Что такое кларнет? Виды кларнетов
Всем известна скороговорка о том, как Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. С кораллами в общем и целом как-то понятно, а вот о том, что такое кларнет, представление есть не у всех. Необходимо провести исследование и отправиться на экскурсию по истории создания, звучания и описания этого интересного музыкального инструмента.
Визуально это труба, или дудочка, которую называют кларнетом. И все же, что такое кларнет? Это духовой музыкальный инструмент с непривычным звучанием. Но откуда он взялся и кто смог создать этот шедевр? Для получения ответа на этот вопрос необходимо небольшое путешествие во времени.
История кларнета
Свое начало кларнет берет в конце XVII - начале XVIII века. Над этим инструментом упорно трудился нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Христоф Деннер. Вообще-то, мастер старался улучшить конструкцию шалюмо (свирели). В 1701 году у новой шалюмо появился раструб. Внешне новинка напоминала раструб трубы clarion. Кстати, звучание тоже стало похожим на этот инструмент, название которого произошло от латинского слова clarus – «ясный». Стало очевидно, что это совершенно иной, новый музыкальный инструмент. Благодаря таким формам диковинный инструмент назвали clarinetto. Это итальянское название, которое означает «маленькая clarino». Музыкальный инструмент стали именовать «маленькая труба», а само название "кларнет" – это уменьшительное от clarion.
Как только кларнет не усовершенствовали! Особое место хотелось бы отвести Якобу Деннеру, именно благодаря его стараниям кларнет оснастили еще одним клапаном. Это далеко не все, что сделал Якоб Деннер.
Всего два клапана? Нет, на этом улучшения кларнета не закончились. Вдохновленные усовершенствованием, талантливые музыканты стремились к более глобальным переменам, и клапанов появлялось все больше. И только в 1790 году у кларнета появился последний шестой клапан. На этом высоколобые мужи решили на время остановиться. Но в XIX веке к кларнету приспособили то, что применялось только на флейте – это целая система кольцевых клапанов.
Если перечислить всех, кто приложил свою руку к этому удивительному музыкальному инструменту, в списке будут известные люди. Среди них такие светлые умы, как Бертольд Фриц, Эжен Альбера, Ксаверия Лефевра, Карл Берман и даже Адольф Сакс.
Опираясь на исторические данные, можно дать ясный ответ на вопрос о том, что такое кларнет. Это усовершенствованная старинная французская свирель, которая имеет почти 20 клапанов, рессор, много винтов, осей и даже тяг. Но эволюция кларнетов продолжается и по сегодняшний день.
Уникальность этого инструмента видна в тот самый момент, когда открывается футляр с ним, и в этот момент стоит погрузиться в анатомию данного шедевра.
Мундштук
Что это такое? На вид мундштук смахивает на птичий клюв. Его устройство заслуживает особого внимания, ведь этот элемент в звучании инструмента играет далеко не последнюю роль. На нем есть изгиб или выемка. Мундштук берется в рот для того, чтоб вдохнуть в него воздух. И на этот самый звук влияет все:
- расстояние от верхушки мундштука до конца трости;
- выемка, а точнее ее длина;
- угол, под которым наклонен мундштук.
Но не только мундштук придает инструменту такое звучание.
Бочонок
Если посмотреть на кларнет, возникает вопрос: что это на нем за маленькая бочка? Этот бочонок отвечает за подстройку кларнета. Благодаря ему меняется строй инструмента. Изменения происходят до четверти тона. Для этого перед началом игры слегка выдвигается или, наоборот, задвигается бочонок в корпус. На нем отсутствуют клапаны, зато присутствует название изготовителя, что, несомненно, делает инструмент более изящным и притягательным визуально.
Трость
Эту часть инструмента еще называют язычком — тонкая узкая пластинка, которая производит звук. Эта часть кларнета сделана из камыша, но не из такого, который можно увидеть у реки или озера, а из особого. К сожалению, трости быстро изнашиваются. Ведь волокна камыша — это не дуб. Если ежедневно всего по 1 часу музицировать, уже через 3 недели появится необходимость в новой трости. Чем сильнее вдувается поток воздуха, тем быстрее происходит изнашивание.
Нижнее колено
Самой большой частью кларнета по праву можно считать нижнее колено. С правой стороны находятся клапаны, которые выполняются из металла. Есть еще пробковое кольцо, которое можно найти снизу. Здесь на нижнем колене находится и перемычка, чтобы соединить нижнее и верхнее колено.
Верхнее колено
Тоже любопытная вещь. В отличие от нижнего колена, клапаны расположены на противоположной, левой стороне. Верхнее колено меньше нижнего. Но на этом различия не заканчиваются. Если на нижнем колене одно пробковое соединение, то здесь два. Их назвали прямо как у живого существа - сухожилиями.
Для получения красивой мелодии пальцы торопливо или медленно опускаются, закрывая, и поднимаются, открывая отверстия, которые расположены на корпусе музыкального инструмента.
