ОАО «Волгоградский судостроительный завод»: история, производство
ОАО «Волгоградский судостроительный завод» – машиностроительное предприятие, основанное в 1931 году. В стратегическую задачу ВСЗ входило строительство судов типа «река-море», обеспечивающих транспортировку грузов по Волге и доставку их в порты прилегающих морей: Каспийского, Балтийского, Средиземного, Азовского и Чёрного. На данный момент производство приостановлено.
Описание
Волгоградский судостроительный завод являлся долгое время одним из ведущих представителей судостроительной промышленности России. Он был включён в перечень стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса, обладал необходимой материально-технической базой для обеспечения производственной мощности выпуска до 10 судов в год дедвейтом около 8000 тонн.
ВСЗ с момента основания изготовил свыше 500 судов различного класса и назначения. Более пятидесяти плавсредств были поставлены на экспорт для таких стран, как Англия, Иран, Эстония, Голландия, Туркменистан, Кипр, Норвегия и других.
Первые пятилетки
Основан Волгоградский судостроительный завод 1.10.1931 года в городе Красноармейске, являвшемся ближним пригородом Сталинграда. В стратегические задачи предприятия входило конструирование и изготовление танкеров, сухогрузов, катеров, барж и прочих плавсредств, способных доставлять грузы без перевалки по крупным рекам, судоходным каналам и близлежащим морям.
Первый значимый успех достигнут в 1935 году. Заводчане освоили новый на то время технологический процесс – электросварку. Вскоре они изготовили бензоналивную речную баржу «Нева» методом цельносварной конструкции. Прогрессивную технологию позже переняли другие производства, в частности, соседний Волгоградский судостроительно-судоремонтный завод.
Трудовой подвиг
Великая Отечественная внесла коррективы в рабочие планы предприятия. Место судов на производственных площадях заняли бронетехника и прочая оборонная продукция. В кратчайшие сроки была освоена сборка танков Т-60 и Т-34. Чуть позже налажена сварка бронекорпусов для самолётов-штурмовиков серии "Ил-2".
В течение всего периода Сталинградской битвы ВСЗ оставался единственным реально работающим заводом. За трудовое мужество в годы войны коллектив 4.05.1985 года удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Мирное время
Уже в 1946 году Волгоградский судостроительный возобновил сборку плавсредств. В первые послевоенные годы в основном изготавливали сухогрузные баржи. Позже перечень судов расширился за счёт земснарядов и буксиров.
Знаменательным стал 1963 год – заводчане приступили к строительству кораблей, способных перемещаться по морю. С 1967 года основной продукцией стали суда смешанного класса «река-море». В 1972 году поступил большой заказ на средние траулеры-сейнеры рефрижераторного типа проекта 503. До 1995 года было изготовлено 180 единиц.
С конца 70-х Волгоградский судостроительный завод выпускал мелкосидящие танкеры собственной разработки проекта 1677 «Олег Кошевой 2» и их модификации. Теплоход длиной 125,6 м и дедвейтом 5000 т предназначался для круглогодичного плавания по Каспийскому морю. В шести танках он способен транспортировать 5903 м3 нефти.
Новое время
В 80-90 годы ВСЗ выпускал суда разнообразных классов: морские танкеры, рыболовно-поисковые, крановые, испытательные, для глубоководных работ, нефтемусоросборщики, буксиры, овощевозы, насосные станции, сейнеры и прочие. В 1991 году, после получения международного Регистра Ллойда, завод приступил к выполнению международных заказов. В 1992 предприятие было преобразовано в ОАО «Волгоградский судостроительный завод».
Группа МНП («Морские нефтяные проекты») выкупила производство в 2003 году. Был заключён контракт с турецкими партнёрами на постройку сухогрузов проекта 006RSD05. В 2004 выпускались сухогрузы для Ирана. До 2009 года были выполнены ряд проектов для иностранных заказчиков.
Кризис, разразившийся в 2008 году, «подкосил» производство. В 2009, после перехода под юрисдикцию ОАО «Русской финансовой компании», начались финансовые проблемы. Несмотря на ряд заказов, завод в 2013 году признан банкротом. Его дальнейшая судьба под вопросом.
Продукция
Волгоградский судостроительный завод за последние 40 лет построил более 280 самоходных и буксируемых плавсредств. Перечень судов, построенных предприятием с 1970 года по настоящее время:
Тип судна | Проект | Год спуска | Общее количество |
Танкер | 1577 | 1968-1979 | 1 |
Рыболовный траулер-сейнер | 503 | 1972-1995 | 180 |
Танкер | 1677 | 1979-1993 | 20 |
Овощевоз типа «СТ» | 19620 | 1983-1992 | 1 |
Насосная станция | 5811 | 1986 | 2 |
Насосная станция | 02404 | 1986 | 12 |
Сухогруз | 16290 | 1994 | 5 |
Танкер | 00200 | 1995 | 2 |
Сухогруз | 16291 | 1995 | 6 |
Сухогруз | В16291 | 1996 | 5 |
Танкер | 00201Л | 1998 | 10 |
Насосная станция | 04411 | 2000-2003 | 4 |
Прогулочный катер | «Севрюга» | 2000 | 1 |
Полупогружная баржа | 00503 | 2003 | 1 |
Баржа | 004ROB05 Paloil | 2004 | 5 |
Сухогруз | 006RSD05 | 2004 | 8 |
Танкер | LG002 | 2004 | 1 |
Танкер | 17103 | 2004 | 2 |
Баржа | 011003B | 2004 | 2 |
Реновация танкера | 1577 | 2005 | 3 |
Танкер | МИР | 2005 | 2 |
Арктический танкер | РК608 | 2006 | 1 |
Баржа | Р248 | 2006 | 1 |
Сухогруз | RSD19 «Хазар» | 2007 | 4 |
Танкер-химовоз | MNP4450 | 2008 | 2 |
Сухогруз | 007RSD07 «Tanais I» | 2009 | 1 |
Танкер-химовоз | 4450 | 2010 | 1 |
Судовое машиностроение
С момента основания завода одной из его специализаций было судовое и гражданское машиностроение. Данный вид производства сосредоточен в судомеханическом цехе и включает в себя большой перечень и объём производимых работ, позволяя при строительстве судна использовать собственные комплектующие и практически не прибегать к услугам сторонних подрядчиков.