Понятие и виды субъектов административного права

Государственная власть – это комплексный механизм управления людьми в определенной стране. Он используется лишь в контексте регулирования определенных процессов на уровне целой державы. В иных сферах деятельности применяются совершенно другие способы и методы влияния. Ключевым фактором государственной власти является то, что она должна в обязательном порядке на что-то опираться. Изначально данный механизм управления основывался на религии и насилии. Но в таких условиях добиться порядка в обществе крайне трудно, потому что против насилия люди восстают, а религию признают лишь верующие.

С течением времени основой государственной власти становится право. Данный регулятор общественных отношений показал себя довольно эффективно. На сегодняшний день право можно встретить практически во всех отраслях человеческой жизни. Что касается государственного управления, то этот механизм также обрел юридическое обрамление. Более того, в современной России существует особая правовая отрасль, регулирующая отношения в представленной сфере. Она называется административным правом и имеет множество характерных особенностей. Помимо этого, большой интерес вызывают субъекты административной отрасли, ведь они являются непосредственными участниками процесса государственного управления.

Доктринальная разработка отрасли

Прежде чем выделить понятие и виды субъектов административного права, нужно детально проанализировать саму суть данной сферы регулирования. Стоит отметить тот факт, что по поводу её в научной среде долгое время велись споры. Ведь изначально административного права как такового не существовало вообще. Тем не менее в дореволюционной России активно развивалась полицейская отрасль регулирования. Она представляла собой совокупность норм юридических, которые координировали отношения в сфере народного благосостояния и охраны общества. Иными словами, действие отрасли было направлено непосредственно на силовые структуры. Однако с развитием государственного аппарата во времена СССР появилась необходимость в отрасли, которая регулировала бы отношения внутри него. Таковой стало полицейское, или же административное право. С течением времени отрасль существенно модернизировалась, а круг регулируемых ею правоотношений расширился.

Современное понятие права административного

Сегодня значение представленной в статье отрасли существенно возросло. Административное право являет собой совокупность правил поведения, которыми осуществляется регулирование социальных отношений в отрасли государственной деятельности управленческого характера. Еще одной отличительной чертой отрасли является то, что она координирует функциональность должностных лиц в процессе непосредственного исполнения ими своих полномочий.

Таким образом, по сравнению с административным правом СССР, современная сфера регулирования имеет более широкий предмет. Вдобавок к этому витком отрасли стала одноименная наука. Ученые, непосредственно занимающиеся административным правом, вносят неоценимый вклад в развитие всей сферы регулирования в целом.

Отношения, входящие в отраслевой предмет

Понятие и виды субъектов административного права – это категории, напрямую зависящие от возникающих в сфере регулирования отношений. Другими словами, характер взаимодействия между определенными участниками дает возможность разделить последних на определенные группы.

Понятие и типы административных правоотношений в законодательстве не описаны. Но на основе доктринальных положений их можно выделить. Таким образом, административным правом регулируются следующие отношения:

  • между органами власти исполнительной разной иерархичной принадлежности;
  • между органами исполнительной власти, находящимися на одной ступени иерархичного подчинения;
  • между субъектами исполнительной власти и их структурными подразделениями;
  • между субъектами исполнительной власти и органами, относящимися к местному самоуправлению;
  • между субъектами исполнительной власти и гражданами, их объединениями и т.п.

Таким образом, представленные правоотношения характеризуют некоторые особенности лиц, которые в них непосредственно участвуют.

Понятие субъекта отрасли

Действие всех юридических отраслей распространяется на определенных лиц. Виды субъектов административного права, а точнее их количество показывает существенную развитость данного института представленной сферы регулирования. В отраслевой доктрине существуют разные трактовки её участников. Тем не менее все они имеют некоторые общие черты. При этом нужно помнить, что понятие и виды субъектов административного права – это смежные категории, взаимодополняющие друг друга. Таким образом, согласно сложившейся теории субъектом отрасли признается юридическое или же физическое лицо, которое непосредственно участвует в процессе реализации управления публичного характера. Данное понятие является классическим, потому что оно наиболее полно характеризует принадлежность и цель существования участников правоотношений, возникающих в упомянутой сфере.

Характерные черты субъектов

Участник тех или иных правоотношений может вступать в них лишь при существовании определенных условий. Иными словами, субъектами определенной отрасли могут быть те лица, которые отвечают установленным требованиям. В административном праве подобные особенности существуют. Субъектов отрасли можно охарактеризовать с двух основных позиций, а именно:

  • правоспособности;
  • дееспособности.

Две представленные категории были разработаны в гражданской отрасли права. Однако в контексте государственного управления они приобрели определенного рода специфику. На сегодняшний день в науке выделяют административно-правовую дееспособность и правоспособность.

