Социально-психологические явления: определение, классификация
Социально-психологические явления сопровождают нас всю жизнь. К ним относятся восприятие, подражание, понимание, внушение, лидерство, убеждение, взаимоотношения и ещё многое другое. Всё это обычно проявляется в процессе общения, который, в свою очередь, в психологии принято считать центральным явлением. Впрочем, обо всём – по порядку.
Специфика
Первым делом следует отметить, что социально-психологические явления принято рассматривать на нескольких уровнях – на официально-формализованном, личностно-институциональном и межличностном. Да и вообще всё общение, в принципе, воспринимается как средство повышения качества обучения и труда, как особое явление. Ведь именно в его процессе формируется психолого-социальная структура отдельного человека, малых групп и целых коллективов.
Итак, в чём специфика заданной темы? В том, что все социально-психологические явления, кажущиеся нам привычными, принято рассматривать с нескольких точек зрения. Если быть точнее – их «раскладывают» на уровни.
На первом нечто социальное лишь выступает в роли корректора биологического и природного. На втором проявляется общечеловеческий фактор. Принимаются во внимание различия в возрасте, поле, учитывается преемственность поколений.
И, наконец, третий уровень. Он, если выражаться вкратце, включает в себя экономические и политические условия, которые являются немаловажными причинами социализации личности.
И центральным звеном во всём этом является концептуальный аппарат. То есть основные понятия, которые и выражают структуру малых групп, личности, а также массовидных явлений.
Классификация
Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. От общностей, малых и больших групп, в которых они возникают.
Также и от их типа. Общности бывают как организованными, так и неорганизованными. Явления, возникающие в них, называются массовидными (об этом будет рассказано ниже), а поведение – стихийным.
Имеет значение и класс психологических феноменов. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определённых условиях (допустим, в экстремальных или же конфликтных ситуациях). И конечно же, они бывают как осознанными, так и неосознанными.
Об общественном мнении: определение
Теоретические знания полезны, однако стоит перейти к практике и рассмотреть социально-психологические явления непосредственно. Одним из них является форма массового сознания. То есть общественное мнение. Именно в нем проявляется отношение людей (порой даже целых групп) к определённым процессам. В определении уточняется – что к тем, которые затрагивают их потребности или интересы. Но действительность показывает, что современные люди высказывают своё мнение по отношению ко всему, даже если их это не касается.
Характеристика явления
Общественное мнение может формироваться по-разному – либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.
По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.
О сознательном подходе
Его можно выделить в отдельную краткую тему. Потому что сознательный подход в наше время не так «популярен», как выше упомянутый. Поскольку сам уклад жизни стихийный. Чтобы мнение было сознательным, люди (все или большинство) должны подходить к восприятию действительности субъективно. А это подразумевает способность мыслить самостоятельно, редко ориентируясь на что-то общепринятое и уже устоявшееся в обществе. Что, опять-таки, свойственно не всем.
Масштабность
Есть у общественного мнения одна особенность – оно оказывает влияние. Даже если сложилось в небольшом коллективе.
Пример: есть сравнительно небольшое предприятие, на котором работает 50 человек. Как и везде, там работает тот, кого принято называть изгоем. Почему о нём сложилось такое мнение? Возможно, он был не таким общительным, как все остальные, или всегда вёл себя тихо, не возражал никому. Если в коллективе трудятся нормальные люди, то этот человек не вызовет никаких обсуждений. Но нередко случается, что личности такого типа становятся «изгоями», «козлами отпущения» для сваливания на них никому не приятной работы. Об их нелюдимости строят догадки, плетут вокруг интриги. И вот, в один момент такой человек обретает окончательный, придуманный его «доброжелателями» образ.
И это лишь один пример. Что и говорить о влиянии общественного мнения, которое охватывает проблемы международной жизни и вопросы экономики.
Типы взаимодействий
Совместную деятельность тоже принято воспринимать как социально-психологическое явление. Почему? Потому что это – взаимосвязь с другими людьми, осуществляемая с какой-либо целью.
Она не может быть воплощена в действительность, если её участников ничто не связывает. Совместимость есть во всех случаях. Первый её вариант называется психофизиологическим. Она проявляется в тех случаях, когда совместная деятельность осуществляется похожими людьми. Их объединяет похожий характер, идентичные поведенческие реакции, аналогичные установки, возможно, даже мировоззрение. Всё это обуславливает согласованность между ними. А её наличие обязательно для достижения целей.
Второй вариант совместимости является социально-психологическим. Его принято считать наиболее оптимальным. Поскольку он подразумевает сочетание типов поведения людей в определённой группе и общность их установок, интересов и ценностей.
