ОАО «Волгоградский судостроительный завод»: история, производство

ОАО «Волгоградский судостроительный завод» – машиностроительное предприятие, основанное в 1931 году. В стратегическую задачу ВСЗ входило строительство судов типа «река-море», обеспечивающих транспортировку грузов по Волге и доставку их в порты прилегающих морей: Каспийского, Балтийского, Средиземного, Азовского и Чёрного. На данный момент производство приостановлено.

Описание

Волгоградский судостроительный завод являлся долгое время одним из ведущих представителей судостроительной промышленности России. Он был включён в перечень стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса, обладал необходимой материально-технической базой для обеспечения производственной мощности выпуска до 10 судов в год дедвейтом около 8000 тонн.

ВСЗ с момента основания изготовил свыше 500 судов различного класса и назначения. Более пятидесяти плавсредств были поставлены на экспорт для таких стран, как Англия, Иран, Эстония, Голландия, Туркменистан, Кипр, Норвегия и других.

Первые пятилетки

Основан Волгоградский судостроительный завод 1.10.1931 года в городе Красноармейске, являвшемся ближним пригородом Сталинграда. В стратегические задачи предприятия входило конструирование и изготовление танкеров, сухогрузов, катеров, барж и прочих плавсредств, способных доставлять грузы без перевалки по крупным рекам, судоходным каналам и близлежащим морям.

Первый значимый успех достигнут в 1935 году. Заводчане освоили новый на то время технологический процесс – электросварку. Вскоре они изготовили бензоналивную речную баржу «Нева» методом цельносварной конструкции. Прогрессивную технологию позже переняли другие производства, в частности, соседний Волгоградский судостроительно-судоремонтный завод.

Трудовой подвиг

Великая Отечественная внесла коррективы в рабочие планы предприятия. Место судов на производственных площадях заняли бронетехника и прочая оборонная продукция. В кратчайшие сроки была освоена сборка танков Т-60 и Т-34. Чуть позже налажена сварка бронекорпусов для самолётов-штурмовиков серии "Ил-2".

В течение всего периода Сталинградской битвы ВСЗ оставался единственным реально работающим заводом. За трудовое мужество в годы войны коллектив 4.05.1985 года удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Мирное время

Уже в 1946 году Волгоградский судостроительный возобновил сборку плавсредств. В первые послевоенные годы в основном изготавливали сухогрузные баржи. Позже перечень судов расширился за счёт земснарядов и буксиров.

Знаменательным стал 1963 год – заводчане приступили к строительству кораблей, способных перемещаться по морю. С 1967 года основной продукцией стали суда смешанного класса «река-море». В 1972 году поступил большой заказ на средние траулеры-сейнеры рефрижераторного типа проекта 503. До 1995 года было изготовлено 180 единиц.

С конца 70-х Волгоградский судостроительный завод выпускал мелкосидящие танкеры собственной разработки проекта 1677 «Олег Кошевой 2» и их модификации. Теплоход длиной 125,6 м и дедвейтом 5000 т предназначался для круглогодичного плавания по Каспийскому морю. В шести танках он способен транспортировать 5903 м3 нефти.

Новое время

В 80-90 годы ВСЗ выпускал суда разнообразных классов: морские танкеры, рыболовно-поисковые, крановые, испытательные, для глубоководных работ, нефтемусоросборщики, буксиры, овощевозы, насосные станции, сейнеры и прочие. В 1991 году, после получения международного Регистра Ллойда, завод приступил к выполнению международных заказов. В 1992 предприятие было преобразовано в ОАО «Волгоградский судостроительный завод».

Группа МНП («Морские нефтяные проекты») выкупила производство в 2003 году. Был заключён контракт с турецкими партнёрами на постройку сухогрузов проекта 006RSD05. В 2004 выпускались сухогрузы для Ирана. До 2009 года были выполнены ряд проектов для иностранных заказчиков.

Кризис, разразившийся в 2008 году, «подкосил» производство. В 2009, после перехода под юрисдикцию ОАО «Русской финансовой компании», начались финансовые проблемы. Несмотря на ряд заказов, завод в 2013 году признан банкротом. Его дальнейшая судьба под вопросом.

Продукция

Волгоградский судостроительный завод за последние 40 лет построил более 280 самоходных и буксируемых плавсредств. Перечень судов, построенных предприятием с 1970 года по настоящее время:

Тип судна

Проект

Год спуска

Общее количество

Танкер

1577

1968-1979

1

Рыболовный траулер-сейнер

503

1972-1995

180

Танкер

1677

1979-1993

20

Овощевоз типа «СТ»

19620

1983-1992

1

Насосная станция

5811

1986

2

Насосная станция

02404

1986

12

Сухогруз

16290

1994

5

Танкер

00200

1995

2

Сухогруз

16291

1995

6

Сухогруз

В16291

1996

5

Танкер

00201Л

1998

10

Насосная станция

04411

2000-2003

4

Прогулочный катер

«Севрюга»

2000

1

Полупогружная баржа

00503

2003

1

Баржа

004ROB05 Paloil

2004

5

Сухогруз

006RSD05

2004

8

Танкер

LG002

2004

1

Танкер

17103

2004

2

Баржа

011003B

2004

2

Реновация танкера

1577

2005

3

Танкер

МИР

2005

2

Арктический танкер

РК608

2006

1

Баржа

Р248

2006

1

Сухогруз

RSD19 «Хазар»

2007

4

Танкер-химовоз

MNP4450

2008

2

Сухогруз

007RSD07 «Tanais I»

2009

1

Танкер-химовоз

4450

2010

1

Судовое машиностроение

С момента основания завода одной из его специализаций было судовое и гражданское машиностроение. Данный вид производства сосредоточен в судомеханическом цехе и включает в себя большой перечень и объём производимых работ, позволяя при строительстве судна использовать собственные комплектующие и практически не прибегать к услугам сторонних подрядчиков.

Комментарии
1
«Волгоградский судостроительный завод» продали за 323 млн рублей. Основанием для продажи послужило решение Арбитражного суда по делу о банкротстве. Начальная цена имущества составила 2 млрд 430 млн 136 тысяч 45 рублей. За такую стоимость покупателей не нашлось, и цена упала почти в 10 раз.