежанием и дисциплинированностью. С детских лет Витя грезил о мореплавании и при всяком удобном моменте любил поплавать. Когда наступал период летних каникул, подросток бегал на речку, чтобы вволю понырять.
Война
Витя узнал о вторжении немецких захватчиков, когда находился в пионерлагере, расположенном неподалеку от Николаева. Вскоре он возвратился домой (в Николаев) и стал усиленно размышлять над тем, как можно противостоять иноземным оккупантам. Мальчик стал больше проводить времени на улице, возвращаясь в родные пенаты, когда уже темнело.
Естественно, мать недоумевала, где пропадает целыми днями ее сын. Как оказалось, он, как и Шура Кобер (пионер-герой), приступил к тайной борьбе против фашистов. Что делал Витя? Он отслеживал городские афиши и незаметно от всех срывал напечатанные приказы немцев. Кроме этого подросток сделал самодельный радиоприемник и в одном из подвалов жилого дома вместе с друзьями слушал голос Юрия Левитана, который передавал самые свежие новости из столицы СССР. Затем мальчики записывали их на бумаге и тайно давали читать горожанам и жителям окрестных деревень.
Доступ к немецким документам
Спустя некоторое время Витя Хоменко решает глубже втиснуться во вражескую среду. Он устраивается работать к гитлеровцам в качестве помощника на кухню полевого госпиталя. Еще в школе пионер демонстрировал учителям хорошие знания немецкого языка, и это обстоятельство вкупе с такими качествами, как сноровка и исполнительность, сыграет ему на руку: Витя достаточно быстро завоевал доверие у фашистов. В итоге подростку никто не мешает общаться с ранеными солдатами Германии, которые не умалчивают того факта, что им вовсе не хочется быть убитыми ради исполнения одиозных и малореалистичных идей Фюрера. Не утаивают солдаты рейха от пионера и фамилии генералов и офицеров, приказы которых они исполняют.
Витя Хоменко не упускает ни малейшей детали, высказанной фрицами. Он много времени проводит в немецкой столовой «Ост», где время от времени получает от фашистов задание: доставить по конкретному адресу тот или иной пакет секретных документов. Для подпольной организации «Николаевский центр» эти сведения были бесценными, и, естественно, Виктор передавал содержимое бумаг, полученных от немцев, своим командирам.
Однажды гитлеровцы ему передали очень важные документы, которые имели первостепенное значение. По сути, это была схема продвижения фашистских войск на Кавказ. Но передать секретные документы командирам русской армии в Москву дистанционным способом не было возможности: сломалась рация… К тому же у подпольщиков заканчивался резерв бумажной продукции, медикаментов и оружия. Было решено доставить секретный пакет документов в столицу, поручив это ответственное и рискованное дело двум молодым, но опытным подпольщикам.
Путь на Москву
Ими оказались Витя Хоменко и Шура Кобер. Но как покинуть город и не вызвать подозрений у немцев? Они смогли усыпить бдительность немцев, сообщив тем, что отправляются в деревню обменивать предметы первой необходимости на хлеб.
Когда только рассвело, мальчики покинули пределы конспиративной квартиры. Шура Кобер, биография которого для современного молодого поколения малоизвестна, спрятал секретное донесение в самодельной бамбуковой палочке. Путь в столицу был труден и опасен. Сначала пионеры плыли по реке Кубани на лодке, а после того как она затонула, вынуждены были вплавь добираться до берега. После они отыскали место, где дислоцировался отряд Красной Армии, командиры которого подсказали Александру и Виктору путь в штаб Закавказского фронта. В конце августа 1942 года подпольщики на военном самолете из грузинской столицы отправились в Москву. После они передали секретный пакет документов по назначению. Задание было выполнено.
Дорога обратно
Вскоре надо было возвращаться в Николаев. Пионеров и радистку Лидию Бриткину решили доставить на самолете. Все трое на парашютах эвакуировались из воздушного судна, когда самолет достигал территории Николаевской области. Кроме радистки и подпольщиков с воздушного судна были сброшены парашюты с ценным грузом: оружием, патронами, устройством для печатания агитационных материалов, радиопередатчиком. Один такой парашют приземлился не там, где нужно. Удачно катапультировавшиеся в окрестностях села Себино (Новоодесский район) Витя, Александр и Лида впоследствии узнали, что парашют «х» нашли немцы. Подпольщики решили действовать следующим образом: Хоменко отправится в Николаев, а Лида и Шура Кобер (пионер-герой) останутся на месте, чтобы узнать, как будут развиваться события дальше.
Хоменко добрался до трассы Новая Одесса – Николаев, и навстречу ему попался автомобиль, в салоне которого сидели немцы. Не теряя самообладания, подросток поднял руку. Немцы были обескуражены таким поведением, но все же остановились. Но Хоменко был хорошим знатоком немецкого языка, чем и подкупил врага. Фрицы предложили Вите довести его, и таким образом подпольщик оказался в Николаеве. Вскоре он уже был в «Николаевском центре». Шуре Кобергу спустя некоторое время тоже удалось благополучно добраться до дома.
Арест Вити
Но оставалась проблема с конечной транспортировкой ценного груза. Помочь в его доставке согласился коммунист Всеволод Бондаренко, который вместе с Хоменко отправился выполнять задание.
Для того чтобы не вызывать подозрений, Бондаренко катил тачку, груженную целой кипой поношенной одежды, а Витя шел рядом с ним. До места назначения оставалось совсем немного, когда путь подпольщикам преградил немецкий патруль. Хоменко и его попутчика арестовали.
Арест Шуры
Вскоре был арестован и другой участник антифашистского подполья. В одну из ноябрьских ночей 1942-го фашисты подъехали к дому, где жил Шура Кобер. В считанные минуты немцы выдворили пионера из жилища и силой затолкали в машину. Затем он оказался в тюремной камере. А на следующий день Александр встретился там же со своим товарищем Витей Хоменко. Как выяснилось, немцы вышли на подпольную организацию путем внедрения в нее своего человека. А спустя некоторое время провокатор выдал членов "Николаевского центра". Последующие дни пионеры подвергаются суровым пыткам и кровавым истязаниям: немцы хотят во что бы то ни стало выяснить, как подпольщикам удалось передать секретное донесение в Москву. Но подростки не сказали врагу ни слова. Расправа над пионерами оказалась жестокой.
Казнь
Их и еще десятерых подпольщиков казнили 5 декабря 1942 года. На Базарной площади немцы установили виселицу, и палачи выполнили свою кровавую миссию. Шура и Витя погибли как герои. Пионеры спустя несколько лет за свой подвиг были удостоены ордена Отечественной войны I степени. Осенью 1959 года в Пионерском сквере Николаева был установлен памятник Шуре Кобер и Вите Хоменко.