Моторная лодка "Сарепта": описание, технические характеристики
Разрабатывалась моторная лодка «Сарепта» инженерами Волгоградского судостроительного завода. Использовать рассматриваемое судно предполагалось для продолжительных туристических прогулок. Кроме того, разработчики постарались придать плавсредству расширенный функционал, позволяющий буксировать водных лыжников, заниматься исследовательской, патрульной, спасательной деятельностью.
Общая информация
Такое использование предполагало повышенные и своеобразные требования к технологическому и конструкционному оснащению судна. Популярность лодка «Сарепта» заслужила благодаря надежности, качественной сборке бортов, корпуса и днища, а также скоростным показателям.
Мотолодка обладает рядом преимуществ по сравнению с аналогичными моделями. В ней предусмотрена сдвижная рубка, которая посредством перемещения в заднюю часть образовывала открытый кокпит над отсеком управления. При необходимости, рубку можно было снять полностью. Изготовители удачно совместили тримаранные обводы и хорошую килеватость днища. Эти решения придали судну прекрасные мореходные качества.
Конструкция корпуса
Корпус рассматриваемой лодки изготовлен из сплава алюминия и магния. Толщина донной части составляет два миллиметра, при аналогичном показателе бортов на полмиллиметра тоньше. Детали корпуса между собой соединены сварочным методом, что позволило облегчить техническое обслуживание и свести к минимуму клепаные участки.
Катер «Сарепта» оснащен ребрами жесткости и комплектом шпангоутов, которые дополнительно укрепляют корпус. Транец изготовлен из дубовой доски и приспособлен для крепления пары моторов, общей мощностью 50 лошадиных сил. Плавучесть судна обеспечивается специальными блоками, размещенными по всему периметру. Дополнительно устанавливаются пенопластовые элементы под бортами и палубой. Подобная конструкция позволяет находиться плавательному средству на поверхности воды даже при полной затопляемости.
Внутреннее пространство
Алюминиевые моторные лодки «Сарепта» комплектуются рубкой сдвижного типа, которая дает возможность освободить часть пространства при необходимости. Остальное оснащение кокпита во многом напоминает автомобильную компоновку. Цельно-изогнутое остекление сделано по всей ширине корпуса, комфортный вход в кокпит обеспечивают плоские и широкие борта в носовой части.
В комплектации к рубке прилагается тент, при помощи которого можно обустроить закрытое пространство по типу каюты. Мягкие и твердые сиденья раскладываются, трансформируясь в спальные места, на которых с удобством может расположиться не менее трех человек. Под продольными банками предусмотрены рундуки, а доступ к топливным бакам осуществляется путем откидывания кормового дивана.
Оснащение
Лодка «Сарепта» оснащена специальными уплотнителями на стеклах, которые предотвращают попадание брызг в рубку. Контрольный пост размещен у панорамного «лобовика», а механический очиститель стекол и зеркало заднего вида упрощают обслуживание судна при сложных метеоусловиях.
На боковых частях бортов крепятся уключины для весел, которые используются при поломке мотора или в случае необходимости бесшумного передвижения. Транец – это вертикальный борт толщиной до 30 миллиметров в задней части и высотой до полутора метров над поверхностью воды. Лодочные моторы крепятся сверху на транец при помощи скоб. Их можно совместить специальными тягами, что синхронизирует управление плавсредством. Габариты силовых агрегатов унифицированы и совместимы с большинством лодок. Гребные винты снимаются, могут быстро меняться для корректировки скорости или тяги.
Технические показатели
Моторная лодка «Сарепта» имеет следующие технические параметры:
- длина/ширина/высота по максимуму – 4,65/1,6/0,65 метра;
- градус угла килеватости в донной части на транце – восемь;
- вместимость пассажиров – шесть человек;
- совокупная предельная мощность силовых установок – 60 лошадиных сил;
- показатель грузоподъемности – 450 килограмм;
- высота волны максимальная – 750 миллиметров;
- вес судна со снаряжением – 235 кг.
Ниже представлена расшифровка к схематическому изображению: 1 - люк; 2 - носовая рукоять; 3 - стенка лобовая; 4 - поручни; 5 - сдвижной элемент рубки; 6 - спинка сиденья; 7 - ниша под двигателем; 8 - отсек для хранения швартовов.
Достоинства и недостатки
Лодка «Сарепта», технические характеристики которой позволяют использовать ее для различных целей, имеет объективные плюсы и минусы. К преимуществам данного судна относится следующее:
- Отличные эксплуатационные качества с хорошей устойчивостью и всхожестью на волну, которую обеспечивают тримаранные обводы.
- Против волны лодка «Сарепта» идет мягче многих конкурентов в своем классе.
- Стартовая устойчивость находится на высшем уровне, что весьма ценится аквалангистами.
- Наличие раздвижной рубки, дающей возможность быстро укрыться от непогоды или сделать открытый вариант судна.
- Качественный материал изготовления днища, мало подверженного коррозийным процессам.
К недостаткам рассматриваемого плавательного средства можно отнести сварную деформацию металла на бортах, особенно это заметно у первых модификаций. Кроме того, если элементы приварены некачественно, они менее надежны, чем фиксация посредством клепания.
Эксплуатация
Алюминиевые моторные лодки «Сарепта» являются отличным средством передвижения для длительного туризма, патрулирования, служебных заданий, а также в качестве буксира воднолыжников, аквалангистов.
Допускается эксплуатация судна в пресной и соленой воде при высоте волны до 750 миллиметров. Рассмотрим основные лодочные моторы, которые чаще всего используются:
- «Вихрь-30» – экономичный вариант, при мощности в 22 киловатта обеспечивает устойчивое глиссирование со скоростью до 30 километров в час (с четырьмя человеками на борту). Топливо расходуется при этом в объеме 0.37 литра на километр.
- «Вихрь» мощностью 14,7 кВт – используется в комбинации с гребным винтом, шаг которого составляет 240-260 мм. Оптимально судно глиссирует с двумя или тремя пассажирами.
- Пара двигателей «Вихрь-М» обеспечивает скорость с пятью человеками на борту до 47 км/ч. Расход топлива составляет около 0,65 л/км, используются штатные винты 24*30 сантиметров.
- Два мотора «Нептун-23» интегрируются с двухлопастными винтами диаметром 230 миллиметров. Показатель скорости в такой комплектации составляет 55 км/ч.
В заключение можно отметить, что лодка «Сарепта», тюнинг которой можно сделать своими руками, считается одной из самых удачных разработок советских судостроителей. До сих пор судно пользуется успехом благодаря надежности, практичности и многофункциональности.