Лесовозы МАЗ: модели, технические характеристики
Минский автомобильный завод – это один из заслуженных и старейших производителей транспорта для перевозки леса на территории всего бывшего Союза. Автомобили отличаются надежностью и высокими показателями проходимости. Кроме того, разработчики выпустили несколько модификаций, каждая из которых может выполнять комплексную работу или конкретную задачу. До сих пор на дорогах встречаются лесовозы МАЗ первых выпусков, не говоря уже о последних моделях.
Конструктивный ряд
В ассортименте белорусского завода разработана масса модификаций для транспортировки леса. Среди них:
- МАЗ-тягач с удлиненной рамой (сортиментовоз), рассчитанный на транспортировку короткого леса, отличается высокой проходимостью, способен перевозить груз на любые расстояния.
- Грузовики с коником поворотного типа, взаимодействуют с прицепным роспуском. Транспорт имеет хорошую маневренность и отлично подходит для локальных перемещений.
- Полуприцеп в паре с седельным тягачом позволяет транспортировать лес любой длины.
- Прицепы для поездок в составе автопоезда.
- Манипуляторы, оснащенные ковшом, работающие с трубами и лесом-кругляком.
Новые модели оснащаются телескопической стрелой, которая складывается в тройном положении и может достигать вылета порядка семи метров.
МАЗ-509: устройство
На базе 500-й серии был построен МАЗ-509 – лесовоз, который отличался от предшественника рядом параметров. Его выпуск начался в конце шестидесятых годов прошлого века в нескольких интерпретациях. На то время грузовик считался одним из самых современных автомобилей в своем классе.
Силовой агрегат этой модели был практически идентичен «пятисотому» МАЗу. В его роли выступал двигатель ЯМЗ-236, который оснащался шестью цилиндрами, расположенными V-образно и водяной системой охлаждения. Трансмиссия, устанавливаемая на лесовозы МАЗ нового выпуска, существенно отличалась от предыдущих моделей. Автомобиль получил полный привод, пятискоростную коробку передач, стандартную мостовую конструкцию.
Для транспортировки древесины с этим тягачом использовались два двухосных прицепа-роспуска (ГКБ-9383 и ТМЗ-803М), которые оснащались специальным затаскивающим механизмом. Это позволяло складывать прицеп и грузить его на тягач, при раскладке конструкции получался лесовоз с четырьмя осями и двумя ведущими мостами. Такая трансформенность позволяла перемещаться в самых труднодоступных местах.
Технические параметры
Ниже приведены характеристики, которые имеет МАЗ - тягач 509-й серии:
- ширина/высота/длина – 2,6/2,9/6/77 метров;
- база колес (м) – 3,95;
- снаряженный вес (т) – 8,8;
- дорожный просвет – 30 сантиметров;
- мощность мотора – 200 конских сил при объеме 11,15 литра;
- предельная скорость (км/ч) – 65 при среднем расходе горючего 48 литров на сотню километров;
- грузоподъемность по максимуму (т) – 21.
Лесовозы МАЗ этой серии подразделялись на три основные модификации (509П, 509А, 509), главные отличия между которыми состояли в трансмиссионном узле, экстерьере и некоторых технических деталях.
Новые модели
В начале 90-х белорусские разработчики пустили в серию более современный лесовоз МАЗ-6317, который выпускался в двух интерпретациях (сортиментовоз и прицеп-пропуск). Такой подход позволил унифицировать узлы и агрегаты для работы с различными видами леса.
Технические показатели этой модели:
- тип силовой установки – дизель;
- формула привода – 6*6:
- мощность мотора – 420 лошадиных сил;
- коробка передач – механика с девятью ступенями;
- предельный скоростной показатель – 80 километров в час;
- грузоподъемность (т) – 1,34/2,91 (в зависимости от модификации);
- длина/ширина/высота (м) – 1,03/2,55/4,0 или 7,82/2,5/3,52.
