Сказка Шарля Перро "Рике с хохолком": краткое содержание, главные герои

«Рике с хохолком» - это одна их самых известных сказок знаменитого французского писателя Ш. Перро. Она была впервые опубликована в 1697 году в Париже, в сборнике автора. Произведение занимает особое место в его творчестве, так как оно не стало художественной обработкой фольклорных сочинений, но, по мнению большинства критиков, является самостоятельной сказкой. Тем не менее в тексте прослеживаются явные отсылки к народным мотивам и сказаниям, о чем будет поведано ниже. Ведь писатель активно изучал простонародные сюжеты, которые и легли в основу большинства его произведений.

Творчество

Сказки Шарля Перро имеют большое значение для литературного развития данного жанра. По сути, писатель был первым, кто всерьез занялся волшебными историями, созданными богатой народной фантазией. Заслуга автора состоит в том, что опубликованные им сочинения способствовали росту среди интеллигенции интереса к данному жанру. У него появилось множество последователей, среди которых – такие известные имена, как братья Гримм, Андерсен и другие.

Дело в том, что в 17-м веке, когда жил и творил этот замечательный автор, народный фольклор считался низким жанром, а в ученых кругах было модно изучать античную литературу и философию. Поэтому сказки Шарля Перро в буквальном смысле дали зеленый свет написанию произведений подобного рода, а также к их серьезному анализу, сбору и систематизации.

Написание

В 1697 году писатель выпустил свой сборник, который впоследствии сделал его имя известным на весь мир, – «Истории матушки Гусыни». В сборник вошли восемь произведений, написанных прозой (автор ставил данный жанр выше поэзии, считая его преемником античного романа).

Впрочем, сюда же вошли несколько стихотворных произведений, написанных им еще раньше, - новелла и две сказки. Сборник, куда также вошло произведение «Рике с хохолком», имел огромный успех и способствовал тому, что многие представители интеллигенции стали интересоваться сказочным фольклором. В настоящее время произведения книги пользуются популярностью, о чем говорят многочисленные экранизации, театральные постановки и балеты.

Предыстория

Ученые единогласно сходятся во мнении о том, что эта сказка не имеет народных, фольклорных корней. Однако она не является безусловно оригинальным сочинением. Дело в том, что одна французская писательница, Катрин Бернар, за год до выхода рассматриваемого сочинения в свет опубликовала свой вариант сказки, которая намного мрачнее и серьезнее, чем книга Перро. «Рике с хохолком» в этом отношении выгодно отличается от упомянутого произведения счастливым финалом, тонким юмором и ненавязчивой моралью, поэтому получила более широкое распространение. Также она имеет сходство со сказкой «Желтый карлик» другой французской писательницы Мари д’Онуа.

Эта книга заканчивается трагично: влюбленные были обращены злым волшебником в пальмы. Неудивительно, что вариант Перро так сильно полюбился детям, в отличие от перечисленных сочинений, которые отличались зловещим сюжетом и несколько грубым юмором.

Вступление

Сказка «Рике с хохолком» имеет довольно традиционное начало, которое можно встретить во множестве других произведениях подобного рода. Автор кратко сообщает о рождении в двух королевствах детей – принца и принцессы. Первый появился на свет страшным уродцем: судя по скупым описаниям автора, он напоминал страшного гномика с горбом на спине. Мать сильно горевала, однако к ней пришла добрая фея и пообещала, что мальчик будет очень умным и в свое время сможет сделать умной ту девушку, которую полюбит больше всего на свете. Это обещание немного успокоило несчастную королеву, тем более что ребенок действительно рос очень сообразительным и смышленым.

По принципу противопоставления написал свою сказку Ш. Перро. «Рике с хохолком» - это произведение, которое имеет зеркальный сюжет. В другом королевстве родилась необыкновенно красивая принцесса, так что ее мать была очень счастлива и горда за свою дочь. Однако она родила еще одну девочку, которая была, наоборот, очень страшной. Королева стала за нее очень переживать, но та же фея обещала ей, что маленькая принцесса будет умной, в то время как красивая, наоборот, останется глупой. Когда же мать стала просить немного ума и для старшей, волшебница ответила, что ничего не сможет для нее сделать, однако пообещала, что та однажды сможет наделить красотой человека, которого полюбит.