Кстати, если говорить об отверстиях, то на лицевой стороне мы можем видеть их шесть, а на обратной отчетливо виднеется еще одно. Итого семь. Но есть еще. Для остальных отверстий используют клапаны. Это целый клапанный механизм, который представляет собой связь между винтами, осями и остальными частями инструмента. Эта система довольно сложная, и разобраться в ней очень тяжело.
Раструб
Раструб имеет форму воронки или колокольчика. Когда играет кларнет, то он больше напоминает трубу, чем флейту. Из ряда духовых кларнет более подвижный, но все же уступает флейте. Хотя, как и флейта, кларнет держится прямо раструбом вниз.
Якоб Деннер славно потрудился над этим изобретением, ведь именно раструб дает больше точности. Особенно поражает, как на кларнете звучит нота ми малой октавы. А ведь это самая низкая нота! Добиться ее возможно лишь благодаря раструбу. Хоть кларнет и виртуозный инструмент, но до стремительности и воздушности флейты немного не дотягивает. Тем не менее, когда играет кларнет, песни воспринимаются ярче и образы возникают отчетливей.
Звучание кларнета
Когда в зале звучит кларнет, музыка уносит в такие дали, что эти впечатления не забудутся никогда. Кажется, он может все, вне зависимости от того, звучит он самостоятельно или в тандеме. Этот деревянный инструмент виртуозно и грандиозно создает нечто тайное, мрачное, как будто в густом тумане подстерегает опасность. И здесь с тревогой начинает биться сердце. От злого пронзительного возгласа этого инструмента можно подпрыгнуть на месте и окунуться в различные эмоции, передаваемые музыкантом. Имея разные тембры, кларнет просто волшебно передает человеческий голос и даже ярко выраженный смех, кажется, что кто-то говорит с тобой, жалуясь или плача, ликуя или вздыхая. И эта вся прелесть делится на несколько регистров. И у каждого регистра свой тембр. То мягкая летучая нега, то искристая экспрессия. На что только не способен кларнет! Это и чуть слышное пение, легкое, как дуновение ветерка, и сильный сочный красочный звук. И все это – кларнет. Фото этого инструмента не способно передать все то изящество, на которое он способен.
Путь кларнета в оркестр
Можно смело утверждать, что сейчас кларнет в оркестре незаменим. Сначала к кларнету как к оркестровому инструменту относились с недоверием и опаской. Но симпатия к нему со временем росла. И для кларнета стали писать много произведений, которые придавали свежее веяние и необычную окраску. В середине XVIII века кларнет очень уместно звучал в хорах, где поют военные песни и играют соответствующую музыку. А композитор из теплой Италии Грегорио Широли в 1770 году написал достаточно милую сонату для этого интересного инструмента. Вольфганг Амадей Моцарт и Гайдн – вот кто помог кларнету прочно занять не самые худшие позиции как полноценного яркого инструмента.
Моцарт решился на отважный шаг, когда осмелился применить кларнет в одном церковном произведении. Так же он написал один из наилучших как в репертуаре этого неповторимого инструмента, так и за всю его историю концертов – это концерт для кларнета с оркестром. И в осенней Праге произведение имело ошеломляющий успех.
Подходил к концу 1791 год. Вскоре кларнет стал более заметен и привлекал к себе все больше и больше внимания композиторов. Где только не встречалось его звучание: Вагнер, Бетховен, Вебер, Мендельсон, Шуберт, Чайковский, Берлиоз и многие другие композиторы не обошли своим вниманием кларнет. Лист в своих симфонических поэмах использовал этот певучий музыкальный инструмент. Складывается впечатление, что кларнет - инструмент, без которого просто не обойтись, если есть желание выразить полноту и яркость своих чувств в музыке.
В Мюнхене Карл Мария Фон Вебер осмелился кларнет использовать как солирующий инструмент. Это событие случилось в марте 1811 года. Успех был предопределен. Вдохновленный таким успехом, Вебер незамедлительно, в этом же году, написал для кларнета еще два концерта. Сейчас духовой оркестр был бы не таким ярким и сочным без кларнетов.
Создание музыки и виды кларнетов
Как же пишутся произведения для кларнета? Как и для всех остальных музыкальных инструментов, с помощью нот и, конечно же, вдохновения. В ключе Fa ноты для кларнета не пишутся. А пишутся в ключе Sol. Только так, и не может быть иначе. Ведь пробовали уже иначе. Получилось несколько конфузно. Если разобрать звуки, находящиеся выше ля третьей октавы, то чем больше звук стремится вверх, тем сложнее он становится и слышится резче. Следует обратить внимание, что в piano можно хорошо почувствовать не совсем чистое звучание ступени соль-диез и ступени ля. Но зато, когда музыка в оркестре идет в forte, слушатель этого совсем не заметит. Постоянную прописку в оркестре получили такие ступени, как си-бемоль и все остальные октавы до четвертой. В зависимости от того, какое необходимо звучание, используется кларнет in A, in B, in C, in Es. Реже используют контрабасовый и бассет-кларнет.
Так что такое кларнет? Это незабываемые впечатления от прослушанной музыки и ощущения полета и счастья после концерта.