Пожарный самолет. История и современность
Масштабные пожары, как природного, так и антропогенного происхождения, представляют серьезную опасность для лесного ресурса страны, флоры и фауны, экологии в целом, а зачастую несут непосредственную угрозу безопасной жизнедеятельности человека. Основная функция пожарной авиации - своевременное обнаружение, локализация и быстрая ликвидация возгораний на больших площадях.
Крылатые огнеборцы. Начало
Первые пробные вылеты на нейтрализацию огненной стихии (Шатурское лесничество, Московская область) совершил летом 1932 г. биплан У-2. На очаги возгорания сбрасывались бомбы со специальным химическим составом. Также первый пожарный самолет был укомплектован 200-литровым баком, из которого распыляли специальный раствор, создавая заградительные полосы, препятствующие распространению огня. Результаты оказались неудовлетворительными, но определились основные направления развития технологии авиационного пожаротушения.
Пожарная авиация СССР
Более полувека активно эксплуатировались для мониторинга пожарной обстановки, доставки людей и грузов различные модификации многофункционального самолета АН-2. В 1964 году была разработана специализированная модель - пожарный самолет-танкер АН-2П, способный доставить к очагу возгорания в баках 1240 литров водного раствора.
В конце 80-х годов лесопожарный авиаотряд пополнился самолетами ОКБ Антонова, оборудованными внешними водоналивными устройствами емкостью 2 тонны. АН-26П имел два таких бака, АН-32П - четыре. Самолеты АН-32П FAIRKILLER особенно отличились при ликвидации пожаров в Крыму (1993 г.) и Португалии (1994 г.).
После развала Советского Союза и образования в 1994 году при МЧС России аэромобильной группы в строй стал еще один пожарный самолет - ИЛ-76ТД.
Время гигантов
Для ликвидации пожаров на больших площадях ИД-76ТД доукомплектовывают двумя ВАП (выливные авиационные приборы), общей емкостью 42 м3. Авиапарк МЧС получил пять таких машин. Стратегические водяные бомбардировщики неоднократно использовались для борьбы с массовыми возгораниями на Сахалине, в Хабаровском крае и Забайкалье, в Амурской области и Приморье.
Самолеты-амфибии
Существенный вклад в развитие отечественного пожарного самолетостроения внесли специалисты Таганрогского авиационного комплекса им. Бериева. Первый пожарный самолет-амфибия Бе-12П-200 прошел испытания в 1996 году.
В фюзеляже машины смонтированы две емкости по 6 м3, поделенные на две части с автономными створками. Борт оборудован контрольно-измерительным комплексом контроля за окружающей обстановкой, аппаратурой для прицельного сброса воды. Как набирает воду пожарный самолет? Возможны два варианта. Первый доступен всем воздушным судам - заправка на аэродроме. При хорошем техническом обеспечении Бе-12П заправится в течение получаса. Вторым способом - в режиме глиссирования над водной поверхностью - наполняют баки водой только амфибии. У того же Бе-12П эта процедура займет 14-16 секунд.
С 2012 года с огнем сражается и многофункциональный Бе-200ЧС. Время заправки на глиссировании у него сократили до 12 с. Залповый сброс воды занимает менее секунды. Полностью заправленных топливных баков самолету-амфибии хватит для доставки к эпицентру пожара свыше 300 тонн воды.