«Славянские композиторы» – большой групповой портрет юного художника И. Репина
Московский предприниматель и меценат-славянофил А.А. Пороховщиков принял участие в строительстве изысканной и шикарной гостиницы и роскошного ресторана «Славянский базар» (архитектор Август Вебер). Было решено украсить его картиной «Славянские композиторы». Первоначально она называлась «Собрание русских, польских и чешских музыкантов». Она должна была донести зрителю мысль, что все славяне – братья.
История создания картины
Список композиторов, которых надо было написать на картине для А.А. Пороховщикова, составил Николай Григорьевич Рубинштейн.
Пороховщиков хотел, чтобы масштабное многофигурное полотно написал признанный мастер К. Маковский. Цена в 25 тыс. рублей оказалась неприемлемой для организаторов. Другие живописцы просили 15 тысяч. Дело закончилась тем, что работать стал И.Е. Репин – молодой выпускник АХ, всего за полторы тысячи рублей, который материально очень бедствовал.
Начало работы
Большая часть музыкантов ко времени написания картины в 1872 году уже скончалась. Работе И. Репина стал помогать музыкальный критик, который в свое время поддерживал «Могучую кучку», Владимир Васильевич Стасов.
Место картины
Ресторан «Славянский базар» открылся в конце весны 1872 года в деловом центре Москвы на Никольской улице. В нем объединилась русская кухня (шеф-повар учился в Париже) и европейское обслуживание. Только состоятельные люди могли регулярно его посещать. Хорошим тоном считалось позавтракать в нем и в это время поговорить о делах и заключить сделку. Сделки бывали не копеечными, а миллионными. Обеды и ужины в нем популярны не были.
В концертном зале ресторана, выполненном в русском стиле, который имел название «Русская палата», среди прочих портретов было размещено полотно «Славянские композиторы».
Кто написан на картине
В центре стоят, беседуя, М.И. Глинка (скончался в 1857 году), М.А. Балакирев и В.Ф. Одоевский (умер в 1860 году). Сзади них сидит на стуле А. С. Даргомыжский, которого тоже уже не было в живых. За ним видно И.Ф. Ласковского. В придворном мундире справа – А.Ф. Львов. Он слушает, что говорит А.Н. Верстовский.
Группу у рояля образуют братья А. и Н. Рубинштейны. А.Н. Серов (отец художника В. Серова) стоит между А. Рубинштейном и Львовым.
Отдельную группу составляют покойные А.П. Гурилёв, Д. С. Бортнянский и П.И. Турчанинов. Иностранные славянские композиторы написаны на заднем и левом плане. Слева – чехи: стоит Э. Направник, сидят – Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак. На заднем плане И. Е. Репин расположил поляков. К.Липинский стоит на фоне двери. Рядом с ним крайний справа – С. Монюшко. Далее Ф. Шопен и М. Огинский.
Картина «Славянские композиторы», описание которой ограничилось перечислением изображенных музыкантов, не позволяет более ничего сказать. Она несёт информативный характер.
Странности замысла
Сама мысль перемешать композиторов разных стран и народов, живых и умерших, на одной картине «Славянские композиторы» вызывала удивление не только у молодого живописца. И. Тургенев о ней отозвался как о «винегрете». Он считал, что хуже этого сюжета придумать ничего невозможно.
О художественных достоинствах произведения говорить сложно. Картина «Славянские композиторы» (Репин) удивляет и хороша только тем, что не надо листать альбомы, разыскивая портреты. Однако московская публика приняла ее не то чтобы восторженно, но успех она имела.
С течением времени полотно «Славянские композиторы» переместили в Московскую консерваторию, так как ресторан одно время был вообще закрыт, а позже в нем случился пожар.
Странный и необычный замысел Рубинштейна живет своей собственной жизнью именно там, где работал пианист-виртуоз - в Московской консерватории.