Развитие действия

Сказка «Рике с хохолком», краткое содержание которой является предметом настоящего обзора, строится по тем же принципам, что и другие произведения автора. После вышеописанного вступления автор кратко сообщает о жизни своих персонажей. Принц вырос и, оставаясь уродом, тем не менее проявлял столько ума и сообразительности, что все вокруг удивлялись его мудрости и знаниям. Судьба же сестер-принцесс оказалась совершенно разной.

По мере того как младшая развивалась и с годами умнела, старшая красавица, напротив, становилась с каждым днем все краше, однако при этом глупела, так что даже родители иногда не могли удержаться, чтобы не выбранить свою дочь за рассеянность и несообразительность. «Рике-хохолок» – сказка с глубокой нравственной моралью, которой автор доказывает, что не внешность определяет внутренний мир человека.

Сопоставление героинь

Писатель подчеркивает разницу между этими девушками, описывая светские приемы, во время которых все поначалу стремились поухаживать за старшей красавицей, однако почти сразу бросали ее из-за того, что та едва могла связать несколько слов. Показателен тот факт, что автор обращает внимание читателя на то, что она, будучи глупой, все-таки осознала ограниченность своих умственных способностей. Несмотря на всю свою недальновидность и медлительность мышления, принцесса отдавала себе отчет во всем происходящем и, сознавая свою отсталость, всячески желала получить хотя бы немного ума даже за счет своей необыкновенной красоты.

Встреча персонажей

Одним из наиболее известных произведений писателя является сказка «Рике с хохолком». Кто главные герои – это вопрос, который показывает ее сходство с другими сочинениями аналогичного характера. Внимание автора концентрируется на двух действующих лицах – принце и принцессе.

Оба случайно встречаются в лесу, и из разговора читатель узнает, что Рике отправился на поиски прекрасной принцессы, так как полюбил ее и захотел жениться на ней. Сама же девушка в беседе с принцем сказала ему, что очень переживает из-за своей глупости. В ответ он пообещал дать ей ум, а она дала свое согласие выйти за него замуж через год. После этой встречи принцесса стала очень умной, и в ее жизни произошли большие перемены.

Новая жизнь принцессы

Мораль сказки «Рике с хохолком» преподнесена автором с очень тонким юмором. Главная идея заключается в том, что не внешность определяет внутренний мир человека, но его нравственные качества. Именно эта мысль и звучит во время второго диалога героев. Но прежде нужно сказать о тех изменениях, которые произошли с принцессой. Она стала очень умной и рассудительной. С тех пор даже сам король иногда советовался с ней по тем или иным государственным вопросам, а иногда устраивал совещания в ее комнате.

У девушки появилось множество поклонников, которые наперебой просили ее руки. После всех этих перемен принцесса забыла об обещании, которое дала принцу. Однако однажды она забрела в тот самый лес, где год назад встретилась со своим женихом, и увидела необычные приготовления подземных жителей, которые сообщили ей о том, что их принц в этот день женится и они готовят свадебный пир.

Вторая встреча героев

Сказка «Рике с хохолком», главная мысль которой заключается в том, что настоящая любовь и без волшебства способна изменить человека, раскрывает действующих лиц во время их нового диалога в лесу спустя год. Принц напомнил принцессе ее обещание выйти за него замуж, однако девушка в ответ говорит ему, что сейчас, став умной, сделалась одновременно и разборчивой. Она просит у него прощения и заявляет, что отныне не может выполнить свое обещание, так как влюбилась в другого прекрасного королевича, и здравый смысл подсказывает ей принять его предложение. В ответ Рике ей возражает, что поскольку речь идет о его жизни и счастье, то он намерен бороться за свою невесту. Далее он сообщает ей, что она по своему желанию может сделать его красивым. Принцесса, которой нравилось в ее женихе все, кроме внешности, тотчас пожелала, чтобы он стал прекрасным юношей, и желание девушки было тотчас исполнено. В заключение звучит мораль автора о том, что волшебство феи в данном случае не сыграло никакой роли: просто герои полюбили друг друга и смогли дать каждый другому то, чего им недоставало.

