Линейный крейсер "Сталинград"

Относится тяжелый крейсер «Сталинград» к типу кораблей ВМФ СССР, постройка которых была инициирована лично В. И. Сталиным. Их основой стало судно «Лютцов», купленное в Германии незадолго до ВОВ. Именно оно послужило толчком к началу разработки, а затем и строительству тяжелых кораблей в СССР. В этой статье вы сможете увидеть фото крейсера «Сталинград» проекта 82 и узнать его непростую историю.

Предшествующие события

Это началось еще до нападения фашистской Германии на Советский Союз. Как известно, В. И. Сталин имел необъяснимое пристрастие к крейсерам, поэтому именно его повышенное внимание к тяжелым кораблям и неограниченная власть сыграли главную роль в принятии решения о начале разработки так называемого проекта 82.

В конце августа – начале сентября 1939 года состоялись переговоры между представителями Германии и СССР, которые завершились подписанием соглашений о ненападении, дружбе и границах между государствами, а также о торгово-кредитном сотрудничестве. Чуть позже делегации обеих стран вновь встретились, теперь уже для заключения хозяйственного договора, предусматривающего поставку в Советский Союз большого количества машиностроительной продукции, включающей в себя вооружение и военную технику, в обмен на сырье.

С началом войны, развязанной гитлеровской Германией в Европе, немецкие судостроительные кампании были переориентированы на крупносерийное строительство подводных лодок, тогда как программы по созданию надводных военных кораблей временно приостановили. Именно поэтому у советского правительства появилась возможность приобретения нескольких незавершенных военных крейсеров.

Торгово-закупочная комиссия, куда входили специалисты ВМФ и НКСП и которую возглавлял нарком судостроительной промышленности Советского Союза И. Т. Тевосян, ознакомилась с документацией и провела переговоры о закупке двух-трех тяжелых кораблей типа «Адмирал Хиппер», оснащенных 203-миллиметровой артиллерией. Эти крейсеры начали строиться серийно за четыре года до начала Второй мировой. К тому времени два из них уже были переданы немецкому флоту, а еще три достраивали на плаву.

Подобное приобретение позволило бы СССР значительно быстрее пополнить флот необходимым количеством боевых единиц, не сокращая при этом число уже изготавливаемых или только намеченных к постройке военных судов. Переговоры между двумя сторонами завершились тем, что Германия согласилась продать один из недостроенных кораблей – крейсер «Лютцов», техническая готовность которого была выполнена на 50 %. Кроме того, немцы обязались обеспечить поставку не только вооружения, но и оборудования для его дальнейшего строительства. Также в СССР должна была отправиться и группа специалистов с верфи-строителя, расположенной в Бремене, на тот период, пока все работы относительно корабля не будут завершены.

Определение приоритетного направления в судостроении

Согласно заключенному с Германией хозяйственному соглашению, в мае 1940 года крейсер «Лютцов», который в сентябре переименовали в «Петропавловск», был прибуксирован на Ленинградский завод № 189 и оставлен у достроечной стенки.
Его приобретение давало возможность советским специалистам ознакомиться с иностранными образцами новейшей военной техники и, учитывая зарубежный опыт, внедрить целый ряд передовых технологических решений во время создания и строительства уже отечественных кораблей для своего ВМФ. При условии, что немецкая сторона выполнит все принятые на себя обязательства, работы над крейсером должны были завершиться в 1942 году.

Во время войны проектирование нового отечественного крейсера несколько замедлилось. Однако еще до ее завершения, в начале 1945 года, появился приказ наркома ВМФ Н. Кузнецова о создании комиссии, куда входили ведущие специалисты Военно-морской академии. Они должны были проанализировать опыт, полученный на войне, и подготовить материалы, касающиеся как типажа, так и тактико-технических элементов наиболее перспективных кораблей, которые со временем будут включены в новую программу по обновлению флота в СССР.