Следующая модель МАЗ-6303 – лесовоз, который выпускается до сих пор. Этот сортиментовоз дополнительно оборудован гидроманипулятором и подпорками. Его технические показатели:
- мотор – дизель;
- привод – 6*4;
- показатель мощности – 400 лошадиных сил;
- грузоподъемность – 15,8 тонны;
- КПП – 9 ступеней, механика;
- предельная скорость – 90 километров в час;
- габариты (м) – 6,6/2,5/3,7 (длина/ширина/высота).
Данная машина широко используется благодаря наличию сервисных центров и доступности деталей практически по всему бывшему СССР.
Лесовоз с манипулятором: описание
Лесовоз МАЗ с гидравлическим манипулятором является представителем спецтехники, используемой на лесозаготовках и при транспортировке древесины. Высокие показатели производительности и эффективности обеспечиваются благодаря КМУ (крану-манипулятору универсальному) с возможностью захвата сортимента. По характеристикам грузовики не уступают отечественным и зарубежным аналогам.
Лесовозы МАЗ серии 6312А9 используются для перевозки сортимента, досок и других деревянных заготовок и изделий. Грузовик оснащен дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-65010 с турбоподдувом. Мощность движка составляет четыре сотни «лошадок», он имеет соответствие стандарту «Евро-3». Колесная формула автомобиля 4*6, что обеспечивает высокую проходимость по сложному грунту. При максимальной грузоподъемности 2,32 тонны предельная скорость машины составляет 85 километров в час. Масса авто при полной загрузке – почти три с половиной тонны.
Особенности
Лесовоз с манипулятором, изготовленный на базе МАЗ-6303, получил ряд улучшений и доработок. Среди них можно выделить следующие аспекты:
- произведена модернизация шасси;
- усилен надрамник;
- смонтированы две пары коников, позволяющих удерживать и надежно фиксировать сортимент;
- установлена пара лебедок;
- между кабиной и платформой оборудована специальная заградительная пластина;
- возможность установки нескольких видов гидравлических манипуляторов (от СФ-62 до СФ-85СТ).
Новые лесовозы МАЗ доказывают, что их применение помогает транспортировать лес разной категории в экстремальных условиях. Это достигается благодаря повышенной проходимости грузовика, его улучшенным техническим параметрам, а также соответствию всем требованиям безопасности.
Отзывы и цены
Отзывы владельцев и специалистов подтверждают надежность и эффективность использования специализированных грузовиков МАЗ для транспортировки леса. Не зря эти машины на протяжении нескольких десятков лет пользуются спросом на территориях бывших соцстран и за границей. Дополнительно стоит отметить разнообразие модификаций лесовозов, что дает возможность оптимально подобрать технику для выполнения той или иной операции.
МАЗ лесовоз, цена которого на вторичном рынке начинается от одного миллиона двухсот тысяч рублей (серия 6303 с манипулятором), занимает одно из лидирующих мест по популярности в этом классе. Конечная стоимость зависит от состояния автомобиля, его модификации и отработанного ресурса. Новая модель лесовоза от белорусских производителей обойдется на порядок дороже, но все равно дешевле, чем аналогичная зарубежная техника.
Плюсы и минусы
К достоинствам лесовозов от Минского автозавода относятся следующее:
- прекрасный показатель проходимости всех модификаций для транспортировки леса;
- возможность выбора оптимального варианта среди разнообразия моделей;
- высокие показатели качества в сочетании с адекватной ценой;
- унификация запасных частей и агрегатов;
- большой ассортимент подержанных, но полностью работоспособных авто;
- постоянное усовершенствование производства и внедрение современных технологий;
- наличие запчастей в избытке и расширенное сервисное обслуживание по всей стране.
К недостаткам относится тот факт, что уровень комфорта и дополнительного оснащения пока несоизмерим с зарубежными аналогами. Однако доступная цена в сочетании с надежностью и простотой обслуживания практически компенсируют этот аспект.
Итог
На постсоветском пространстве сложно найти транспортное средство для перевозки леса лучше, чем сортиментовозы МАЗ. В работе можно встретить еще первые модификации, которые создавались десятки лет назад, при этом они показывают отличные результаты. Новые модели, которые выпускаются серийно, стали на порядок экономичнее, производительнее и функциональнее.