Образ принца

Сказка «Хохлик» - это история двух персонажей. Главным героем является сам Рике, который, обладая уродливой внешностью, тем не менее привлекает окружающих своим умом и рассудительностью. В произведении имеются две сцены с его участием – это два разговора персонажа с принцессой. На основе их бесед читатель может составить представление о том, что это был за человек. Он наблюдателен, так как сразу замечает печаль принцессы из-за ее глупости и понимает причину ее переживаний. Принц общителен и дружелюбен, в разговоре с девушкой он подчеркнуто вежлив, даже во время второй беседы, когда она вначале отказывается исполнить свое обещание и выйти за него замуж. Рике держится с подкупающей простотой: он начинает разговор с принцессой, как со своим старым другом. Принц очень благороден: так, он не требует и не настаивает на том, чтобы девушка выполнила свое обещание и вступила с ним в брак, хотя имеет на это право. Как умный человек он вначале выясняет причину ее отказа и предлагает устранить то препятствие, которое мешает их общему счастью. Поэтому финал выглядит особенно трогательным, особенно после того как героиня, убежденная его доводами, признается ему в своих чувствах.

Образ принцессы

Автор уделяет большое внимание раскрытию этого персонажа. Девушка интересна тем, что она меняется по ходу повествования. Вначале писатель обращает внимание читателя на то, что она хоть и глупа, однако обладает способностью к самоанализу. Принцесса осознает свою умственную отсталость и отдает себе отчет во всем происходящем вокруг. При ее первой встрече с Рике читатель может заметить, что ей скорее не хватает словарного запаса, чтобы отчетливо и ясно выразить свою мысль, чем ума и рассудительности. В уме у девушки, несомненно, идет активная работа, однако она не в состоянии выразить это вслух и ясно сформулировать свои идеи.

Встреча с Рике все меняет. И в данном случае дело опять-таки не в волшебстве. Взаимная симпатия героев привела к тому, что девушка обрела ясность мышления и способность к нормальной речи. Дело в том, что Рике поговорил с ней так, как никто прежде. Автор не зря подчеркивает, что все кругом не могли поддерживать с ней беседу и даже любящие родители время от времени упрекали ее за рассеянность. А принц общался с ней так, как с самым обычным человеком: просто, открыто, дружелюбно. Такое ласковое и уважительное обращение и привело к столь неожиданной перемене в образе принцессы.

Перемены в характере героини

Их второй диалог раскрывает героиню с другой стороны. В этот раз она говорила с принцем на равных. Девушка пыталась убедить его в своей правоте, однако ей это не удалось: ведь она теперь она прислушивалась больше к голосу разума, чем к собственному сердцу. Однако под впечатлением от разговора с Рике девушка призналась ему в том, что любит его. Осознав, что ей не мешает выйти за него замуж только некрасивая внешность, она захотела, чтобы он стал красивым, и ее желание исполнилось. Этот момент интересен тем, что в данной сцене принцесса сумела преодолеть предрассудки, что позволило ей увидеть Рике совершенно с другой стороны.

Мнения о сказке

Читателям, возможно, будет интересно, какие данное произведение получило отзывы. «Рики-хохолок» положительно принимается всеми теми, кто ознакомился с произведением Перро. Пользователи отмечают легкий и вместе с тем глубокий сюжет, ставят в заслугу автору то, что он сумел создать интересных персонажей. Но главное достоинство сказки они видят в том, что писатель выразил следующую мысль: истинная любовь способна полностью изменить человека как внутренне, так и внешне.

Комментарии