В сентябре того же года на совещании у И. В. Сталина, где участвовали руководители судостроительных заводов и командование ВМФ, им было выдвинуто предложение о сокращении численности линкоров и увеличения количества тяжелых кораблей, таких как проектируемый крейсер «Сталинград». «Кронштадт» и целый ряд других подобных ему недостроенных судов довоенной закладки, которые к этому времени морально устарели, в марте 1947 года было решено разобрать на металл.

История проектирования

В середине 1947 года министрами вооружения Д. Ф. Устиновым, ВС Н. А. Булганиным и судостроительной промышленности А. А. Гореглядом были представлены на рассмотрение правительству сразу три проекта КРТ. Один из них предлагал оснастить новый тип крейсеров 220-миллиметровыми, остальные – 305-миллиметровыми орудиями ГК.

Применение одинакового вооружения в двух докладах чиновники объясняли тем, что между министерствами возникли разногласия по поводу толщины бронирования корпуса проектируемого крейсера «Сталинград». Булганин поддерживал идею о 200-миллиметровой обшивке корабля, которая могла бы обеспечить надежную защиту жизненно важных участков судна от 203-миллиметровых снарядов на расстоянии более чем 60 кабельтовых. В итоге такая толщина брони давала возможность улучшить боевую маневренность в случае столкновения с аналогичными крейсерами противника, что являлось бы одним из главных тактических преимуществ.

Горегляд же, в свою очередь, придерживался мнения о целесообразности 150-миллиметрового броневого пояса, что позволило бы значительно уменьшить водоизмещение судна, а также увеличить скорость полного хода. В Минсудпроме были уверены, что подобные усовершенствования обеспечат крейсеру возможность осуществлять огневое взаимодействие с тяжелыми кораблями неприятеля на дистанциях более 80 кабельтовых. Поэтому такая толщина брони была вполне достаточной для защиты от 203-миллиметровых снарядов.

Третий вариант с использованием 220-миллиметровых орудий значительно уступал первым двум проектам как по живучести, так и по огневой мощи. Однако его преимуществом было меньшее водоизмещение корабля на 25 %, а также увеличенная скорость еще на 1,5 узла.

В 1948 году И. В. Сталиным наконец-то был утвержден для дальнейшей разработки один из вариантов. Им стал проект, предложенный Булганиным, а именно корабль водоизмещением 40 тыс. тонн с 200-миллиметровой броней, со скоростью, равной 32 узлам, и 305-миллиметровыми орудиями. Сталин приказал максимально увеличить темпы строительства таких военных судов и позднее лично контролировал ход его выполнения. Стоит напомнить, что создаваемый в СССР тяжелый крейсер «Сталинград» позиционировался еще и как главный оппонент аналогичным американским кораблям типа «Аляска».

Закладка и строительство

Специальным постановлением правительства к выполнению работ по созданию первого тяжелого крейсера типа «Сталинград» были привлечены несколько коллективов КБ, НИИ, судостроительных предприятий и смежных с ними отраслей промышленности, в число которых входили Металлический имени Сталина, Ижорский, Новокраматорский, Кировский, Калужский турбинный, «Большевик», «Баррикады», «Электросила» и Харьковский турбогенераторный заводы.

Торжественную закладку линейного крейсера «Сталинград» произвели 31 декабря 1951 года в Николаеве, на заводе № 444, несмотря на то, что несколько секций днища на стапель установили еще месяцем ранее. Известен тот факт, что рабочие этого предприятия пообещали спустить судно на воду раньше установленного срока, а именно 7 ноября 1953 года, приурочив его к 36-й годовщине Октябрьской революции. Однако это был не единственный крейсер типа «Сталинград», который начали строить в СССР после Второй мировой.

Осенью 1952 года в Ленинграде на заводе № 189 на стапеле «А» заложили еще один крейсер «Москва». Примерно в то же время в Молотовске начали строить уже третий по счету такой же военный корабль, который не получил собственного названия. Его именовали корпусом № 3. Это судно заложили в стапельном цеху-эллинге на заводе № 402.

Строительство крейсера «Сталинград» проекта 82 осуществлялось быстрее всех. На конец 1952 года для этого корабля было поставлено около 120 образцов различного комплектующего оборудования, включая вооружение, теплообменные аппараты, дизель- и электрогенераторные установки, котлотурбины, кабельные устройства, системы приборной техники и автоматики и другие вспомогательные механизмы.