Особенности административной правоспособности

Любое физическое и юридическое лицо может вступать во взаимодействие с иными субъектами лишь при наличии определенных особенностей. Если мы говорим конкретно об административном праве, то в данном случае подобным условием является правоспособность. Данная категория заключает в себе целый комплекс различных возможностей и обязанностей. При этом все без исключения виды субъектов административного права наделены отраслевой правоспособностью. Таким образом, что собой являет данная категория? Правоспособность в представленной отрасли – это сочетание административных прав и обязанностей, которые дают лицу возможность вступать в отношения определенного типа. Существование данной категории влечет за собой применение к субъекту определенных юридических мер, которые допустимы в рамках отрасли. К тому же административная правоспособность регулируется законодательными нормами. Поэтому их изменение прямо влияет на существование представленной категории.

Дееспособность в административном праве

Что касается второго элемента юридического статуса субъектов, то он является не менее важным. Дееспособность в административном праве – это фактическая возможность лица иметь и реализовывать собственные права, а также нести юридическую ответственность за нарушение легального отраслевого режима. Другими словами, данная категория дает свободу действия субъектам, но лишь в конкретных рамках, которые предписаны законодательством. Выход за эти рамки влечет применение к лицу мер юридического воздействия. При этом нужно отметить тот факт, что возникновение административной дееспособности происходит не одновременно у всех без исключения субъектов. Каждое лицо, деятельность которого регулируется отраслевыми нормами, в представленном вопросе характеризуется собственными особенностями.

Момент возникновения дееспособности

Все виды субъектов административного права РФ не равны между собой. Поэтому момент возникновения дееспособности в каждом случае будет характеризоваться несколькими основными аспектами, например:

  • достижением физическим лицом 16 лет;
  • положением в должностной иерархии;
  • положением в момент действия определенного режима;
  • проведением обязательных регистрационных действий.

Что касается последнего фактора, то тут речь идет о моменте создания юридического лица. Данный субъект может быть участником административных правоотношений лишь после осуществления его государственной регистрации. В других случаях мы говорим о физических лицах, которые могут быть как обычными гражданами, так и должностными лицами.

Классификация сторон

Каждая сфера регулирования распространяет свое действие на определенный круг лиц. Виды субъектов административного права, физические и юридические лица можно выделить в определенные группы, то есть классифицировать. Это дает возможность более детально изучить их специфику и отличительные черты, если не учитывать наличие общей дееспособности и правоспособности. На сегодняшний день существует стандартный взгляд на разделение лиц, участвующих в отношениях отрасли. Согласно подобной теории есть следующие виды субъектов административного права, а именно:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • государственные корпорации.

Как мы понимаем, виды субъектов административного права, их административно-правовой статус во всех трех случаях будет отличаться определенными особенностями. Поэтому данные классификационные группы необходимо рассматривать отдельно друг от друга.

Понятие и виды индивидуальных субъектов административного права

Первая классификационная группа характеризует лиц, которые осуществляют свою деятельность непосредственно. То есть к разряду индивидуальных относятся физические лица: граждане России, иностранцы и т.п. Если мы говорим о подобных субъектах, то они становятся участниками юридических отношений в силу реализации каких-либо действий, например:

  • получения разрешения или лицензии в каком-либо органе;
  • совершения правонарушения;
  • направления жалобы на субъект государственной деятельности и т.д.

Помимо обычных физических лиц, к числу индивидуальных относятся служащие органов власти. Их характерным отличием является факт реализации функций официальных ведомств в силу непосредственной работы в них. Участие государственных служащих в административных отношениях обусловлено не столько юридическим фактом, сколько наличием прямых указаний в законодательстве.

Понятие и виды коллективных субъектов административного права

Далеко не всегда физические лица или отдельные служащие государственных органов вступают в отношения единолично. Сама суть административного права подразумевает собой регулирование взаимодействия в сфере публичного управления. Основным субъектом подобной отрасли является не что иное, как коллективные организации и другие юридические лица. Другими словами, подобные участники сами по себе являются целостными структурами, которые объединяют определенное количество людей. На сегодняшний день можно выделить следующие виды коллективных субъектов административного права, а именно:

  • органы власти в государстве и их структурные подразделения;
  • организации государственного характера;
  • общественные объединения граждан;
  • органы, входящие в структуру местного самоуправления;
  • коллективы трудового характера и т.п.

Таким образом, в данную классификационную группу лиц, являющихся участниками административных правоотношений, входит большое количество организаций разного рода. При этом их функциональные особенности являются совершенно разными.

Правовой режим государственных корпораций

Виды субъектов административного права содержат в своем перечне довольно интересное лицо, которое в национальной юридической системе является новеллой. К числу таковых относятся государственные корпорации. Многие ученые спорят между собой по поводу выделения данного субъекта в отдельный вид. Тем не менее его уникальность невозможно отрицать. Существует несколько характерных особенностей государственных корпораций:

  • они принадлежат исключительно стране;
  • целью их создания, как правило, является осуществление полезных для общества функций;
  • они характеризуются специфической организационно-правовой формой.

Таким образом, виды субъектов административного права, кратко представленные в этой статье, существенно отличаются от государственных корпораций, которые являются совершенно уникальным явлением.

Вывод

Итак, нами были проанализированы виды субъектов административного права и их классификация. Стоит отметить, что данный отраслевой институт является динамическим, так как любые изменения в обществе влекут появление новых лиц, участвующих в отношениях публичного управления.

Комментарии