Сплочение и достижение результатов
Это – то, что подразумевает совместная деятельность. Сплочением называется процесс, в ходе которого формируется специфическая связь между людьми, за счёт которой они объединяются в «единый организм». Всё, опять-таки, делается ради достижения определённых целей и результатов. Каждый из участников группы в этом заинтересован.
Принято выделять уровни сплочённости. И на первом обычно происходит развитие эмоциональных контактов – проявление симпатии и расположенности людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человек в том, что его система ценностей совпадает с другими. И на третьем осуществляется разделение общей цели.
Всё это влияет на образование так называемого социально-психологического климата в коллективе, способствующего поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.
Явления в массах
Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.
Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это – психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.
Индивидуальность
Она тоже имеет место быть в теме социально-психологических явлений. Поскольку нередко они относятся не к обществу, а к одной-единственной личности. Имеются в виду те феномены, которые обусловлены особенностями, поведением и действиями определённого человека. Это может быть социальный статус, роль личности, её позиция, ценности, установки. Нередко бывает такое, что из-за одного лишь человека в какой-либо группе (в том же рабочем коллективе) происходят такие явления, которые без него не имеют места быть. Если, допустим, офисом управляет злой начальник, постоянно и по любому поводу срывающийся на сотрудниках – то каждый раз, как он там присутствует, у большинства работников будет напряженное состояние. Потому что каждый будет предчувствовать «бурю», и воспринимать себя, как потенциальную жертву. И, опять-таки, это лишь один из примеров.
Что представляет собой закон подражания?
Ответ на этот вопрос в своё время дал французский социолог Габриэль Тард. Точнее, он его сформулировал.
Тард утверждал, что подражанием является основная движущая сила общественного развития – это подражание. И все сходства, которые только могут быть в нашем мире, обусловлены обычным повторением.
Социолог выделил логические законы подражания – те, которые основаны на средстве распространения определенной инновации или расчёте цели. В качестве отдельной категории обозначались нововведения.
Но самое главное в законе – то, что подражание идёт к внешнему от внутреннего. Иными словами говоря, разум всегда опережается чувствами. Идеи появляются раньше смысла. А цели – раньше средств. И конечно же, желание подражать у людей вызывает только всё самое престижное. Потому что иерархия имеет немаловажное значение.
Функции социальных групп и деление на них
Оно всегда было. Социально-психологические группы существуют столько же, сколько и человечество. С течением времени менялись лишь их названия. Но вообще всегда были объединения людей, имеющих какой-то единый социальный признак.
Есть самые разные подходы, касающиеся определения классификации функций таких групп. Принято выделять несколько в качестве основных.
Первая функция – социализация. Считается, что человек лишь в группе может обеспечить своё полноценное существование и выживание .
Вторая функция – инструментальная. Подразумевает совместное осуществление группой той или иной деятельности (о взаимодействии выше уже говорилось).
Третья функция – экспрессивная. Сюда включается всё, что касается психологии. Это взаимное одобрение людей, уважение, доверие, дружба, чувства, эмоции и многое другое.
И, наконец, четвёртая функция – поддерживающая. Её суть заключается в том, что все люди стремятся объединиться в сложных ситуациях. Таковы их социально-психологические особенности. Вместе справиться с чем-то легче (как физически, так и морально), чем одному.
О проблемах
Тему, касающуюся их, также следует отметить вниманием. Социально-психологические проблемы касаются сегодня всех.
Взять, к примеру, такую малую группу, как семья. В наше время далеко не каждый союз заканчивает своё существование естественным путём – то есть уходом в другой мир одного из супругов. Всё чаще браки распадаются. Около 80%, если верить статистике! И практически всегда причинами являются возникшие и неразрешенные психологические проблемы.
Или, например, пожилые люди. У них тоже есть масса проблем социально-психологического характера. Одна из немногих заключается в резком снижении их статуса в обществе. Они перестают так же успешно функционировать, как личности, что нередко приводит к срывам.
А молодёжь? Многим кажется, что вот у кого, а у них уж точно быть проблем не должно. Но это не более чем предвзятость и стереотипы. Поиск своего места в жизни, попытки «влиться» в общество и в те или иные коллективы, конкуренция во всех её проявлениях. Да, у всех проблем разная социально-психологическая характеристика. Но сопровождают они нас всегда, в любом возрасте. И одних, разве что, чаще, других реже. Можно ли их избежать совсем? Да, безусловно. Если жить вне общества. Что, впрочем, сложно достижимо.