Испытания

Во время проектирования нового типа крейсеров его создателями был выполнен целый ряд опытно-конструкторских и исследовательских работ. Проводились испытания по определению степени стойкости палубного и бортового бронирования посредством подрыва и обстрела гомогенных и цементированных защитных плит. Осуществлялось макетирование главных помещений ГЭУ, погребов боезапаса, энергоотсеков и боевых постов.

Был найден оптимальный вариант теоретических обводов корпуса судна в ходе испытаний мореходных и ходовых свойств корабля на масштабных моделях в опытных бассейнах, расположенных на территории ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского и ЦНИИ академика А. Н. Крылова. Кроме того, проводились и многочисленные теоретические исследования самых разных вопросов, касающихся применения новейшей техники.

Крейсер «Сталинград»: описание конструкции

В основном корпус корабля имел продольную систему набора с имеющимися промежутками между шпангоутами в области цитадели в пределах 1,7 м, а в оконечностях – около 2,4 м. Кроме того, он делился от нижней палубы до днища поперечными переборками, имеющими толщину не более 20 мм, на 23 водонепроницаемых отсека.

Предусмотренные проектом методы секционной сборки корпуса, где использовались одновременно плоские и объемные сегменты, соединяющиеся при помощи сварки, значительно сокращали сроки, выделенные на постройку судна.

Бронирование

Толщина стенок боковой рубки крейсера «Сталинград» достигала 260 мм, траверзных переборок цитадели – 125 мм (кормовой) и до 140 мм (носовой), крыши – около 100 мм. Палубы имели броню: нижняя – 20 мм, средняя – 75 мм и верхняя – 50 мм. Толщина стенок башен главного калибра составляла: лобовой - 240 мм, боковой – 225 мм, крыши – 125 мм. Что касается задней, то она еще выполняла и роль противовеса, так как была сложена из трех плит, суммарная толщина которых могла варьироваться от 400 до 760 мм.

Важнейшие отсеки корабля, такие как погреба боезапаса, помещения энергоустановки и главные посты имели противоминную защиту (ПМЗ), которую составляли 3-4 продольные переборки. Первая и четвертая из них были плоскими и имели толщину от 8 до 30 мм, а вторая (до 25 мм) и третья (50мм) – цилиндрическими. Для более надежной защиты на третью переборку надевались дополнительные плиты толщиной до 100 мм.

Впервые в практике судостроения в СССР тяжелый крейсер «Сталинград» был оснащен тройной защитой днища. Для этого была использована продольно-поперечная система на протяжении всей цитадели. Снаружи обшивка была выполнена из 20-миллиметровой брони, второе и третье днища имели толщину до 18 мм.

Вооружение

Согласно утвержденному проекту, корабль предполагалось оснастить 305-миллиметровыми орудиями СМ-31, общий боезапас которых состоял из 720 залпов, а также 130-миллиметровыми башенными установками БЛ-109А, рассчитанными на 2 400 выстрелов. Система управления артиллерийской стрельбой предусматривала наличие как РЛС, так и оптических средств.

Кроме того, на крейсере «Сталинград» планировали разместить 45-миллиметровые СМ-20-ЗиФ и 25-миллиметровые БЛ-120 зенитные установки, рассчитанные на 19 200 и 48 000 выстрелов соответственно. Башенные орудия СМ-31 предполагалось оборудовать ПУС «Море-82» с радиодальномером «Грот», тогда как для БЛ-109А предназначался «Сириус-Б».

Вспомогательное оборудование, средства связи и обнаружения

Как было сказано выше, на крейсере имелась установка ПУС главного калибра «Море-82», которая давала КДП СМ-28, имеющую базу дальномеров в 8 и 10 метров, и две РЛС станции «Залп». Вторая и третья башни ГК были оборудованы радиодальномерами «Грот». Поддерживаемая тремя СПН-500, ПУС имела стандартный калибр «Зенит-82». В трех башнях УК были установлены радиодальномеры «Штаг-Б». Три радиолокационные системы «Фут-Б» обеспечивали стрельбу из зенитных автоматов СМ-20-ЗИФ.

Вооружение радиотехники состояло из радиолокационных станций обнаружения надводных объектов «Риф», воздушных «Гюйс-2» и целеуказания «Фут-Н». Что касается средств радиоэлектронной обороны, то она состояла из поисковой РЛС «Мачта», а также из используемого для создания помех «Коралла». Кроме того, на крейсере планировали установить гидроакустическую станцию «Геркулес-2» и пару теплопеленгаторов «Солнце-1п».

Прекращение строительства

Сборка кораблей продвигалась быстрыми темпами. Однако после смерти В. И. Сталина прошел всего месяц, когда 18 апреля 1953 года вышел приказ министра тяжелого и транспортного машиностроения И. И. Носенко о прекращении строительства трех кораблей проекта 82. Крейсер «Сталинград» был готов уже почти наполовину. Работы не только по изготовлению, но и по частичному монтажу вооружения на головном корабле велись полным ходом. Кроме того, на нем были установлены различные корабельные устройства и оборудование, включая дизель- и турбогенераторные агрегаты, ГЭУ, теплообменные аппараты, система автоматики и целый ряд других вспомогательных механизмов.

В июне того же года главком ВМС совместно с министром тяжелого и транспортного машиностроения решили часть корпуса крейсера «Сталинград», включающего и его цитадель, использовать на полигоне как опытный натурный отсек. Планировалось, что на нем будут испытывать новейшие образцы морского вооружения. Целью учений была проверка стойкости противоминной и броневой защиты корабля.

Разработать документацию на оборудование и формирование отсека, а также на его спуск со стапеля и дальнейшую буксировку на испытательный полигон, было поручено филиалу № 1 бюро, базировавшегося в то время в Николаеве. Руководителем этого проекта стал К. И. Трошков, а главным инженером – Л. В. Дикович, который был ведущим конструктором проекта 82.

В 1954 году отсек тяжелого крейсера «Сталинград» спустили на воду. В течение 1956 и 1957 годов на нем испытывали мощь крылатых ракет, торпед, авиабомб и бронебойных артиллерийских снарядов. Однако, несмотря на это, отсек все же оставался на плаву даже при отсутствии на нем каких-либо специальных сил и средств, отвечающих за его живучесть. Такое положение дел только лишний раз подтвердило чрезвычайно высокую эффективность защиты этого корабля.

Что же касается остальных двух крейсеров, то их недостроенные корпуса разделали на металлолом. Эти работы были произведены на территории заводов № 402 и № 189. В середине января 1955 года, согласно постановлению Совета министров Советского Союза, на базе башенных установок СМ-31, оставшихся от крейсеров не реализованного проекта 82, планировалось изготовить четыре 305-миллиметровые железнодорожные батареи для нужд береговой обороны СССР.

«Сталинград» и остальные корабли, разработанные ЦКБ-16, получили высокую оценку со стороны советского правительства. Несмотря на незавершенный проект 82, он был достаточно интересным и весьма значимым, учитывая тот факт, что корабли были созданы в исключительно короткие сроки. Их проектирование и дальнейшая постройка продемонстрировали всему миру высочайший технический и научный потенциал страны.

Примечательно, что проект 82 и его объекты были единственными в мире артиллерийскими тяжелыми судами, заложенными уже после завершения Второй мировой. На примере модели крейсера «Сталинград», выполненной в 1954 году, которая хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, мы и сейчас можем легко представить себе всю мощь этого корабля.

Компьютерные игры

Крейсер «Сталинград» в World of Warships – это ожившая история отечественного флота. Несмотря на то что в действительности корабль так и не был достроен, его можно будет воочию увидеть на экране своего монитора. В середине октября 2017 года разработчики World of Warships заявили, что крейсер X уровня «Сталинград» смогут получить в подарок только лучшие игроки. Уже сейчас желающих принять участие в виртуальном бою и стать капитаном этого судна достаточно много.

Комментарии